Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет изучение состояния малого бизнеса в современных условиях, определение направления государственной поддержки. В первой части работы предлагается рассмотреть малый бизнес как понятие, дать ему определение и выявить основные особенности и признаки малого предпринимательства. Во второй части ознакомиться с этапами развития малого бизнеса, изучить его функции и особенности. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России, и перспективы его развития. Также в третьей части предложена программа развития малого бизнеса в Калужской области.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теория малого бизнеса

Понятия и признаки малого предпринимательства 6
Роль, особенности и функции малого предприятия в экономике. 10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства 15
Глава 2 Особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

2.1 Этапы развития малого бизнеса в экономике России 20

2.2 Проблемы и особенности кредитования малых предприятий 24

2.3 Анализ состояния малого предпринимательства Калужской области 26

Глава 3 Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

3.1 Формы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 34

3.2 Совершенствование кредитования малых предприятий 38

3.3 Программы развития малого бизнеса в Калужской области 41

Заключение 45

Приложения 47

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Глава 3 Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

3.1 Формы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса Основными направлениями государственной политики в сфере малого предпринимательства стали формирование инфраструктуры поддержки МП, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий. Система льгот предусматривает упрощение ряда процедур, сопутствующих предпринимательской деятельности (регистрация, лицензирование, сертификация, отчетность), ускоренную амортизацию основных производственных фондов, льготное кредитование и льготное налогообложение. Причем последнее предлагается распространить не только на собственно субъекты малого предпринимательства, но и на организации, обслуживающие деятельность МП (от фондов поддержки до кредитных, страховых, информационных, консалтинговых организаций). Следует отметить: налоговая политика в отношении малого предпринимательства плохо согласуется с общей концепцией построения налоговой системы в РФ, в основу которой положено равенство всех перед налогообложением. Так, например, исходя из того же Закона  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №230-РФ малые предприятия имеют следующие льготы:7    Льготы неналогового характера:

  1. Льготные условия кредитования за счет использования средств фондов поддержки малого предпринимательства или средств обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
  2. Льготные условия страхования.
  3. Резервирование для них определенной доли государственных заказов.
  4. Поддержка  внешнеэкономической  деятельности  субъектов  малого предпринимательства (путем компенсации им части расходов по осуществлению этой деятельности.)
  5. Создание соответствующей информационной инфраструктуры, обеспечивающей получение оперативной информации, необходимой для эффективного развития.
  6. Оказание производственно-технологической поддержки.
  7. Содействие в обеспечении современным оборудованием и технологиями
  8. Поддержка в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Неналоговые и связанные с ними льготы:

1.  Собственно льготы по налогам.

2. Некоторые вновь созданные малые предприятия (МП) в первые два

года деятельности не платят налог на прибыль. Эти же предприятия

третий и четвертый год работы платят налог в размере 25 и 50 процентов от основной ставки.

3.Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств  и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов.

4. Освобождаются от НДС платежи малых предприятий по лизинговым

сделкам в полном объеме.

5. Уплачивают налоги и представляют расчеты  по налогам один  раз в

квартал независимо от размера среднемесячных платежей.

     Косвенные льготы по налогам, напрямую не затрагивающие ни ставки

налога, ни порядка его расчета,  но применение которых приводит

уменьшению налогооблагаемой базы. В настоящее время есть одна такая льгота - амортизация оборудования. Согласно закону о государственной поддержке МП субъекты  малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим МП в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

     Упрощенная система налогообложения. Самое существенное изменение, затронувшее налоговую сферу малого бизнеса - упрощенная система налогообложения, правовые нововведения и применения которой заложены федеральным законом |РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Упрощенная система предусматривает замену уплаты всей совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

При этом объектом налогообложения является либо совокупный доход, либо валовая выручка (по выбору государственного органа на территории).

Установлена ставка единого налога на совокупный доход в размере

30% и ставка на валовую выручку - 10%.

     Существуют ограничения для применения упрощенной  системы налогообложения: во-первых, численность работающих  на предприятии не должна превышать 15 человек; во-вторых, валовая выручка предприятия в течение года не должна превышать суммы 100000-кратного минимального размера оплаты труда; предприятие не должно заниматься производством подакцизной продукции, недолжно быть вновь созданным на базе ликвидированного, не должно относиться  к страховым, кредитным предприятиям, инвестиционным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг.            Но предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса и требуют еще меньше снизить налоговое бремя для большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы 3 лет) .Политика государство в связи с этим должна быть направлена на создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров. В совокупности с информационной поддержкой малого бизнеса данные изменения позволять значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной властью России. (кредитный портал Кредит бизнес.ру) Очень радует тот факт что современная власть стала уделять более пристальное внимание к малым предприятиям, а точнее стал более остро вставать вопрос о возможности «выживания» в современных Российских условия при существующем законодательстве и размерах налогов. Владимир Путин -бывший президент РФ и его наставник - действующий президент Дмитрий Медведев говорят о том, чтобы предоставить малому бизнесу все условия для полноценного развития, то есть упростить ряд организационных моментов, снизить налоги, в том числе и снизить налог на добавленную стоимость, который существенно влияет на доходы и развитие предприятий.      Также необходимо вмешательство государства в осуществлении  финансовой поддержке предприятий, ведь при осуществлении избирательной финансовой поддержки МП, во-первых, приоритет необходимо отдавать предпринимателям производственной  сферы и представителям депрессивных регионов, бизнесменам из числа демобилизованных офицеров, безработных и вынужденных переселенцев. Во-вторых, рассматриваемая поддержка этих МП предполагает, в первую очередь, стимулирование их инвестиционной активности. При этом необходимо обеспечить сочетание интересов государства и  субъекта МП. Принципиальная линия в решении этой проблемы , как представляется, должна быть такой: органами поддержки рассматриваются и удовлетворяются финансовые заявки предпринимателей, направление деятельности которых соответствует приоритетам программы развития и поддержки МП. Примерные схемы финансирования МП в России представлены в приложениях 2,3.  Механизм подобного согласования государственных (региональных) и частных интересов отработан в Москве. Здесь в зависимости от конкретных условий предпринимательских проектов, а также от их значимости для нужд городского хозяйства и социальной сферы финансирование осуществляется в следующихвидах:                                                                                                                 • непосредственная выдача кредитов, субсидий, дотаций;

• предоставление гарантий Московского фонда поддержки МП кредитно-финансовыми организациями на всю сумму кредита или на часть ее;

• совместное финансирование с кредитно-финансовой организацией;

• полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого бизнеса по пониженной процентной ставке;

• передача оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг) через Московскую лизинговую компанию;

• финансирование страхования кредитов, предоставляемых коммерческими  финансовыми структурами (см.приложение 4).

3.2 Современное кредитование малых предприятий    Существует ряд государственных проектов, целью которых является некоторое упрощение жизни предпринимателей, занимающих нишу малого и среднего бизнеса. В том числе государственная программа кредитования малого бизнеса. Не смотря на это, предприниматели, которые хотят улучшить состояние своего бизнеса, и ощущающие необходимость в дополнительных денежных вливаниях, постоянно сталкиваются с проблемами при получении и погашении кредитов. Это связано со множеством факторов. Большие банки, работающие на всей территории России, обычно предоставляют кредиты на некоторых общих условиях, и, как правило, не рассматривают индивидуальные особенности своих клиентов. Это приводит к тому, что предприниматель, обратившись в известный и надежный банк, вынужден пользоваться тем, что ему предлагают, а не тем, что ему удобно. Иногда банк предлагает программы кредитования малого бизнеса, рассчитанные на определенных региональных предпринимателей. Соответственно работая по тем же условиям с бизнесом в других регионах, банк предлагает не самые оптимальные условия кредита. Важно заметить, что более 80% банков разработали собственные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Но при этом слабым местом подобных программ является отсутствие универсальной системы оценки бизнесменов, обращающихся за кредитом. В Европе и США система оценки носит название скоринг и является полностью автоматизированной. Скоринг представляет собой бальную систему оценки, позволяющую отсеять субъективные факторы и определить насколько целесообразно давать кредит тому или другому предприятию. В России балы выставляются человеком. И лишь некоторые банки планируют ввести эту систему в течение 2008года,как уже было сказано выше. Таким образом, оценка предприятия не может быть всецело объективной. Какие факторы могут добавить баллы и увеличить вероятность получения кредита, а какие – её уменьшить?  Одно из самых важных условий для любого банка, без соблюдения которого вероятность получения кредита практически равна нулю, это регистрация предприятия и ведение бизнеса в регионе присутствия банка не менее шести месяцев. Второе условие – это отсутствие просроченной задолженности по кредитам, взятым ранее. Следующее условие это показатель успешной деятельности предприятия – наличие постоянного дохода. Необходимо отметить, что последний критерий для большинства банков имеет определяющее значение: ведь гарантом возврата кредита является в первую очередь стабильный и приносящий доходы бизнес. Однако низкая легитимность бизнеса также не может служить основанием для “пожизненного” отказа в кредитовании. Чаще всего банки советуют повторно обратиться за кредитом через несколько месяцев, либо всё же выдают кредит, сокращая при этом его объём. Другим обстоятельством, которое может послужить причиной для отказа от кредитования может служить плохая кредитная история. По словам самих банкиров, в последние годы предприятия с плохой историей встречаются всё реже: бизнесмены понимают, что соблюдение платёжной дисциплины – залог того, что он сможет получить кредит в будущем. Кстати, в последнее время банки вспоминают не только о кредитной истории данной организации, но и её владельца. И, наконец, последним важным обстоятельством, которое способно воспрепятствовать получению банковского кредита – это проблемы у предприятия с законом. В данном случае далеко не все проблемы являются 100% гарантией отказа: всё зависит от их характера и “тяжести”.             Существуют и положительные моменты кредитования. Например, крупные банки поощряют постоянных клиентов. Это выражается в упрощённой форме получения кредита, а также в снижении процентной ставки. Так, например, хорошая кредитная история может снизить процентную ставку на 0,5%.   Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере – это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее.8Совсем недавно на заседании президиума Госсовета в Тобольске обсуждались проблемы развития малого бизнеса. И по словам Д.Медведева, уже подготовлены предложения по созданию специального законодательства по микрокредитованию, ведь  в настоящее время в стране малый бизнес располагает объемом кредитных ресурсов всего в размере 250 млрд. рублей. А По мнению Э.Набиуллиной  крупные банки и региональные власти должны оказывать содействие в расширении финансово-кредитной поддержки малого бизнеса. Также на заседании было предложено  ввести для малых предприятий рассрочку платежей, что позволит им прочнее встать на ноги и быстрее осуществлять техническое перевооружение.9

3.3 Программа развития малого бизнеса в Калужской области   Сегодня в Калуге действует свыше трех тысяч малых предприятий, где трудится более 41 тысячи человек. Это четверть  трудоспособного населения города. По оценочным данным, малый бизнес произвел товаров и услуг на сумму свыше  14 млрд. рублей. Рост по сравнению с прошлым годом — 162%. К сожалению, на многих малых предприятиях до сих пор существуют схемы «серых зарплат». Мы предпринимаем массу усилий, чтобы это перестало быть общепринятой практикой.          За последние годы наблюдается постоянный рост налоговых поступлений в муниципальный бюджет от деятельности субъектов малого предпринимательства, перешедших на специальные налоговые режимы. Так, в 2007 году сумма налоговых поступлений выросла по сравнению с 2006 годом на 25,4%. Однако, несмотря на положительную динамику развития предпринимательства, существует ряд проблем для дальнейшего роста малого бизнеса. По-прежнему  существует  сложность в получении финансовых, материально-технических ресурсов в условиях недостаточности собственного стартового капитала, необеспеченность субъектов предпринимательства производственными площадями и земельными участками, недостаточный уровень социальных гарантий для работников, ограниченность доступа к информационным и справочным ресурсам.          Чтобы решить эти проблемы, реализуется городская целевая программа «Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании «Город Калуга» на 2007-2009 годы». В прошлом году более 5 млн. рублей было направлено на поддержку малого бизнеса. Создана автономная некоммерческая организация «Калужский бизнес-инкубатор». Его основная задача — размещение на своих площадях малых инновационных предприятий и оказание им полного комплекса консалтинговых услуг. На базе бизнес-инкубатора осуществляется реализация инновационных и инвестиционных проектов совместно с действующими бизнес-структурами в сфере нано-биотехнологий, экологии, сельского хозяйства и строительства.       Калужский бизнес-инкубатор становится тем центром, где человек, имеющий коммерческую идею в технико-технологической сфере, может реализовать свой предпринимательский потенциал, а действующий предприниматель может получить квалифицированную консультацию и поддержку. В этом году планируем разместить на базе бизнес-инкубатора пять малых инновационных предприятий, прошедших конкурс.     В городе создается первый частный технопарк. Его площадь — более 1 тысячи кв.м. офисных и производственных помещений. Здесь будут развиваться инновационные предприятия в области новых материалов и электроники.       Подводя итог, можно сказать, что Калуга имеет большие перспективы в отношении развития как малого бизнеса, так и экономики в целом. Это обуславливается рядом причин: во – первых, город имеет очень выгодное и удобное как географическое, так и экономическое расположение относительно центра России, во - вторых, располагает свободными для застройки территориями и в – третьих, обладает достаточным количеством трудовых ресурсов, что и объясняет значительный приток инвестиций в город.      Но на месте не стоит и развитие области в целом. Так например Боровский район, где за три года количество малых предприятий увеличилось со 130 до 386. Изменение систем налогообложения в  позволяет малому бизнесу активно расти в том числе и в Боровском районе. Развивается финская « Стора Энсо Пакаджинг», строится швейцарская «Нестле пурина Петкер». Основная сфера деятельности малого бизнеса — торговое обслуживание населения. Товарооборот малых  предприятий Боровского   района за прошлый год составил свыше 2 миллиардов рублей. Благодаря притоку рабочей силы из стран ближнего зарубежья численность занятых работников возросла на 16% (2 134 человека).  Объем инвестиций в основной капитал за три года увеличился на 80% и по итогам 2007 года составил 3 428 миллионов рублей. На одного жителя муниципального района пришлось 8 тысяч рублей инвестиций, из которых 5.8 тысячи рублей — собственные средства предприятий. Действующая  муниципальная  целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства позволяет получать определенные  гарантии при банковском кредитовании, обеспечивает доступ к финансовым ресурсам.   Жилищный вопрос в районе решается в основном за счет индивидуального жилищного строительства. В 2007 году жилой фонд Боровского района пополнился в общей сложности на 35 тысяч кв. м. В городском поселении «Город Балабаново» введено в эксплуатацию свыше 7 тысяч м жилой недвижимости. Планируется строительство нового микрорайона «Северный» на площади 110 К, который обеспечит жильем 27 тысяч жителей. Строительство будет осуществлять корпорация «Монтаж-спецстрой». В районе уже определены площадки под жилищное строительство за счет средств частных инвесторов (общая площадь жилья более 50 тыс. кв. м). «Сберстройинвест» в рамках федеральной целевой программы "Доступное жилье» осуществляет малоэтажное строительство по канадской технологии на земельном участке площадью 100 га в районе деревни Кабицино (совхоз «Боровский»).В этом году финская «Стара Энсо Пакаджинг» планирует строительство нового завода по производству полиграфической продукции (объем кредитных инвестиций — 1 млрд. 600 тысяч рублей). За счет своих средств предприятие планирует обновить оборудование. На территории индустриального парка «Ворсино» продолжается строительство завода «Нестле Пурина Петкер».     Ключевая задача для Боровского района — реализация проекта по созданию индустриального парка «Ворсино». Активными темпами развивается промышленная зона; заключены договоры аренды на земельные участки с крупными промышленными предприятиями; «Калужский научно-производственный электро-металлургический завод», «Нестле Пурина Петкер», «Одиссейпром».          На территории района создан и действует инвестиционный совет при администрации. В 2006-2007 гг. рассмотрены и поддержаны инвестиционные проекты: агротуристический комплекс «Этно-деревня», Гордеевское овощное хозяйство, завод по переработке и прессованию профилей из алюминия «Антел», строительство поселка индивидуальных жилых домов «Деревня Кабицино». коневодческого комплекса в деревне Сатино и др.    Для развития въездного туризма планируется дальнейшая реализация проектов — строительство гостиничного комплекса и агротуркомплекса «Этно-деревня».           Улучшение благоприятного инвестиционного климата — главный результат воплощения в жизнь областного закона «Об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в областной бюджет».10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне