Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет изучение состояния малого бизнеса в современных условиях, определение направления государственной поддержки. В первой части работы предлагается рассмотреть малый бизнес как понятие, дать ему определение и выявить основные особенности и признаки малого предпринимательства. Во второй части ознакомиться с этапами развития малого бизнеса, изучить его функции и особенности. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России, и перспективы его развития. Также в третьей части предложена программа развития малого бизнеса в Калужской области.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теория малого бизнеса

Понятия и признаки малого предпринимательства 6
Роль, особенности и функции малого предприятия в экономике. 10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства 15
Глава 2 Особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

2.1 Этапы развития малого бизнеса в экономике России 20

2.2 Проблемы и особенности кредитования малых предприятий 24

2.3 Анализ состояния малого предпринимательства Калужской области 26

Глава 3 Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

3.1 Формы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 34

3.2 Совершенствование кредитования малых предприятий 38

3.3 Программы развития малого бизнеса в Калужской области 41

Заключение 45

Приложения 47

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Глава 2 Особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

2.1 Этапы  развития малого бизнеса в  экономике России     Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.            Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.       К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряда реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.            К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.           В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.           Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.           К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса.                                                                                  Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны.                                          Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

     С 2005 года была начата реализации Федеральной программы поддержки малого предпринимательства и внесены поправки в ряд статей, касающихся поддержки малого бизнеса, что способствовало оживлению предпринимателей и созданию новых малых предприятий. Но в ходе работы у руководителей фирм стало возникать все больше проблем, касающихся в основном налогообложения, кредитования и оформления регистрационных бумаг. Затем в 2006,когда количество предприятий превысило 1 млн.,доля продукции выпускаемой малым бизнесо стала составлять 12% ВВП,начало активно развиваться кредитование малых предприятий,но по проведенному компанией BusinessVision исследование к концу 2006 года только 78% банков занимались кредитование малого бизнеса.К 2007 году,эта цифра увеличилась, но остро встали проблемы взяточничества,из за которого по данным опросов,только 18% россиян готовы были начать свой бизнес

В современной  России ведется активная работа по созданию всех условий необходимых  для полноценного развития и функционирования малых форм предприятий.           Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период  интенсивного становления предпринимательства  (1990-1995гг.);   2. период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);    3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

2.2 Проблемы  и особенности кредитования малых  предприятий    В марте 2008 на круглом столе, организованном Центром развития малого бизнеса при участии КМБ-банка, предприниматели и представители банков обсуждали проблему кредитования малого бизнеса. Как выяснилось, несмотря на горячее желание банков кредитовать сектор СМБ, реально получить кредиты удается немногим предпринимателям. Как считает деловое сообщество, банки слишком жестко подходят и к оценке малых предприятий, и к отрасли, где работают предприниматели.          Объем кредитования малого бизнеса, по данным Сбербанка России, ежегодно растет на 30-50%. Потребность небольших предприятий в денежных средствах оценивается в $25-30 млрд. Ряд банков заявляют кредитование сектора СМБ в качестве одного из приоритетных направлений. Банки разрабатывают новые программы кредитования, банки предлагают достаточно гибкие условия, удобные для клиентов, банки активно продвигают свои кредитные продукты. Однако, как отметила президент ЦРМБ Нонна Бархатова, кредитование малого бизнеса в России на сегодняшний день еще развито недостаточно. При этом иной раз можно наблюдать парадоксальную ситуацию, когда предприниматель имеет открытый рассчетно-кассовый счет в одном банке, а за кредитом вынужден обращаться в другой банк. При этом не факт, что банк, где обслуживается предприниматель, не ищет клиентов для своих кредитных продуктов. «Я думаю, что ситуацию нужно менять», – подчеркнула Н. Бархатова.  Руководитель компании «Райво» Олег Макаров описал реальную ситуацию, когда предприятие с хорошей и достаточно длинной историей взаимоотношений с банком, после преобразований не может получить в этом банке кредит, как давний партнер. К этому предприятию, несмотря на декларирование индивидуального отношения, подходят с той же меркой, как и к тем, кто только-только пришел в банк на обслуживание.       Руководители и владельцы консалтинговых компаний посетовали на невозможность вообще получить кредит на развитие из-за отраслевой принадлежности предприятия. Ряд банков, активно работающих с малым бизнесом, тем не менее, некоторые отрасли, где немало предприятий СМБ, исключает из сферы своих интересов.        Кроме того, бизнесмены сетовали на высокие ставки по кредитам, на жесткие подходы к предоставлению отчетности, на избирательный подход к залогам, на сложность и длительность процедуры рассмотрения кредитных заявок, на отказы в кредитах без объяснения причин. Последнее, по мнению предпринимателей, не позволяет им учесть своих же ошибок и недоработок. В итоге и в другом банке они рискуют наткнуться на отказ. А после нескольких неудачных попыток в бизнессообществе складывается стойкий стереотип о невероятной сложности или вовсе невозможности получить кредит.   У банков свой взгляд на проблему. И порой диаметрально противоположный. Банкиры обвиняют бизнесменов в финансовой неграмотности и теневом подходе к ведению бизнеса, что затрудняет финансовый анализ компаний-заемщиков. Тем не менее, представители кредитных отделов банков-участников круглого стола постарались разубедить бизнесменов и рассказали им о новых программах новых подходах в деле финансовой поддержки предприятий. «КМБ-Банк», «СКБ-Банк», «БанкУралСиб», «УРСА-Банк», «Новосибирсквнешторгбанк» объясняли преимущества своих программ, указывали на объективность ставок (16-26,4% годовых и единоразовая комиссия-1,5-3%), мотивируя их величину рисками и требованиями регуляторов, проповедовали возможности и достижения индивидуального подхода и персонального менеджмента. Некоторые банки высказывали готовность кредитовать бизнес практически со стартапа, под которым подразумевался трехмесячный опыт работы. Например,в  банке «КМБ-Банк» финансирование могут получить компании,работающие на фирме не более 3-х месяцев и в структуре собственности которых более 50% составляет частный российский капитал.5            Общим итогом встречи можно считать для бизнеса возможность сравнить предложения разных кредитных учреждений и выбрать оптимальный вариант. А банкирам круглый стол помог, во-первых, показать товар лицом, а, во-вторых, развеять часть мифов о сложности кредитования и жесткости банковского подхода к малому бизнесу.6

  • 2.3 Анализ  состояния малого предпринимательства Калужской области   Предлагаемый анализ дает текущую оценку развития малого предпринимательства в Калужской области, основываясь на данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, управления Федеральной налоговой службы по Калужской области, администраций муниципальных образований Калужской области.Основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства области в 2004-2006гг. приведены на рис. 1
  • Малое предпринимательство в области в 2004-2006 гг.

     

    Численность малых предприятий         По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики в 2006 году в нашем регионе действовало 6,3 тыс. малых предприятий. Они составили 20 % от общего числа предприятий и организаций, зарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц. Распределение малых предприятий по отраслям экономики сохраняется в течение последних пяти лет. Основная часть - треть всех малых предприятий – предприятия с основным видом деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Значительную долю составляют группы предприятий обрабатывающих производств –17% всех малых предприятий, и в операциях с недвижимым имуществом – 15,8%.       Распределение малых предприятий области по основным видам экономической деятельности по итогам 2006 года представлено на рис.2.

    Распределение действующих малых предприятий  
    по основным отраслям экономики по состоянию на 01.01.2007

    Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий увеличилось в оптовой и розничной торговле – 185 предприятия. Большой рост предприятий наблюдался в сфере добычи полезных ископаемы (39,1%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (27,7%).

    Численность занятых на малых предприятиях       В 2006 году на малых предприятиях области занято 60,7 тысяч человек основного кадрового состава. Увеличение количества занятых на малых предприятиях сохраняется в области более пяти лет, за 2005 –2006 год рост работающих на малых предприятиях области составил 101,7 %. (рис. 3)

    Среднесписочная численность работников  
    малых предприятий области в 2002-2006 гг., тыс. человек

    Большинство занятых на малых предприятиях 2006 году зафиксировано на предприятиях обрабатывающих производств, торговли, в строительстве и представлено на рис.4.

    Распределение занятых на малых предприятиях области  
    по основным отраслям экономики в 2006 г.

    В январе-декабре 2006 года увеличилось число работников на малых предприятиях торговли, транспорта и связи. Максимальный рост количества занятых зафиксирован на малых предприятиях здравоохранения и социальных услуг (160,2% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Средняя численность работников, приходящаяся на одно малое предприятие, составила 9,7 человека. Наибольшая средняя численность занятых представлена на предприятиях добычи полезных ископаемых (более 24 человек на каждом предприятии), наименьшая – на предприятиях финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом (в среднем 5 человек на каждом предприятии).         По состоянию на 01.01.2007 года по данным налоговых органов количество предпринимателей без образования юридического лица в целом по области, зарегистрированных в 2006 году в Едином государственном реестре составило 24,9 тыс. человек. В течение 2006 года зарегистрировалось около 2000 индивидуальных предпринимателей. Темп роста в 2006 году составил 108,9% к 2005 году. Распределение предпринимателей среди муниципальных образований остается крайне неравномерным. По данным администраций муниципальных образований области около 60 % предпринимателей зарегистрированы в г. Калуге и г. Обнинске.            Для сравнения уровня развития предпринимателей в муниципальных образованиях используется показатель “число действующих малых предприятий в расчете на 1000 жителей”. В среднем по области он составил 40 предпринимателей на 1000 жителей. Максимальное значение показателя зафиксировано в городе Обнинске - более 86 предпринимателей на 1000 жителей.  Федеральное государственное статистическое наблюдение за деятельностью предпринимателей, действующих без образования юридического лица, осуществляется выборочным методом в сфере розничной торговли, производства промышленной продукции, оказания услуг населению.В условиях рыночной экономики индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли (8,9 тыс. человек) обеспечивают более половины общего объема оборота розничной, зафиксированной на территории области. Отмечается устойчивая тенденция увеличения объемов розничной торговли, ежегодно они увеличиваются в 1,4 раза.         Каждый восьмой предприниматель осуществляет свою деятельность в сельской местности, чем обеспечивает жителей деревень и сел продовольственными продуктами и продуктами первой необходимости.   В среднем, в течение года каждым индивидуальным предпринимателем к осуществлению предпринимательской деятельности привлекалось около 10 работающих.            Оборот малых предприятий.          За 2006 год оборот малых предприятий составил 73,1 млрд. руб. Большая часть оборота малых предприятий (67,3%) приходится на предприятия в сфере торговли и предприятия, оказывающие услуги ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования. Темп роста объемов оборота к аналогичному периоду прошлого года составил 120,2 %.(рис. 5).

    Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности. 
     

    (Без  розничной и оптовой торговли. Оборот малых предприятий по  данному виду экономической деятельности (Раздел G ОКВЭД) составил 49 176,5 млн. руб.)С целью исключения влияния изменения количества малых предприятий и численности работающих на них на анализ объемов оборота на малых предприятиях используются показатели “оборот малых предприятий по всем видам деятельности в расчете на одно предприятие” и “оборот малых предприятий по всем видам деятельности в расчете на каждого работающего”. Отмечается, что показатели характеризуют увеличение объемов производства малыми предприятиями в 1,1 раза к уровню 2005 года. Наибольший оборот (более 14 млн. руб. каждым предприятием) отмечен на предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых.(Без розничной и оптовой торговли. Оборот малых предприятий по данному виду экономической деятельности (Раздел G ОКВЭД) составил 21,97 млн. руб.).          Выручка от реализации товаров.         Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в январе-декабре 2006 года составила 73,6 млрд. рублей, темп роста к уровню прошлого года в фактических ценах составил 119%. (рис. 6)

    Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 
    (без НДС, акцизов и других обязательных платежей), млрд. руб.

    Более половины абсолютных объемов вырученных малыми предприятиями средств (67%) приходится на предприятия оптовой, розничной  торговли, предприятия промышленного  комплекса.      Инвестиции.             Сейчас Калужская область является одним из самым привлекательным районом для инвесторов, и с точки зрения рисков инвестирования входит в десятку наиболее безопасных. Об этом свидетельствуют появление в Калуге и Калужской области  совместного с немецким концерном завода «Фольксваген»,а также большие вложения делаются в развитие Правобережья, и планируется создать совместное производство французских автомобилей марки «Пежо».Выгодны эти инвестиции и для малого бизнеса тем, что для них будет расширятся поле деятельности, так как за счет увеличения рабочих мест, увеличится и покупательная способность населения, а значит и спрос на различные виды товаров и услуг. Мелкие  предприятия являются некой опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне