Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет изучение состояния малого бизнеса в современных условиях, определение направления государственной поддержки. В первой части работы предлагается рассмотреть малый бизнес как понятие, дать ему определение и выявить основные особенности и признаки малого предпринимательства. Во второй части ознакомиться с этапами развития малого бизнеса, изучить его функции и особенности. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России, и перспективы его развития. Также в третьей части предложена программа развития малого бизнеса в Калужской области.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теория малого бизнеса

Понятия и признаки малого предпринимательства 6
Роль, особенности и функции малого предприятия в экономике. 10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства 15
Глава 2 Особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

2.1 Этапы развития малого бизнеса в экономике России 20

2.2 Проблемы и особенности кредитования малых предприятий 24

2.3 Анализ состояния малого предпринимательства Калужской области 26

Глава 3 Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

3.1 Формы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 34

3.2 Совершенствование кредитования малых предприятий 38

3.3 Программы развития малого бизнеса в Калужской области 41

Заключение 45

Приложения 47

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Содержание                    С.

Введение   4

Глава 1 Теория малого бизнеса        

    1. Понятия и признаки малого предпринимательства    6
    2. Роль, особенности и функции малого предприятия в экономике.  10
    3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства   15

Глава 2 Особенности функционирования малых предприятий в     современных условиях

2.1 Этапы развития малого бизнеса в экономике России    20

2.2 Проблемы и особенности кредитования малых предприятий   24

2.3 Анализ состояния малого предпринимательства Калужской области 26

Глава 3 Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне

3.1 Формы  государственного регулирования  и поддержки малого бизнеса 34

3.2 Совершенствование кредитования малых предприятий    38

3.3 Программы развития малого бизнеса в Калужской области          41

Заключение           45

Приложения           47

Список  использованной литературы       51

Введение               В настоящее время Россия находится в стадии экономического расцвета. Прогресс в рыночных отношениях, увеличивающиеся темпы экономического роста определили необходимость развития предприятий малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит существенные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо устоявшимся крупномасштабным предприятиям, так как малые предприятия дают им новые возможности, и в союзе получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Также экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д. В виду всего того, что было изложено сделаем вывод, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий для устойчивого экономического роста, а также обеспечения стабильности в социальной сфере , поэтому можно считать данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.    Целью в данной работе будет изучение состояния малого бизнеса в современных условиях, определение направления государственной поддержки.  В первой части работы предлагается рассмотреть малый бизнес как понятие, дать ему определение и выявить основные особенности и признаки малого предпринимательства. Во второй части ознакомиться с этапами развития малого бизнеса, изучить его функции и особенности. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России, и перспективы его развития. Также в третьей части предложена программа развития малого бизнеса в Калужской области.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теория малого бизнеса

1.1 Понятия  и признаки малого предпринимательства

Для того чтобы дать определение такому понятию как «малое предпринимательство», нужно принять во внимание, что чаще всего определение того или иного предмета зависит от интересов понимающего лица, целей определения и уровня развития конкретного окружения, в котором должно применяться это определение. Но, определяя для себя термин «малое предпринимательство» можно выделить следующее:                         - определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но в том числе и внутри страны по отраслям и территориям;      - всякое определение дается в зависимости от практических нужд и служит определенным целям;            - большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четких определений границ.         В статистике используется много показателей, определяющих принадлежность предприятия к сектору малого предпринимательства. Все они показаны в таблице 1. Как видно из таблицы показатель численности занятых используется практически везде, но в зависимости от страны он различен.Чаще всего при определении малого предприятия принимается во внимание его размер, устанавливающийся на основе показателя численности работников, количества основных производственных фондов или оборота капитала. Однако не следует забывать об условности данных показателей и понимать, что основным признаком малого и среднего предпринимательства служит численность занятых - не более 500 человек. Так, согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который был подвержен редакции и с 18. 10. 2007 именуется как закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №230-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц   потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:     1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;        2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:            а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;             б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;    в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.1 То есть ограничение численности  дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия. Со временем возникла необходимость разработать соответствующую программу, с помощью которой были бы быть сняты многие проблемы, касающиеся принадлежности предприятий к разряду малых, учитывая следующие соображения:    - относить предприятия к разряду малых на основании их отчетных данных;   - при выборе оценочных показателей исходить из эффективности работы предприятия;             - для получения льгот малым предприятиям предоставлять в налоговую инспекцию расчеты среднемесячной численности;       - чтобы правильно определить, какая численность работающих и какой объем реализации являются для предприятия максимально допустимыми, необходимо верно установить его отраслевую принадлежность;       - следует рассматривать соотношение размеров ряда предприятий отраслевой принадлежности.           Существуют два варианта, при которых предприятие может утратить статус малого:                - При превышении максимально установленную границу среднесписочной численности либо годовой объем хозяйственного оборота;      - При изменении структуры производства, то есть и изменении основных показателей.             При выходе этих показателей за установленные пределы, предприятие не ликвидируется. Оно лишается права на получение льгот, установленных для малых предприятий и переходит в общий для всех предприятий режим работы, в противном случае оно будет нести ответственность за уклонение от уплаты налогов.            Очевидно, что количественные показатели удобны для бюрократов, но с их помощью нельзя определить существенные черты, дающие возможность предприятиям добиться успеха, составляющие секрет высокой эффективности малого предпринимательства. Вот почему необходимо изучение качественных характеристик малых предприятий, которые являются наиболее важными для понимания сути малого предпринимательства. Русскими экономистами выявлено несколько направлений, по-своему понимающих экономический смысл малых производственных форм: например, школа так называемых «функционалистов» и школа «собственников».Основные различия между этими школами проявляются в их подходах к следующим вопросам:         - конкретные технологии и размеры расширения предприятий, организационные изменения, анализ последствий НТР;         - место малого предпринимательства национальной экономике;     - проблемы определения и классификации малых предприятий.   Школа «функционалистов» выводит преимущества малых предприятий из их способности занять экономические «ниши», оставленные гигантами. Идеалом организации (по мнению «функционалистов») является «целостная система небольших хозяйственных единиц в «силовом поле» крупных предприятий». Недостатком этой школы является то, что эта позиция предопределяет малым предприятиям роль придатков «большой экономики», маленьких частей большого комплекса, работающих на той же самой основе. В этом случае монопольные гиганты полностью сохраняют свое положение. «Функционалисты» выводили определение малого предприятия из технических, технологических и численных признаков, но этого оказалось недостаточно, вот почему «собственники» дополнили его главным признаком. По их мнению малое предприятие - это предприятие альтернативных форм собственности, действующее целиком в рыночных механизмах.  Малые предприятия подрывают экономическую власть государства, действуя вне планово-экономической системы, вне государственного распределения трудовых ресурсов, без принудительного найма, вопреки финансовому диктату государства.        Таким образом, основываясь на вышеизложенном можно вывести следующее определение малых форм предпринимательской деятельности – это «имманентный элемент системы экономических отношении индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды».

1.2 Роль, особенности и функции малого предприятия в экономике  Говоря о роли малого бизнеса в экономике, нельзя не сказать о том, что 
во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. Малые предприятия дали миру персональный компьютер(компания Microsoft начинала свою деятельность будучи именно малым предприятием), вертолет, бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную машину, реактивный двигатель и многое другое.                                                                                                                                  А также сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий. Существуют и многопрофильные предприятия, которые относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации. В проекте  постановления о малых предприятиях было требование наличия главного вида деятельности, который давал бы не менее 50% годового дохода. Скорее всего оно обосновывалось мировым опытом, показывающим,  что для наибольшей эффективности малого предприятия необходимо, чтобы оно было специализировано на определенном виде деятельности, так как неспециализированные предприятия не выдерживают конкуренции. Вот почему государственную поддержку получают мелкие предприятия, стремящиеся к повышению специализации.      Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Но помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации. На практике деятельность большого количества мелких и средних фирм сегодня широко включается в процессы планомерно регулируемой монополистической (и государственно-монополистической) деятельности. При этом крупный капитал широко использует предпринимательский потенциал мелких предпринимателей, например автомобильная промышленность Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия сотни и тысячи таких предприятий.    Выясним особенности малого бизнеса в России:

  1. Гибкость малого бизнеса  
    Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
  2. Экономичность малого бизнеса 
    Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
  3. Узкая специализация малого бизнеса 
    Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
  4. Развитие регионального рынка 
    Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.          Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства:

  • Малый бизнес – важный сектор экономики. 
    Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. Возьмем тот же период общего экономического спада России в начале 90-х годов, когда государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. А малый бизнес продемонстрировал свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.        
  • Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений
    Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц.
  • Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий. 
    Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Как уже было сказано, малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.
  • Социально-экономическая роль малого бизнеса 
    Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.
  • Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой 2.

1.3 Преимущества  и недостатки малого предпринимательства

Субъекты  малого предпринимательства как  субъекты рыночной экономики имеют  как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития индивидуального предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:        1. более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;    2. большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;  3. гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;  4. относительно не высокие расходы, особенно затраты на управление;   5. большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;             6. более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;    7. относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;   8. упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;   9. сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках - у хозяина предприятия и др.           Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем.         1.формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;  2.расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;  3.приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;  4.содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;   5.привлечение личных средств населения на развитие производства.   6.создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;  7.способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;             8.вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);        9.формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;          10.активизация научно-технического прогресса;      11.освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;            12.содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;         13.освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.3          Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:         1.более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;            2. зависимость от крупных компаний;         3. недостатки в управлении делом;          4. слабая компетентность руководителей;        5. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;   6. трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;              7. неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)            8. имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.). Это наиболее значимый недостаток, по мнению владельцев, и др.     Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников частых фирм.      Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.   Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.                                                                                                                                  На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого предпринимательства.         Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.4 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса на российском и региональном уровне