Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике

Автор: m*****@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических подходов к формированию национальной конкурентоспособности в контексте их использования для определения важнейших направлений ее повышения в условиях экономики Казахстана.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2 Основные модели конкурентоспособности 6
2. Анализ тенденций мировой экономики и проблемы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана 11
2.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 11
2.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 12
Затраты электроэнергии на производство (кВт.ч на 1 доллар ВВП) 15
Уровень затрат на 1 тенге реализованной продукции в 2011 году 17
2.3. Рост производительности – критический фактор конкурентоспособности Казахстана 18
3.Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике 21
3.1. Позиции Казахстана в мировых индексах 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Жангереев курс..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

  Серьезное влияние на динамику производительности оказывает технологическое развитие. Внедрение новейших технологий позволяет автоматизировать и ускорять производственный процесс, активно способствуя росту производительности. Однако представление о том, что производительность зависит исключительно от технологий и оборудования, не верно. На эффективность труда также влияют активность бизнеса, сильный бренд, позволяющий получать ценовую премию, квалификация персонала, доступ на привлекательные рынки сбыта, качество конкурентной среды, способность умело продвигать и продавать продукт или услугу. Кроме того, в повышении производительности возрастает роль менеджмента. Современные управленческие технологии являются важным средством повышения результативности и рационального использования рабочей силы.  
   Многие развивающиеся страны для достижения высоких темпов экономического роста и повышения производительности активно используют прямые иностранные инвестиции. Например, их средняя доля в общем объеме капиталовложений в Польше и Чехии за последние три года составила соответственно 22 и 25 процентов. Поэтому, учитывая дефицит свободного отечественного капитала и значительную потребность в инвестициях в инфраструктуру, и в Казахстане основным источником для развития высокоэффективных производств могут стать иностранные инвесторы.

  Развитие  человеческих ресурсов является высшим приоритетом долгосрочной стратегии развития республики. Инвестиции в образование и здравоохранение, значительно повышающие производительность рабочей силы, станут основой экономических выгод в будущем. В этом свете индустриально-инновационное развитие Казахстана в первую очередь нацелено на комплексное повышение производительности всей экономики. В Стратегическом плане развития Казахстан до 2020 года, утвержденном главой государства, поставлена задача повысить производительность к 2020 году в обрабатывающей промышленности не менее чем в два, а в агропромышленном комплексе - не менее чем в четыре раза.

  Экономическое процветание Казахстана будет обеспечиваться не только за счет благоприятной конъюнктуры  цен на сырьевых рынках, но и благодаря  повышению качества человеческого капитала, рационального распределения ресурсов и высокой производительности труда.

  3. Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике

  3.1. Позиции Казахстана в мировых индексах

 

  То, что в последнее время очень  часто говорят о позициях Казахстана в мировых индексах конкурентоспособности, не случайно — вхождение Казахстана в «элитный клуб» самых развитых государств не просто самоцель. А переход  к качественно новому уровню развития страны, которого нужно достигнуть

  Для решения этой сложной комплексной  задачи необходима мобилизация всего  потенциала и ресурсов республики. В Послании президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в  число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» [4;] сказано, что фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками только сырьевого сектора.

  Мировой опыт показывает, как современные передовые страны становились наиболее конкурентоспособными благодаря развитию динамичной, способной к соперничеству на международном рынке экономики. Иными словами, для того, чтобы быть успешным, следует стать конкурентоспособным.

  В целом исследованиями рейтинга конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства занимаются несколько авторитетных международных организаций. Так, наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией — Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum, WEF) в 1986 году. А сам ежегодный доклад по конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента (Лозанна).

  Оценка  конкурентоспособности стран проводится по методике, разработанной Всемирным  экономическим форумом, на основании  показателей сводного индекса конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index). Сводный индекс конкурентоспособности выводится на основе агрегирования трех индексов, их также можно назвать главными факторами устойчивого конкурентоспособного экономического роста: макроэкономическая среда, общественные институты и технология.

  А, к примеру, Швейцарский Международный институт развития менеджмента (IMD) при составлении рейтинга использует два типа данных. Первый (достоверные данные (Hard data criteria), который состоит из 126 критериев, представляет собой набор статистических данных. Второй тип данных (обзорная информация (Executive Opinion Survey) состоит из 113 критериев и формируется из данных опроса (Executive Opinion Survey). Выявление таких факторов, как практика управления, трудовые отношения, коррупция, условия окружающей среды и качество жизни является основной целью опроса.

  И все же существует много споров вокруг этой тематики. Некоторые экономисты понимают конкурентоспособность как  явление макроэкономическое, определяемое такими переменными, как курс валюты, процентные ставки, бюджетный дефицит. Но многим странам удавалось быстрыми темпами поднимать уровень жизни, несмотря на бюджетный дефицит (Япония, Италия, Корея), падение курса национальной валюты (Германия, Швейцария) и высокие процентные ставки (Италия и Корея). Другие связывают успех с наличием большого количества дешевой рабочей силы (Китай). Однако такие страны, как Германия, Швейцария и Швеция процветают, несмотря на высокий уровень заработной платы и длительные периоды нехватки рабочей силы. Однозначного ответа нет. Поэтому можно сказать, что «конкурентоспособность — это сумма качеств «многоборца».

  Как уже было отмечено, в Казахстане стратегической целью является его  вхождение в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.    Безусловно, государством многое делается в целях реализации задач, поставленных президентом страны в данном контексте. Вместе с тем все новое связано с возникновением определенных трудностей, и детальный анализ факторов конкурентоспособности Казахстана показывает наличие как сильных, так и слабых сторон проводимой работы.

  В частности, достаточно высокое место  Казахстана в 2009 году в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума обеспечено хорошим рейтингом подиндекса «Макроэкономика» — 10-е место. В связи с этим стоит отметить, что макроэкономическая сбалансированность остается одним из приоритетов деятельности правительства и Национального банка страны.

  Наряду  с этим, по ряду важнейших составляющих Всемирного индекса конкурентоспособности, определяющих будущее экономики, не только не наблюдалось улучшения в 2009 году, но и произошло ухудшение относительно предыдущего года. К примеру, если по подиндексу «Здравоохранение» в 2005 году Казахстан был на 83-м месте, то в 2009 году — на 86-м. По подиндексу «Развитость бизнеса»: 63-е место в 2008 году и 72-е — в 2009 году. По подиндексу «Инфраструктура»: 62-е и 68-е места, соответственно.

  В целом же в 2009 году из 134 показателей индекса мировой конкурентоспособности по 103-м показателям значения были хуже 50-го места, в том числе по 76-ти показателям произошло ухудшение относительно 2008 года.

  Наряду  с этим все та же независимая международная  организация «Всемирный экономический  форум» уже опубликовала ежегодный  доклад о глобальной конкурентоспособности  в 2007-2008 годах (The Global Competitiveness Report 2007-2008), согласно которому Казахстан в мировом рейтинге конкурентоспособности экономик занимает 61-е место (по всем трем основным индексам у нас регресс).

  Однако  следует учитывать, что рейтинги конкурентоспособности ВЭФ являются одними из самых всеобъемлющих по числу исследуемых критериев, но изменения методологии порой вызывают путаницу даже среди экспертов. Также в большую сторону меняется и количество стран. Для примера: текущее состояние российской экономики оценивается на уровне 58-й позиции в рейтинге. Узбекистан находится на 62, Азербайджан — на 66, Таджикистан — на 117. Кыргызстан — на 119 месте. США занимают первое место в рейтинге среди 131 страны. В десятку самых конкурентоспособных стран также вошли Швейцария, Дания, Швеция, Германия, Финляндия, Сингапур, Япония, Великобритания и Нидерланды.

  То  есть необходимо признать, что имеются  определенные проблемы социального  характера на фоне неплохих макроэкономических показателей. Все дело в том, что  конкурентоспособность — понятие  комплексное. Исходя из этого, долгосрочный устойчивый рост экономики не может быть обеспечен без повышения конкурентоспособности образования и здравоохранения, динамичного развития малого и среднего бизнеса, полноценной социальной защиты населения. На решение именно данных вопросов направлена объявленная президентом Казахстана административная реформа.

  В указанных целях будут предприняты  меры для улучшения работы правительства  и местных исполнительных органов, повышения качества государственных  услуг и их доступности, внедрения оценки результатов деятельности государственных органов, в том числе общественной оценки.

  Для реализации данных задач в рамках административной реформы выделено 6 соответствующих блоков: реформа  государственной службы; совершенствование  государственного планирования; бюджетирование, ориентированное на результаты; повышение качества государственных услуг; оптимизация и эффективное управление государственным сектором экономики; мониторинг и оценка результатов деятельности государственных органов и государственного сектора экономики.

  В целом внедрение системы оценки эффективности государственной  деятельности позволит повысить прозрачность и результативность процесса распределения  и освоения финансовых ресурсов. Здесь  следует выделить БОР — бюджетирование, ориентированное на результаты. Многие аспекты внедрения БОР неоднократно обсуждались в правительстве. Так, определены пилотные государственные органы — Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство финансов и юстиции, а также акимат Южно-Казахстанской области. Будут заключены меморандумы-соглашения на 2008-2010 годы. Таким образом, Казахстан может и должен стать первой страной в СНГ, реально внедрившей БОР и реализовавшей административную реформу.

  Помимо  всего прочего, Казахстан для  всего мира ассоциируется с такими понятиями, как динамичное развитие и серьезная ресурсная база. Поэтому эффективное управление ресурсами — одно из главных условий конкурентоспособности страны. Время, сама динамика и темпы реформ, мировая экономическая конъюнктура обусловили формирование решения о создании инновационных структур общегосударственного масштаба в области управления экономикой.

  В данной связи ранее Указом президента РК были созданы: акционерное общество «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и акционерное общество «Фонд устойчивого развития «Казына». Эти шаги были предприняты в целях совершенствования системы государственного управления в сфере индустриально-инновационного развития и создания благоприятных условий для обеспечения экономического роста страны.

  Особо выделяется еще одна из недавних инициатив  президента страны — разработка и  реализация программы «30 корпоративных  лидеров». Дело в том, что современный  этап экономического развития Казахстана определяет необходимость поддержки региональных «полюсов роста», реформирования системы исполнительной власти, самого правительства — в итоге все это направлено на дальнейшее развитие отечественного бизнеса.

  При этом правительство намерено не столько  поддерживать отдельные проекты в не сырьевом секторе, сколько стимулировать формирование взаимосвязанных производств. Важным моментом в процессе сотрудничества государства и лидеров отечественного бизнеса является намерение обеих сторон выявить и устранить административные барьеры, препятствующие улучшению инвестиционного климата в стране. В результате улучшение должно коснуться всех предпринимателей — как крупного, так и среднего и малого бизнеса.

  Подводя итоги, необходимо отметить, что задача по модернизации экономики Казахстана реализуется в тесном сотрудничестве правительства с парламентом, Акимами и представителями бизнес-сообщества. Конечно же, при сохранении в целом стабильной социально-экономической ситуации есть ряд направлений, которые необходимо совершенствовать. В современных условиях упор делается не только и не столько на материальные ресурсы, сколько на интеллектуальный потенциал. Поэтому важнейшим аспектом достижения конкурентоспособности становится развитие человеческого потенциала через построение эффективной системы образования и здравоохранения, повышение качества жизни, формирование благоприятной среды для развития бизнеса. Именно от этого во многом зависят позиции    Казахстана в мировых индексах конкурентоспособности, которые определяют степень развитости той или иной страны.

  Заключение

  Конкурентоспособность на национальном уровне зависит от уровня конкурентоспособности регионов и городов. Региональные органы власти прилагают усилия для укрепления и совершенствования макроэкономической стабильности, формируя рамочные условия для деятельности компаний и проводя административную реформу, направленную на увеличение эффективности деятельности органов власти.

Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике