Автор: m*****@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических подходов к формированию национальной конкурентоспособности в контексте их использования для определения важнейших направлений ее повышения в условиях экономики Казахстана.
Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2 Основные модели конкурентоспособности 6
2. Анализ тенденций мировой экономики и проблемы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана 11
2.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 11
2.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 12
Затраты электроэнергии на производство (кВт.ч на 1 доллар ВВП) 15
Уровень затрат на 1 тенге реализованной продукции в 2011 году 17
2.3. Рост производительности – критический фактор конкурентоспособности Казахстана 18
3.Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике 21
3.1. Позиции Казахстана в мировых индексах 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мировой практике большое внимание уделяется вопросам конкурентоспособности и интеграции национальных экономик в мировое сообщество, что обуславливается общей тенденцией перехода многих стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.
Транснационализация
хозяйственных связей и глобализация
рынков приводят к обострению конкуренции
между государствами и
В этих условиях информация о месте национальной экономики в регионе и мире, определение ее потенциала конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках становятся необходимыми элементами для разработки экономической политики и модели развития.
В
этой связи концепция
В
настоящее время глобализация оказывает
все большее влияние
В послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу говорится: «Мы желаем видеть Казахстан страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную нишу, и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям.
Фундаментом
процветающего и динамично
Из выше сказанного следует, что, в целом, стратегия экономического развития Казахстана должна быть нацелена на достижение качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики страны. Это требует поиска принципиально новых путей достижения поставленных задач, диктуемых как логикой современного развития страны, так и более широким, глобальным контекстом мирового развития. Казахстан должен быть готов к острой конкуренции на мировых рынках, а его дальнейшее развитие должно осуществляться в соответствии с глобальными экономическим тенденциями.
Все это определило актуальность проблемы, выбранной в качестве темы настоящей работы.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических подходов к формированию национальной конкурентоспособности в контексте их использования для определения важнейших направлений ее повышения в условиях экономики Казахстана.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- раскрытие сущности понятия конкурентоспособности национальной экономики;
-
анализ современных методов
-
определение места Казахстана
в рейтингах, проводимых
- рассмотрение современных подходов к механизму реализации государственной индустриально-инновационной политики;
- оценка экономического потенциала Республики Казахстан в контексте стратегии повышения его конкурентоспособности;
-
анализ важнейших аспектов
-
выявление причин и проблем
реализации основных
- совершенствование конкурентоспособности Республики Казахстан.
Объект исследования: экономика Республики Казахстан.
Предмет исследования: конкурентоспособность экономики Республики Казахстан.
Конкурентоспособность
- многоплановая экономическая
Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.
Анализ
многих известных определений
Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".[2; 608]
Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:
Проблема
конкурентоспособности является комплексной,
поэтому, универсального определения
конкурентоспособности нет и быть не может,
все зависит от того, применительно к какому
объекту (предмету) или субъекту оно относится.
Понятие "конкурентоспособность" применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.
Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия (производителя)" тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие "конкурентоспособность предприятия", необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
Учитывая приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия - характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции - это лишь один из факторов.
Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.
Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.
Ещё в начале своей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. В любой отрасли экономики - не важно, действует она только на внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные американским ученым-исследователем Майклом Портером, это:
Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике