Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике

Автор: m*****@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических подходов к формированию национальной конкурентоспособности в контексте их использования для определения важнейших направлений ее повышения в условиях экономики Казахстана.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2 Основные модели конкурентоспособности 6
2. Анализ тенденций мировой экономики и проблемы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана 11
2.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 11
2.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 12
Затраты электроэнергии на производство (кВт.ч на 1 доллар ВВП) 15
Уровень затрат на 1 тенге реализованной продукции в 2011 году 17
2.3. Рост производительности – критический фактор конкурентоспособности Казахстана 18
3.Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике 21
3.1. Позиции Казахстана в мировых индексах 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Жангереев курс..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

                                                 Содержание

  Введение

  Актуальность темы исследования. В настоящее время в мировой практике большое внимание уделяется вопросам конкурентоспособности и интеграции национальных экономик в мировое сообщество, что обуславливается общей тенденцией перехода многих стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.

  Транснационализация хозяйственных связей и глобализация рынков приводят к обострению конкуренции  между государствами и крупнейшими  корпорациями за рынки и сферы  влияния, способствуют возникновению  новых инструментов, форм и методов этой борьбы.

  В этих условиях информация о месте  национальной экономики в регионе  и мире, определение ее потенциала конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках становятся необходимыми элементами для разработки экономической политики и модели развития.

  В этой связи концепция конкурентоспособности  национальной экономики позволяет  сосредоточить усилия на важнейших  направлениях ее развития, предоставляя возможность разработки четкой системы  приоритетов в экономической  политике государства.

  В настоящее время глобализация оказывает  все большее влияние практически  на все процессы, происходящие в  казахстанском обществе: поэтапно осуществляется продвижение политики свободной  торговли; усиливаются тенденции  транснационализации производства ряда секторов; информационное пространство Казахстана все более интегрируется в единое информационное пространство. Политика открытой торговли становится объективно необходимой для страны, имеющей небольшой внутренний рынок и нуждающейся в доступе к мировому рынку.

  В послании Президента Республики Казахстан  Назарбаева Н.А. народу говорится: «Мы желаем видеть Казахстан страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную нишу, и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям.

  Фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками только сырьевого сектора. Это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества». [1;]

  Из  выше сказанного следует, что, в целом, стратегия экономического развития Казахстана должна быть нацелена на достижение качественно нового уровня конкурентоспособности  и экспортных возможностей экономики  страны. Это требует поиска принципиально новых путей достижения поставленных задач, диктуемых как логикой современного развития страны, так и более широким, глобальным контекстом мирового развития. Казахстан должен быть готов к острой конкуренции на мировых рынках, а его дальнейшее развитие должно осуществляться в соответствии с глобальными экономическим тенденциями.

  Все это определило актуальность проблемы, выбранной в качестве темы настоящей  работы.

  Цель  и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических  и практических подходов к формированию национальной конкурентоспособности в контексте их использования для определения важнейших направлений ее повышения в условиях экономики Казахстана.

  В соответствии с поставленной целью  были определены следующие задачи:

  - раскрытие сущности понятия конкурентоспособности национальной экономики;

  - анализ современных методов оценки  конкурентоспособности национальной  экономики; 

  - определение места Казахстана  в рейтингах, проводимых различными  международными институтами, отражающих его конкурентоспособность;

  - рассмотрение современных подходов к механизму реализации государственной индустриально-инновационной политики;

  - оценка экономического потенциала Республики Казахстан в контексте стратегии повышения его конкурентоспособности;

  - анализ важнейших аспектов конкурентоспособности  экономики Казахстана;

  - выявление причин и проблем  реализации основных направлений  развития экономики Казахстана;

  - совершенствование конкурентоспособности Республики Казахстан.

  Объект  исследования: экономика Республики Казахстан.

  Предмет исследования: конкурентоспособность экономики Республики Казахстан.

  Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав. Заключения и списка литературы

  1. Теоретические аспекты конкурентоспособности

  1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности

 

  Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

  Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

  Анализ  многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

  • конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;
  • конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
  • конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;
  • проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;
  • конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;
  • имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

    Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".[2; 608]

  Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

  • полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;
  • основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;
  • при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;
  • для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;
  • доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;
  • конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

  Проблема конкурентоспособности является комплексной, поэтому, универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится.  

  1.2 Основные модели конкурентоспособности

  Понятие "конкурентоспособность" применительно  к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

  Изучая  факторы конкурентоспособности  фирмы, необходимо отметить, что категории "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия (производителя)" тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие "конкурентоспособность предприятия", необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

  Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

  Учитывая  приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия - характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции - это лишь один из факторов.

  Теперь  рассмотрим конкурентоспособность  на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

  Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.

  Ещё в начале своей деятельности, фирма  должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. В любой отрасли экономики - не важно, действует она только на внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные американским ученым-исследователем Майклом Портером, это:

  1. угрозой появления новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
  3. способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
  4. способностью покупателей торговаться;
  5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике