Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике

Автор: m*****@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических подходов к формированию национальной конкурентоспособности в контексте их использования для определения важнейших направлений ее повышения в условиях экономики Казахстана.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2 Основные модели конкурентоспособности 6
2. Анализ тенденций мировой экономики и проблемы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана 11
2.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 11
2.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 12
Затраты электроэнергии на производство (кВт.ч на 1 доллар ВВП) 15
Уровень затрат на 1 тенге реализованной продукции в 2011 году 17
2.3. Рост производительности – критический фактор конкурентоспособности Казахстана 18
3.Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике 21
3.1. Позиции Казахстана в мировых индексах 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Жангереев курс..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

  Значение  каждой из пяти сил меняется от отрасли  к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).

  Так же значение каждой из пяти сил конкуренции  определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.

  Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

  Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - потребителем.

  Быть  конкурентным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

  Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.

  Практика  мировой экономики свидетельствует  о том, что субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением.

  Глобализация  мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.

  Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими  факторами положение региона  и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

  Развитие  конкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений - конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.

  Прежде  чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности  на примере Казахстана,  попробуем ответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?

  До  настоящего времени нет внятной  теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей.

  Рассмотрев  множество концепций международной  конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

  То, как условия в стране указывают  фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать  на них, крайне важно для понимания "моделей успеха" в международной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

  2. Анализ тенденций мировой экономики и проблемы повышения   конкурентоспособности экономики Казахстана

  2.1. Анализ тенденций развития мировой экономики

 

  После второй мировой войны мировая система капитализма преобразовалась и приобрела новые черты монополистического или транснационального капитализма. Этот переход характеризуется значительным ростом мировой торговли, возникновением транснациональных компаний, ростом зарубежных инвестиций и либерализацией условий торговли. Возникли такие институты, как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк.

  Если  в пятидесятых годах мировая  экономика представляла собой совокупность национальных экономик всех стран мира, то начиная с 60-х годов стала проявляться тенденция к организации корпораций по транснациональному признаку.

  К девяностым годам процесс производства товаров и услуг приобрел фрагментарный  характер и был разбросан по всем странам мира. Финансово-промышленный капитал приобрел транснациональные  черты.

  Для развивающихся стран этот переход  имеет особое значение. Традиционные отношения между развитыми и развивающимися странами, при которых периферия поставляет сырье, а центр его перерабатывает и поставляет обратно на периферию, значительно изменились.

  В условиях глобального капитализма  развивающиеся страны вовлекаются в цепочку производственного процесса и заняты производством товаров, имеющих относительно низкую стадию производства и наименьшую добавленную стоимость.

  В мире накоплен богатый опыт проведения индустриальной политики. Можно констатировать, что не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости экономики от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность.

  Применение индустриальной политики для диверсификации структуры экспорта в различных странах в исторической ретроспективе наглядно прослеживается на примере импортозамещающей и экспортоориентированной политики. Основной вывод, который можно сделать из анализа развития стран Латинской Америки (Мексика и Бразилия) и восточно-азиатских стран (Южная Корея и Сингапур), где эта политика в основном и применялась, заключается в том, что достижение устойчивого экономического развития находится в направлении экспортной ориентации.

  В исторической ретроспективе, как страны Латинской Америки, так и Восточной Азии прошли через этапы импортозамещения и экспортной ориентации. Особенностью является то, что восточно-азиатские страны на определенном этапе отказались от политики импортозамещения и перешли к политике поощрения экспорта, в то время как страны Латинской Америки сохранили акцент на импортозамещении.

  С точки зрения экономической теории успех экспортоориентированной  политики имеет объяснение: исчерпав потенциал своих внутренних рынков, страны были вынуждены начать освоение внешних рынков, чтобы не остановить процесс своего экономического развития. Необходимо отметить, что страны Латинской Америки, поощряя импортозамещение, создали отрасли, которые основывались не на реальной конкурентоспособности, а на возведенных административных и тарифных барьерах. Окрепнув, эти отрасли направляли ресурсы на лоббирование своих интересов через государство в целях дальнейшего сохранения политики импортозамещения вместо модернизации и увеличения продуктивности. В результате ресурсы распределялись неэффективно, и национальные экономики проигрывали в международной конкуренции.

  В целом доминирующие тенденции в  мировой экономике, создающие новую  глобальную экономическую реальность, можно классифицировать как: переход от индустриальной к сервисно-технологической экономике в развитых странах; глобализация; экономическая либерализация; нарастание глобальной конкуренции и региональная интеграция.

  В последней четверти двадцатого века экономически развитые страны перешли  от индустриальной стадии развития к  более высокой сервисно-технологической экономике. Большая часть ВВП в этих странах формируется в секторе услуг. Эти услуги имеют четко выраженную научную и инновационную основу.

  В экономически развитых странах концентрируются  интеллектуальные ресурсы и финансовый капитал, а индустриальные производства, особенно трудозатратные, постепенно переносятся в более отсталые в экономическом развитии страны мира.

    2.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики

 

  После обретения независимости Казахстан  рассматривается в глобальной экономике  как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна.

  В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых.

  Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике  преодолеть кризис и обеспечить в 2008-2010 гг. высокие темпы экономического роста.

  Прогресс  развития экономики Казахстана заключается  в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению  иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие.

  Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг.

  Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных  для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.

  В соответствии с принятой моделью  в стратегическом плане Казахстан  формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт  товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

  За 2008-2009 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2015 году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2%. 

Информация о работе Перспективы развития конкурентоспособности Казахстана в мировой экономике