В
июле 1997 г. Федеральным собранием
принят новый вариант Федерального
закона "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий", который установил
с 1 февраля 1998 г. размер индивидуального
коэффициента не свыше 0,7. Данный законопроект
предусматривает переход на принципиально
новый механизм исчисления и увеличения
государственных пенсий, основанный на
определении индивидуального коэффициента
для каждого пенсионера. Заложенный в
законе механизм исчисления пенсий
не является универсальным и не решает
проблемы всех пенсионеров. Однако он
создаёт возможность разработать механизмы
исчисления пенсий, учитывающие экономические
особенности на каждом этапе развития
пенсионной системы.
Новый
механизм будет использован не
только для исчисления пенсии,
но и для её постоянной индексации
в связи с ростом средней
заработной платы в стране. Благодаря
этому механизму создаётся возможность
для большинства пенсионеров улучшить
уровень пенсионного обеспечения в результате
возможного возобновления экономического
роста, поскольку этот рост приведёт к
повышению реальной заработной платы,
а, следовательно, и пенсий, назначаемых
с помощью индивидуального коэффициента.
Несмотря
на все плюсы данного механизма,
он не сможет решить все
важнейшие проблемы распределительной
пенсионной системы и, прежде
всего, проблем, связанных с
тенденциями развития демографической
ситуации. В глобальной перспективе
российские пенсионеры в любом случае
когда-то столкнутся с угрозой нехватки
средств для выплаты пенсий по причине
действия тенденции к постарению российского
населения.
Несмотря
на ограниченный характер изменений,
можно отметить некоторые важные
моменты, присущие новому механизму. Он
позволяет избежать разовых решений и
сделать понятным для большинства пенсионеров
порядок формирования размеров пенсий.
Лишь один раз пенсионеру надо будет понять
суть этого механизма, чтобы в дальнейшем
точно знать полагающуюся ему сумму пенсии.
Для органов, назначающих и выплачивающих
пенсии, их задачи также существенно упростятся
и трудозатраты сократятся.
Также
этот закон позволит более
объективно дифференцировать размеры
пенсий в зависимости от трудового
вклада и ограничить уравнительные тенденции
в пенсионном обеспечении. Он предусматривает
гибкий порядок отказа от использования
пенсионных льгот для отдельных категорий
пенсионеров по исчислению стажа, а также
рационализацию выплаты пенсий в период
работы.
Однако,
уже на данный момент, реализация
нового порядка определения размера
пенсии затруднена ограниченностью
финансовых ресурсов, необходимых
для обеспечения выплаты пенсий,
исчислённых с помощью индивидуального
коэффициента пенсионера, а также
наличием правовых пробелов в законодательстве.
Эти пробелы должны быть устранены путём
внесения в законы соответствующих изменений
и дополнений.
Для
более совершенной и скорейшей
реализации Концепции реформирования
пенсионного обеспечения было
предусмотрено создание на базе органов
по соц. обеспечению пенсионеров единой
пенсионной службы, которая бы концентрировала
в себе все функции, присущие различным
органам пенсионной системы России. Объективными
предпосылками для объединения всех функций
по пенсионному обеспечению являются
организация и ведение индивидуального
учета всех работников в системе государственного
пенсионного страхования в соответствии
с федеральным законодательством. Особую
актуальность приобретает создание службы
в условиях перехода к назначению пенсий
на основе индивидуальных сведений. Создание
единой пенсионной службы, так называемых
"пилотных проектов" в 22 регионах
страны доказало, что создание такой службы
совершенно необходимо на территории
всей страны, т.к. хотя в этих регионах
и доказали они свою состоятельность,
но существование служб в отдельно взятых
регионах – неэффективно. Существует
несколько причин, подтверждающих вывод
о скорейшем формировании единой пенсионной
службы на всей территории РФ:
- объективная
необходимость, связанная с внедрением
персонифицированного
учета. Мировой опыт показывает, что
персонифицированный учет имеет
смысл только тогда, когда все функции
по назначению пенсий соединены в одних
руках. На данный момент в российской пенсионной
системе наблюдается явно ненормальная
ситуация. Пенсионный фонд собирает сведения,
которые ему на данный момент не нужны,
которые он нигде не будет использовать
и которые он профессионально не может
оформить. С другой стороны пользователи,
представляющие собой органы соц. защиты,
должны использовать данные персонифицированного
учета для подтверждения права на пенсию,
для определения размера пенсии, не имея
гарантии качественности и достоверности
этих сведений. Таким образом, становится
ясно, что персонифицированный учет требует
наличия единой структуры, которая использовала
бы те данные, которые именно она собирает
для подтверждения права на пенсию;
- структура
на местах. В советское время была классическая
система, когда
был центр, были
органы соц. защиты в областях, краях,
в республиках и органы соц. обеспечения
в районах и городах – низшее звено. Сегодня
возникла ситуация разброда и шатания,
когда где-то органы местного управления
продолжают традиционно выполнять функции
по назначению и выплаты пенсий, где-то
они требуют деньги от субъекта РФ за выполнение
этих функций. Эта проблема требует незамедлительного
решения. Необходимо скорейшее упорядочение
всего управления пенсионным обеспечением.
Должно быть жесткое вертикальное управление
всей системой.
- неопределенность
правового статуса Единой пенсионной
службы в тех
двадцати двух
субъектах РФ, где она создана;
- принятие
Федерального закона "Об основах обязательного
социального
страхования",
где определено, что страховщик,
тот, кто собирает страховые взносы,
отвечает и за выплату страхового
обеспечения, т.е. та идеология, которая
проведена в основах социального страхования,
предлагает объединение в одних руках
функций по сбору страховых взносов и
по выплате страхового обеспечения, к
которым относятся, в том числе и пенсионные
выплаты.
Таким
образом можно сделать вывод, что создание
Единой пенсионной службы необходимо
для дальнейшего развития и реформирования
российской пенсионной системы.
В
итог подведения всему вышесказанному,
можно сказать, что развитие
обязательного пенсионного страхования
жизненно необходимо для всего пенсионного
и социального обеспечения и налагает
свой след на дальнейшее развитие пенсионной
системы РФ. Так как экономическая ситуация
в стране не имеет тенденций к скорейшему
выздоровлению, то жизненно важно создать
крепкую пенсионную систему к моменту
экономического роста, ибо рост заработной
платы и ухудшение демографической ситуации
в стране, при "слабой" пенсионной
системе, могут привести к нежелательным
последствиям для экономики в целом.
Заключение
Программа
пенсионной реформы РФ, утвержденная
в мае 1998 года, в долгосрочной
перспективе предусматривает переход
от действующей распределительной
к смешанной системе пенсионного
обеспечения, которая будет в
себя включать:
- государственное
пенсионное страхование, по которому выплата
пенсий
осуществляется
в зависимости от страхового (трудового)
стажа, суммы уплаченных взносов
в бюджет государственного пенсионного
страхования, финансируется государственное
пенсионное страхование как за счет
текущих поступлений в Пенсионный фонд
РФ, так и за счет средств, полученных от
направления части обязательных взносов
на накопления;
- государственное
пенсионное обеспечение для отдельных
категорий
граждан, а также
лиц, которые не приобрели права
на пенсию по государственному пенсионному
страхованию, - за счет средств федерального
бюджета;
- дополнительное
пенсионное страхование, осуществляемое
за счет
добровольных
взносов работодателей и работников,
а в случаях, установленных законодательством
РФ – обязательных страховых взносов.
Для
сокращения дефицита бюджета
Пенсионного фонда Правительство
РФ рассмотрело варианты изменения
структуры отчислений денежных
средств предприятий и граждан
в Пенсионный фонд.
Сейчас
необходимо пересмотреть систему
взаимоотношений между Пенсионным фондом,
государством и работодателями.
Особое
значение имеет законодательное
обеспечение пенсионной системы.
Должна действовать четкая система
защиты интересов пенсионеров.
Не менее важно сформировать
общественное мнение, убедить людей
в необходимости реформ, разъяснить предполагаемые
шаги.
Необходимая
составляющая политики экономического
роста – усиление социальной
ориентации системы государственного
регулирования экономического развития,
сопряжение соц. гарантий и
финансовых возможностей. В политике
доходов предстоит путем усиления государственного
воздействия на распределительные процессы
установить оптимальное соотношение в
распределении вновь созданной стоимости
по факторам производства, повысить долю
оплаты труда в ВВП и издержках производства.
Список
литературы
- Конституция
РФ – М.: Юрайт, 1998г.
- Бюджетный
кодекс РФ – М.: 1999г.
- Азарова Е.,
Кондратьев З. "Новое в пенсионном законодательстве"
– 2000г.
- Барчук В.В.
"Реализация программы пенсионной реформы
в РФ" – 1998г.
- Вавилов А.
"Пенсионная реформа в России: анализ
переходного процесса" – 1999г.
- Дмитриев
М.Э. "О программе пенсионной реформы
в РФ" – 1998г.
- Люблин Ю.З.
"Российская пенсионная реформа: проблемы,
противоречия, перспективы" – 2000г.