Пенсионная система и ее реформирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

В этой работе, разобрались в эффективности социальной политики государства и ее роли в экономике, а главным образом проанализировали реформирование пенсионной системы РФ

Содержание

Введение
1.Социальная политика и ее роль в экономике
1.1.Социальная политика государства
1.2.Роль социальной политики в экономике
2.Анализ пенсионной системы в России
2.1.Пенсионные фонды России
2.2.Негосударственные пенсионные фонды
3.Реформирование пенсионной системы в России
3.1.Проблемы пенсионного законодательства
3.2.Проведение пенсионной реформы
3.3.Текущие результаты и проблемы пенсионной системы России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа доработанная.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Молодое поколение вследствие изменения  срока перехода к 6%-ной ставке накопительных  отчислений с 2006 на 2008 г. тоже много  потеряло, поскольку в результате государство сняло с себя ответственность за сохранность и управление пенсионными накоплениями в сумме, превышающей 47 млрд. руб. в 2006 г., а в 2007 г. - 58 млрд. руб. Это в совокупности с возможными накоплениями средневозрастного поколения составляет соответственно около 72 и 87 млрд. руб., фактически изъятых в распределительную составляющую пенсионной системы (табл.4), что серьезно подрывает потенциал (в том числе платежеспособность) пенсионной системы в перспективе.

     В то же время неэффективность российской инвестиционной политики в части  обязательных пенсионных накоплений не просто сдерживает, а противодействует развитию пенсионной системы. Инвестиционная доходность резервов накопительной составляющей оказалась предельно низкой даже относительно неэффективного российского фондового рынка, соответствуя 2-3%-ной годовой доходности, что на порядок ниже доходности "активных" участников фондового рынка, не говоря уже о 7-8-кратном отставании от уровня инфляции потребительских цен [8,с.45-50]. Это означает, что в данных условиях экономическое и социальное содержание накопительной составляющей трудовой пенсии утрачивается.

     Побуждающим фактором к преобразованию пенсионной модели служит реформирование налоговой системы, начатое финансовыми ведомствами в 2000 г. с введения ЕСН и продолженное в 2004 г. путем снижения его размеров в целях "освобождения" экономики от "чрезмерного" социального налогового бремени. Для пенсионной системы введение в действие ЕСН реально приводит не только к изменению страховой природы значительной части пенсии (базовой), но и к сокращению (в два раза) страхового пенсионного тарифа, "освобожденного" к тому времени от личной доли участия застрахованного (1%). В результате Пенсионный фонд фактически теряет свою бюджетную самостоятельность и независимость от федерального бюджета и с первого же года реформы не может выполнять свои страховые пенсионные обязательства за счет текущих поступлений. В связи со снижением ставки ЕСН с 35,6 до 26 % пенсионная система лишается части своих доходов в виде 8 % налоговых поступлений на финансирование базовой части пенсий, что усугубляет негативные последствия, связанные с его введением. Дефицит страховой составляющей бюджета Пенсионного фонда увеличивается, ожидается сокращение коэффициент замещения до 19,76 % к 2010 г. и до 18,9 % - к 2015, т. е. более чем в 1,7 раза по сравнению с дореформенным периодом [8,с.45-50].

     Таблица 5. Фонд оплаты труда и накопительная составляющая пенсионной системы (млрд. руб.) в соответствии с прогнозом роста ВВП и возрастно-половой структуры населения Российской Федерации*  

 

 
Год
Фонд оплаты труда (ФОТ) Ожидаемые поступления  в накопительную составляющую согласно ФЗ № 167 Поступления в  накопительную составляющую / в том  числе средневозрастного поколения 

согласно  принятым изменениям ФЗ № 70

Отказ от накопительной 

в пользу распределительной составляющей / в  том числе молодого поколения** согласно ФЗ № 70

1 2 3 4 5
2002 2700 38,810 38,810 / 11,636 0
1 2 3 4 5
2003 3299 48,876 48,876 /14,013 0
2004 4199 79,309 79,309 / 17,567 0
2005 5025 117,007 76,977 40,030 / 19,244
2006 5979 167,208 95,149 72,059 / 47,574
2007 7047 203,404 116,479 86,925 / 58,240
2008 7911 235,520 203,422 32,098
2010 10163 321,451 280,316 41,135
2012 12600 422,725 371,888 50,837
2014 16036 561,723 505,810 55,913
2016 19603 714,538 660,126 54,412
2018 23779 901,363 852,667 48,696
2020 29579 1162,944 1123,239 39,705

* Рассчитано  на основании данных макроэкономического  прогноза Министерства экономики  РФ [10] и возрастно-половой структуры населения РФ [11] при условии сохранения размера эффективного пенсионного тарифа на сложившемся уровне.

** Молодое  поколение - лица 1967 года рождения  и моложе.

     Принятые  и реализованные в 2005 г. нововведения окончательно подрывают платежеспособность пенсионной системы и обусловливают  необходимость дальнейших серьезнейших корректировок. Об этом свидетельствуют данные актуарного прогноза развития системы Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2015 г., произведенного на основе макроэкономических показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 г. Минэкономразвития России и бюджетных корректировок Минфина России и ПФР на период 2006-2008 гг. [8,с.45-50].

     В условиях сложившихся норм налогового законодательства и качества управления пенсионными финансовыми ресурсами  неизбежен рост дефицита распределительной части пенсионной системы и значительное сокращение коэффициента замещения, что свидетельствует о необоснованности и преждевременности принятых решений.

     Высокая доля затрат в пенсионном тарифе, используемых для организации и функционирования пенсионной системы обусловливает необходимость измерения и оценки качества всей системы управления пенсионным обеспечением, тем более, что она не настроена должным образом на выполнение своих функций как в текущем периоде, так и в перспективе.

     Во-первых, действие ЕСН, сокращение его величины и отказ от накопительной составляющей пенсионной системы (значительной ее части) трансформирует пенсионную систему и подрывает ее финансовую состоятельность. В конечном итоге это приведет либо к сокращению пенсионных прав застрахованных лиц, либо к слиянию пенсионной системы с госбюджетной системой и полному замещению института социального страхования институтом социальной помощи.

     Во-вторых, изменения правил организации пенсионной системы носят революционный  характер, что свидетельствует о недостаточно проработанной концепции пенсионной реформы в части обоснования ориентиров и основных параметров управления пенсионной системой, а также отсутствии взвешенных оценок возможных экономических последствий реализации реформы и нововведений. Характер и содержание вносимых изменений свидетельствуют об отсутствии эффективной системы управления пенсионными накоплениями и неспособности (или нежелании) государства выполнять принятые обязательства. 

     Заключение.

К преимуществам  государственного пенсионного фонда можно отнести:

  • уверенность плательщика взносов в завтрашнем дне; все-таки хоть какая-то пенсия будет выплачиваться. Не может же государство не заботиться о своих гражданах;
  • налаженная организация механизма выплат. Министерство социальных дел занимается этим не первый год и имеет определенный опыт в данных вопросах (индексация с учетом удорожания жизни);
  • отсутствие налогов на доходы государства, так как пенсии в этом случае распределяются через бюджет.

Преимущества  частного фонда:

  • возможность заранее позаботиться о старости;
  • больший размер пенсионных выплат;
  • определенная выгода при увеличении продолжительности жизни; средняя продолжительность жизни 66 лет, то есть многие люди не успевают воспользоваться своей пенсией.

      Пенсионная  реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

 

Список  используемой литературы.

    1. Аранжереев М.М., «Подведены итоги деятельности НПФ в 2001 году»,      Пенсия, 2002г.,  №5.

2. Воронин  Ю.В., «Комментарий к пенсионному  законодательству Российской Федерации», Норма, 2007 г.

3. Голикова Л., «Миссионеры для пенсионеров», Коммерсант Деньги, 2002 г., №43.

4.  Завьялов  Л. Н., «Законодательство о пенсионной  системе РФ: тексты и комментарии  », Юнити, 2002г.

5. Парамонова  С. В., «Проблемы и перспективы пенсионной системы России», Красноярск: ИПЦ КГТУ,  2006г.

6. Роик В.Д., «Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования», МИК, 2007г.

7. «Российский статистический ежегодник», Росстат, 2004г.

    8. Соловьев А. К., «Актуарный прогноз развития пенсионной системы в   условиях пенсионной реформы (до 2015 г.)», Пенсия,  2005г., № 8.

    9. Степанов А.Г., «Комментарий к Федеральному Закону О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,  Москва, 2006г.

    10. О негосударственных пенсионных фондах: Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992г. // Пенсия. – 2001г.,  №11.

11. www.actuaries.ru/lit/books/book1/list.htm.

 

Приложение.

График 2. Динамика средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера. 

                             

    

График 3. Динамика численности получателей трудовой пенсии

 и  наемных работников

 

й трудовой пенсии

 и  наемных работников

Информация о работе Пенсионная система и ее реформирование в России