Пенсионная система и ее реформирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

В этой работе, разобрались в эффективности социальной политики государства и ее роли в экономике, а главным образом проанализировали реформирование пенсионной системы РФ

Содержание

Введение
1.Социальная политика и ее роль в экономике
1.1.Социальная политика государства
1.2.Роль социальной политики в экономике
2.Анализ пенсионной системы в России
2.1.Пенсионные фонды России
2.2.Негосударственные пенсионные фонды
3.Реформирование пенсионной системы в России
3.1.Проблемы пенсионного законодательства
3.2.Проведение пенсионной реформы
3.3.Текущие результаты и проблемы пенсионной системы России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа доработанная.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Каждое  звено в системе негосударственного пенсионного обеспечения выполняет свои строго определенные функции. НПФ  выполняет следующие функции:

  • Разрабатывает условия   негосударственного пенсионного обеспечения участников и заключает пенсионные договоры;  
  • пенсионные взносы;
  • ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
  • заключает договоры с управляющим (управляющими);
  • формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария;
  • ведет в установленном порядке бухгалтерский учет и актуарные расчеты;
  • производит выплаты негосударственных пенсий;
  • осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
  • предоставляет контролирующим органам информацию о своей деятельности.

      За  период 2000-2001 гг. наблюдается постоянный рост в объёме денежных накоплений населения. Опрос, проводимый Госкомстатом, показал, что за 2001 год в отношении целей сбережений 45-50% респондентов заявили, что они сберегают «на старость». Поэтому при создании отлаженной системы НПО часть денег, вкладываемая сегодня в банки, ценные бумаги или оставляемые в наличной форме, может быть вложена в НПФ.

                             

     График 1. Объём и состав денежных накоплений населения в 2000-2001 гг., в

млрд. руб.

      Однако  это возможно только при том, что  НПО будет обладать высоким уровнем доверия со стороны населения. Реальный уровень накоплений в НПФ на конец 2001 года составил более 25 млрд. рублей. Т. е. исходя из данных об объёме и составе денежных накоплений населения, представленных на графике 1, можно утверждать, что Система НПО имеет огромные возможности роста, и верхняя планка возможных пенсионных накоплений может значительно превысить 115 млрд. руб.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Реформирование пенсионной системы в РФ.

     3.1. Проблема пенсионного  законодательства.

     Российское  пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.

     Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90 г. № 340-1. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров. [2, с. 241]

     Федеральным законом РФ от 21.07.97 г. № 113-ФЗ “О порядке  исчисления и увеличения государственных  пенсий” дана новая редакция ст.7 данного закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98 г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

     К Закону от 20.11.90 г. непосредственно примыкают  законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.93 г. № 5318-1 “О выплате  пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, Закон РСФСР от 19.04.91 г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) “О занятости населения в Российской Федерации”, предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников.[9, c.123] 

     3.2. Проведение пенсионной  реформы.

Противоречия  пенсионной системы, действующей до конца 2001 года, показывали, что она находилась в тупиковом положении, из которого её, основываясь только на косметических изменениях нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полноценной накопительной составляющей,  Правительством РФ было решено начать формирование смешанной модели финансирования, предусматривающей трансформацию распределительной системы в условно-накопительную с возможностью дополнительных отчислений по накопительной схеме.

      Примером  такой модели может служить Латвия, где начиная с 1998 года создаются индивидуальные счета, на которых происходит номинальное накопление (т.е. индексация сумм отчислений). Подобная схема имеет стимулы для более позднего выхода на пенсию, т.к. увеличение пенсии опережает линейный характер, а кроме того, она располагает автоматическими стабилизаторами корректировки размера пенсии в зависимости от изменения продолжительности жизни.  Правительство РФ решило, полностью выполнив обязательства перед пенсионерами по старому законодательству, отказаться и от закона от 20.11.1990 и от закона №113 ФЗ, подготовить в 2001 году пакет законов, введя, таким образом, с 2002 года новое пенсионное законодательство.  

      В конце 2001 года Президент РФ подписал 5 пенсионных законов («Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования)»,  «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также законы об изменениях в налоговом законодательстве), сформировавших базу для пенсионной реформы.

      Одновременно  производились и повышения пенсий: средний размер пенсий к концу 2001 года составил 1240 руб.  С началом реформы – с 1 января 2002 года – началась конвертация пенсионных прав граждан, ознаменовав тем самым переход от распределительной к условно-накопительной (распределительно-накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объём прав в рамках старой пенсионной модели, продолжает работу до достижения пенсионного возраста или после него. Структура источников финансирования и новая структура пенсий (а также действовавшая до 1.01.02 года) представлены на таблице 3.

 

     Табл.3 Структура источников финансирования и структура пенсий.

 

      Наибольшие  проблемы возникают при конвертации прав так называемых транзитных поколений – тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой   модели, не достигли ещё пенсионного возраста.

Все они  с 01.01.02 виртуально ушли на пенсию и  им начислена пенсия по нормам закона №113 ФЗ. В ней выделили страховую и базовую части, которые индексируются уже по новым законам. Новые же страховые взносы будут добавляться к старым, увеличивая, таким образом, общий размер пенсии. Кроме того, у мужчин моложе 50 лет, и женщин моложе 45 лет в пенсии существует ещё одна часть – накопительная, она играет роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. На эти цели направляется определённый процент от страховых взносов. Эти средства, по выбору граждан будут направляться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (предположительно с 2004 года) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчёте пенсии.[4,c.97]

3.3. Текущие результаты  пенсионной системы  России.

     В ходе реформы, во-первых, строго не обозначены и не закреплены стратегия развития и приоритеты социальной защиты через доминирующие институты и механизмы, сообразные социально ориентированному государству (социальное страхование).

     Во-вторых, в полном составе не определены и  не обоснованы параметры управления системой (доля расходов на содержание административного аппарата, соотношение  пенсии и заработной платы - коэффициент  замещения, реальная доходность).

     В-третьих, не определены и не заложены механизмы  корректировки параметров управления пенсионной системой, и это не позволяет  своевременно реагировать на изменения  ключевых факторов, определяющих ее финансовую устойчивость.

     В-четвертых, не обеспечены условия (в правовом и организационном аспекте) устойчивого функционирования пенсионной системы (взносы поступают в полном объеме; заимствования из Пенсионного фонда отсутствуют; осуществляется честное, надежное и эффективное управление накопительными резервами).

     Так при всей своей прогрессивности  и теоретической обоснованности Концепция пенсионной реформы, воплощенная  в реальных институтах и механизмах, отступает от сути и принципов  социальной защиты в социально ориентированной  экономике.

     В результате совокупности мероприятий  в рамках проводимых с 1991 г. пенсионных реформ, современная российская пенсионная система приближается к системам социально ориентированных стран  лишь по некоторым формальным характеристикам [5,c.220].

     В то же время система продолжает с трудом обеспечивать минимальные гарантии участникам социального страхования и не выполняет своих базовых функций, что подтверждается фактами [5,c.220].

     Отсутствует (для большинства работников) зависимость  между размерами выплачиваемых  пенсий и взносов (принцип эквивалентности). Слабая зависимость размеров пенсии с реальным трудовым вкладом поддерживается пенсионной моделью (сформированной в результате пенсионной реформы).

     Во-первых, пенсионная формула, применяемая в  течение всего переходного периода - с начала реформы и до 2027 г., когда станут выходить на пенсию застрахованные лица с подтвержденным пенсионным капиталом, нивелирует значимость влияния на величину заработанной пенсии трудового стажа, средней продолжительности жизни пенсионеров и возраста выхода на пенсию. Реальный трудовой вклад в виде зарезервированной заработной платы сначала формируется без непосредственного участия застрахованного и неадекватно отражается величиной расчетного пенсионного капитала, затем нивелируется индивидуальным коэффициентом пенсионера, что ведет к уравниванию размеров трудовой пенсии. В дальнейшем размер пенсии не поддерживается на приемлемом уровне с помощью механизмов индексации.

     Во-вторых, с принятием Федерального закона № 70-ФЗ в 2004 г трансформируется экономическая модель обязательного пенсионного страхования, что лишает прав участия в формировании накопительной составляющей трудовой пенсии в размере 2 % средневозрастное поколение трудоспособных граждан (мужчин от 1953 до 1966 года рождения и женщин от 1956 до 1966 года рождения). Перенесены также сроки перехода к 6%-ной ставке накопительных отчислений для младшего поколения застрахованных лиц с 2006 на 2008 г.

     О размерах возможных накоплений этой категории работающих до 2020 г. можно  судить по данным расчетов, представленных в таблице 4. Только за период действия Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ № 167 с 2002-2004 гг. сумма накоплений средневозрастной группы работающих увеличилась с 11,6 млрд. руб. до 17,6 млрд. руб., а возможные накопления данной категории работников могли бы составить к 2012-2016 гг. более 55 млрд. руб. При грамотном управлении пенсионными резервами и обеспечении реальной инвестиционной доходности (5-7 %) эти суммы могли быть еще больше.

Информация о работе Пенсионная система и ее реформирование в России