Пенсионная система и ее реформирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

В этой работе, разобрались в эффективности социальной политики государства и ее роли в экономике, а главным образом проанализировали реформирование пенсионной системы РФ

Содержание

Введение
1.Социальная политика и ее роль в экономике
1.1.Социальная политика государства
1.2.Роль социальной политики в экономике
2.Анализ пенсионной системы в России
2.1.Пенсионные фонды России
2.2.Негосударственные пенсионные фонды
3.Реформирование пенсионной системы в России
3.1.Проблемы пенсионного законодательства
3.2.Проведение пенсионной реформы
3.3.Текущие результаты и проблемы пенсионной системы России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа доработанная.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     8.Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. Суть этой работы заключается в создании государственного банка данных плательщиков страховых взносов, автоматизации рабочих мест уполномоченных, разработке и совершенствовании персонифицированного учета страховых взносов;

     9.Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

     Пенсионная  система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия [1,c.120], состоит из следующих частей:

     · Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.

      ·  Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

      · Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.

      ·  Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.

      ·  Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

      Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.

  • Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.
  • Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:

     П = ПК / Т,   где П – размер накопленной части пенсии;

     ПК – пенсионный капитал;

     Т – период выплаты пенсии (в месяцах).   

    1. Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей:

      фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на

уровне базовой части трудовой пенсии;

      страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой.

      Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

    1. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей:

      фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии;

      страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части пенсионного капитала застрахованного лица.

           Общее руководство  Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.

     В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а  также управляющие отделениями  фонда. В состав Правления могут  также входить представители  общественных, религиозных и государственных  организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

     На  Правление фонда возлагается  ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и  текущих задач фонда, составление  бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции. [6,c.87]

     Сбор  и перераспределение средств  ПФ проходит по следующему маршруту:

     страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспределения средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а это зависит от скорости прохождения платежей и географического положения региона-донора и региона-реципиента).

     В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

     Таким образом. Пенсионный фонд Российской Федерации  представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий. Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных служб органов социальной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий и т.д. 

    1. Негосударственные пенсионные фонды.

      Организация обеспечения граждан в старости является одной из основных функций государства. При этом имеется в виду, что пенсионная система включает в себя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий, но и негосударственные формы организаций пенсионного обеспечения. Роль государства в этой части пенсионной системы состоит в осуществлении комплекса мер, направленных на повышение надежности и экономической устойчивости таких организаций, поскольку невозможность исполнения ими принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.

     В зависимости от состава участников все НПФ условно делятся на:

    • фонды закрытого типа – профессиональные пенсионные системы или производственные фонды, которые создаются только для участников, сгруппированных по определённому принципу.
    • фонды открытого типа не имеют ограничений для состава участников. Их учредителями могут быть юридические и физические лица.

     Таким образом, одна из ключевых позиций в  деятельности пенсионной системы принадлежит новым для нашей страны организациям – негосударственным пенсионным фондам, являющимся специализированными организациями социального Страхования. Негосударственные пенсионные фонды появились в соответствии с указом Президента РФ от 16.09.92 года №1077 "О негосударственных пенсионных фондах" и серии последующих постановлений Кабинета Министров РФ. В настоящее время правовой основой деятельности НПФ является ФЗ №   от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями).

     Так что же такое Негосударственный  Пенсионный Фонд? НПФ – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Структура негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с действующим законодательством представлена на таблице 2:

    

 
 
 

  Табл.2 Система негосударственного пенсионного обеспечения РФ.   

     В соответствии с Законом «О Негосударственных  пенсионных фондах» основные звенья системы негосударственного пенсионного обеспечения трактуются следующим образом:

  1. Вкладчик – юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников. Вкладчики имеют право: требовать от фонда выполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объёме; представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников; обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством РФ; требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда или пенсионным договором.

     2.  Пенсионный договор – соглашение между фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определённых размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований выплачивать участнику установленную пенсию.

     3. Участник – физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключённого договора между вкладчиком и фондом должны производиться или производятся пенсии. Участник может быть вкладчиком в свою пользу.

     4. Управляющая компания – коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании договора.

     5. Депозитарий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, которой признаётся оказание услуг по хранению сертификатов ценных

бумаг и (или) учёту и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

     6. Независимый актуарий – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие разрешения (лицензии) и осуществляющие актуарное оценивание принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования пенсионных резервов, аккумулирования пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм, а также актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих.

Информация о работе Пенсионная система и ее реформирование в России