Особенности занятости населения России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - привлечь внимание к малоизученным аспектам занятости в социальном секторе России, попытаться объяснить рост занятости в здравоохранении и образовании, а также ее межрегиональную дифференциацию, проанализировать структуру российской рабочей силы, показать масштабы и сферы распространения неформальной занятости населения.

Содержание

Введение 4
1 ЗАНЯТОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РОСТА 5
1.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ 6
1.2 ТЕНДЕНЦИИ 90-Х ГОДОВ 10
1.3 МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 12
2 Структура российской рабочей силы: особенности и динамика 16
Отраслевая структура занятости 16
2.1 Профессиональная структура занятости 19
2.2 Образовательная структура занятости 21
2.3 Воздействие сдвигов в отраслевой и профессиональной структуре на образовательную структуру занятости 25
3 НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 33
3.1 Масштабы и сферы распространения неформальной занятости 33
3.2 Влияние неформальной занятости на рынок труда России 39
Заключение. 47
Список использованной литературы 50
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

  В числе важнейших экономических  проблем опрошенные специалисты в первую очередь отметили недополучение социальных платежей и налоговых поступлений вбюджеты всех уровней, что оборачивается нехваткой инвестиций и недофинансированием социальной сферы, что не .. позволяет существенно повысить социальные выплат. и оплату труда в бюджетной сфере. Далее названы снижение затрат на модернизацию производства и торможение научно-технического прогресса из-за возможности использования относительно дешевого труда и как результат - низкое качество производимой продукции и услуг (при отсутствии надлежащего контроля за ним со стороны уполномоченных на то органов); снижение качества рабочей силы вследствие ее деквалификации, хищнической эксплуатации и отсутствия охраны труда; отток квалифицированных и высококвалифицированных специалистов (особенно из бюджетной сферы) в неформальный сектор, где можно больше заработать, пусть даже ценой снижения качественных параметров занятости.

  К наиболее серьезным социальным проблемам  большинство респондентов отнесли произвол работодателей и социальную незащищенность неформально занятых, многочисленные нарушения трудового законодательства по отношению к ним; усиление социальной напряженности (прежде всего конфликты на национальной почве по отношению к нелегально занятым иностранцам) и враждебности в обществе, общее ухудшение криминальной обстановки; деградацию населения и ухудшение демографической ситуации, в частности, утрату здоровья, нехватку времени на нормальный отдых, семью и воспитание детей.

  Экономический эффект от неформальной занятости может быть рассмотрен на трех уровнях.

  На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, как правило, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и проч.) эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае предприниматель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском, которому он при этом подвергается. Но всевозможные санкции не могут стать панацеей в борьбе с неформальной занятостью, если нередко, как показал анкетный опрос, это единственная возможность получения средств для существования. Кроме того, в России труд неформалов широко используется прежде всего незарегистрированными фирмами, которые не имеют официального статуса и потому не могут быть подвергнуты санкциям. Зарубежные исследования показывают, что чаще всего неформальная занятость используется либо молодыми фирмами, еще находящимися в стадии становления и не достигшими стабильности, либо теми, которые балансируют на грани выживания. Для таких предприятий отказ от неформального труда может обернуться крахом.

    На  отраслевом уровне результативность неформальной занятости зависит, в первую очередь, от ее распространенности в Конкретной отрасли и от того, какой объем отраслевого производства осуществляется неформально. Сферы, где таким образом создается значительное количество отраслевого продукта, могут понести существенные потери при отказе от использования труда неформалов.

    Дать  оценку экономического эффекта неформальной занятости на макроуровне чрезвычайно трудно. Даже если удастся с достаточной степенью точности определить масштабы данного явления в целом, остается неясно, как отказ от использования неформального труда отразится на Производительности труда и насколько это будет способствовать (и будет ли вообще) росту занятости на формальной основе. Пока эти вопросы мало исследованы как в теоретическом, так и в практическом плане.

    Помимо  экономического эффекта неформальной занятости необходимо учитывать и ее социальное воздействие. Анкетный опрос. специалистов продемонстрировал, что в условиях переходной экономии и неформальная занятость служит важным фактором поддержания уровня жизни и роста благосостояния как самих неформалов, так и населения России в целом (а через миграцию - и жителей стран СНГ).

      Оценивая социальные и экономические  последствия неформальной занятости,  необходимо учитывать и порождающие ее причины, среди которых немаловажную роль играют недостаточная гибкость рынка Труда, ограниченность легальных возможностей достойно заработать, низкая правовая культура населения и его Осознанное нежелание действовать в рамках формальных структур. Причем в России, как представляется, действуют все указанные причины. По мнению ряда исследователей, к настоящему моменту в стране сложил ась определенная этика теневых отношений, которые стали привычными для большинства населения и не вызывают с его стороны никакого морального осуждения.  
 
 
 
 

 

Заключение.

  В ходе моей курсовой работы были рассмотрены  следующие задачи: Занятость в социальной сфере России, структура российской рабочей силы, неформальная занятость населения России.

  Исследуя первую задачу можно сделать вывод, что в 90 – ые годы занятость в образовании и здравоохранении в России в целом имела тенденцию к росту. Для объяснения межстрановых различий в доле занятых в образовании и здравоохранении существует несколько теорий (Вагнера, Алесина, Родрика), но все они лишь частично обьясняют склонность властей к расширению занятости в упомянутых областях. Изменения занятости в социальной сфере в регионах неоднозначны: одни регионы наращивают занятость в образовании и здравоохранении, другие стараются её снизить. Для объяснения межрегиональной дифференциации приведено три гипотезы. Согласно расчетам, проведённым в анализе, третья гипотеза привела наиболее полные и достоверные данные, объясняющие факт растущей межрегиональной дифференциации. Это означает, что увеличение уровня занятости в социальном секторе зависит от роста величины трансфертов, перечисляемых в региональный бюджет.

   Проанализировав вторую задачу я пришла к выводу, что большие потери рабочих мест наблюдались в российской промышленности и других отраслях материального производства, а самые масштабные – в науке. Главными «генераторами» рабочих мест выступали отрасли сферы услуг: торговля, финансы, государственное управление. Имеющиеся данные свидетельствуют, что с точки зрения секторальной структуры занятости Россия сегодня находится ближе к западноевропейскому стандарту, чем страны ЦВЕ. С точки зрения распределения рабочей силы доминирующим сектором российской экономики выступает сектор услуг, где сосредоточено почти 2/3, всех занятых.

   Анализируя  профессиональную структуру занятости, я узнала, что в России обнаруживается непропорционально много работников, с одной стороны, с самой высокой и, с другой - с самой низкой квалификацией, В то же время стране недостает специалистов средней квалификации и служащих, занятых подготовкой информации. Другими словами, в отличие от отраслевой профессиональная структура российской занятости все еще сохраняет индустриальный характер.

   В образовательной структуре занятости за период с 1989 по 2002 г.г. наблюдается увеличение численности работников с высшим и со средним профессиональным образованием и уменьшение численности работников с не высокой профессиональной подготовкой. Напрашивается вывод: в условиях российского рынка труда аттестат о полном средние образовании уже перестал быть пропуском на хорошие рабочие места. Чтобы получить к ним доступ, необходимый идти дальше и получать более высокое образование. В то же время представленные данные позволяют предположить, что у значительной части российских работников полученное образование является избыточным по отношению к той квалификации, которая реально необходима для работы по избранным ими профессиям.

   Произведенные расчеты в этой задаче оценивающие, какая часть изменений в образовательной структуре российской занятости была продиктована: 1) изменениями в ее отраслевой структуре; 2) изменениями в ее профессиональной структуре; 3) их совокупным воздействием показали о почти полной утрате связей между сдвигами в образовательной структуре занятости и сдвигами в ее отраслевой и профессиональной структуре на более позднем этапе переходного процесса.

    Изучив  третью задачу я сделала выводы о том, что масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но даже в регионе достаточно велики и имеют тенденцию к росту. Они значительно шире, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размерам с теневым рынком труда в развивающихся странах. Не менее трети неформально занятых в экономике России составляют нелегальные иммигранты, а так же примерно половина численности местных жителей. Сферы распространения неформальной занятости является торговля, общественное питание, строительство, сфера услуг и сельское хозяйство. Одной из ключевых сфер неформальной занятости в России является торговля, особенно мелкооптовая рыночная. Неформальная занятость распространена среди молодежи. Мотивами, побуждающими работающих к неформальной занятости, а работодателей к ее использованию является стремление заработать, поддержать или повысить уровень жизни свой и семьи, стремление работодателей снизить издержки и скрыть доходы от налогообложения. Главной причиной роста неформальной занятости в стране является, по мнению подавляющего большинства опрошенных специалистов, несовершенство действующего законодательства. Другими причинами являются отсутствие социальной ответственности работодателей, депрессивное состояние экономики, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, высокий уровень фактической безработицы. Согласно таблице №5 неформальная занятость в большинстве случаев оказывает серьезное и негативное влияние на рынок труда в России, порождает большие проблемы как на федеральном уровне, так и на региональном. Но вместе с тем неформальная занятость имеет существенные позитивные моменты. В сфере социального воздействия неформальная занятость выступает своеобразным социальным стабилизатором ситуации в обществе, хотя она вызывает беспокойство своими масштабами и наличием существенной криминальной составляющей.

 

Список  использованной литературы

  1. Монусова, Г. Занятость в социальной сферу России: противоречия роста. [Текст]/ Монусова Г.// Мировая экономика и международные отношения.- 2002. - № 4. – С. 70–79.
  1. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей  силы: особенности и динамика. [Текст]/ Капелюшников Р.// Вопросы экономики. – 2006. - №10. – С. 19-40.
  1. Кубишин, Е. С. Неформальная занятость населения России. [Текст]/ Кубишин Е. С.//  ЭКО. – 2003. - №2. – C. 160- 176 
    Приложение 1
  
  1995Г 1996Г 1997Г 1998Г 1999Г
Страны  ОЭСР  
Австрия 13.0 13.1 13.6 13.9 13.9
Дания 22.6 24.2 24.5 24.4  
Испания 10.7 11.2 11.4 11.4 11.2
Финляндия 20.6 20.5 20.7 20.8 20.5
Германия 13.8 14.7 14.9 15.2 15.4
Нидерланды 20.0 19.9 19.6 20.2  
Норвегия 24.8 25.1 25.3 25.1 25.5
Швеция 27.8 27.3 26.6 26.7 26.8
Великобритания 18.0 18.6 18.4 18.6 18.9
Канада 17.1 16.9 16.8 16.8 16.6
Страны  с переходной экономикой  
Чехия 12.0 11.6 11.7 11.3 12.2
Венгрия 15.4 15.0 14.5 14.7 14.3
Польша 13.4 13.3 13.2 13.2  
Словакия 14.5 14.4 14.3 14.2 15.0
Румыния 7.0 7.1 7.2 7.0 7.0
Словения 11.3 11.3 10.6 11.1 11.8
Эстония 14.1 14.3 14.8 14.3 14.6
Латвия 14.9 15.6 14.0 13.5 14.3
Россия     16.6 16.8 16.9

  Таблица 1. Доля занятых в здравоохранении и образовании в общей занятости, % (по данным национальных выборочных обследований населения)

 

Приложение 2

Таблица 2. Занятость в социальной сфере РФ, в тыс. чел. и % от общей занятости.

  1992 г.  1994 г.  1996 г.  1998 г.  1999 г. 2000 г. 
Здравоохранение 4227 (5.9%) 4394 (6.4%) 4531 (6.9%) 4453 (7.0%) 4496 (7.0%) 4503 (7.0%)
Образование 6413 (8.9%) 6245 (9.1 %) 6191 (9.4%) 5919 (9.3%) 5935 (9.3%) 5871 (9.1%)
Культура  и искусство  1108 (1.5%) 1138 (1.7%) 1122 (1.7%) 1114 (1.8%) 1129 (1.8%) 1144(1.8%)
Итого 11748 (16.3%) 11777 (17.2%) 11844 (17.9%) 11486(18.0%) 11560 (18.1%) 11519(17.9%)

 

Приложение3

Табл. 3. Занятость в социальной сфере РФ, в тыс. человек и % от общей занятости

  1997 г.
    1998 г.
    1999 г.
    2000 г.
Здравоохранение 4245 (7.1 %) 4202 (7.3%) 4417 (7.3%) 4410 (7.1%)
Образование 5687 (9.5%) 5621 (9.7%) 5883 (9.7%) 5834 (9.4%)
Культура  1600 (2.7%) 1548 (2.7%) 1596 (2.6%) 1721 (2.8%)
Итого 11532 (19.3%) 11371 (19.6%) 11896 (19.7%) 11965 (19.4%)

Информация о работе Особенности занятости населения России на современном этапе