Особенности занятости населения России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - привлечь внимание к малоизученным аспектам занятости в социальном секторе России, попытаться объяснить рост занятости в здравоохранении и образовании, а также ее межрегиональную дифференциацию, проанализировать структуру российской рабочей силы, показать масштабы и сферы распространения неформальной занятости населения.

Содержание

Введение 4
1 ЗАНЯТОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РОСТА 5
1.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ 6
1.2 ТЕНДЕНЦИИ 90-Х ГОДОВ 10
1.3 МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 12
2 Структура российской рабочей силы: особенности и динамика 16
Отраслевая структура занятости 16
2.1 Профессиональная структура занятости 19
2.2 Образовательная структура занятости 21
2.3 Воздействие сдвигов в отраслевой и профессиональной структуре на образовательную структуру занятости 25
3 НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 33
3.1 Масштабы и сферы распространения неформальной занятости 33
3.2 Влияние неформальной занятости на рынок труда России 39
Заключение. 47
Список использованной литературы 50
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

Российская  Международная Академия Туризма

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ  ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Курсовой  проект

По  курсу: «Экономическая теория»

Тема: Особенности занятости населения России на современном этапе.

Выполнила студентка первого курса группы ТМ (060328)

Специализация: менеджмент туризма 

Рябова  А. В.

Проверил: ст. преподаватель Филатова Н. А.

Сергиев Посад

2007 
Содержание 

 

Реферат

    Данная  курсовая работа состоит  из – реферата, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения. Основная часть состоит из трех глав.

    Курсовая  работа состоит из – 81 страниц

    Цель  данной работы - привлечь внимание к малоизученным аспектам занятости в социальном секторе России, попытаться объяснить рост занятости в здравоохранении и образовании, а также ее межрегиональную дифференциацию, проанализировать структуру российской рабочей силы, показать масштабы и сферы распространения неформальной занятости населения.

    Задачи  исследования:

  1. Занятость в социальной сфере России.
  2. Структура российской рабочей силы.
  3. Неформальная занятость населения России.

    Объект  исследования: Особенности занятости населения России на современном этапе.

    Предмет исследования: занятость населения в социальной сфере России, структура российской рабочей силы, неформальная занятость в России.

    Во  введении раскрывается актуальность данной темы моего курсового проекта. В первой главе характеризуются общемировые тенденции изменения занятости в образовании и здравоохранении. Особо выделяются страны с переходной экономикой, рассматривается ситуация в России в 90-е годы и дается анализ основных факторов, определяющих динамику занятости в социальном секторе в регионах и в сравнительной межрегиональной перспективе. Во-второй главе дается описание отраслевой структуры занятости. В-третьей главе дается характеристика неформальной занятости населения в России, её масштабов и сферы распространения.

    В заключении делаются краткие выводы по каждой главе.

    В данной работе использовались журнальные статьи следующих авторов: Монусова Г., Капелюшников Р., Кубишин Е. С.

    В данной работе использовалось – 22 таблицы.

 

    Введение

    Цель  данной работы - привлечь внимание к малоизученным аспектам занятости в социальном секторе России, попытаться объяснить рост занятости в здравоохранении и образовании, а также ее межрегиональную дифференциацию, проанализировать структуру российской рабочей силы, показать масштабы и сферы распространения неформальной занятости населения.

    Задачи исследования:

    1. Занятость в социальной сфере России.
    2. Структура российской рабочей силы.
    3. Неформальная занятость населения России.

    Объект  исследования: Особенности занятости населения России на современном этапе.

    Предмет исследования: занятость в социальной сфере России, структура российской рабочей силы, неформальная занятость в России.

    В данной работе использовались журнальные статьи следующих авторов: Монусова Г., Капелюшников Р., Кубишин Е. С.

  Актуальность данной темы состоит в том, что формирование рыночных отношений в России неизбежно привело к становлению рынка труда и как следствие - к экономической нестабильности и безработице.

  Безработные - это часть трудовых ресурсов и  соответственно часть экономически активного населения. В каждой стране понятия, характеризующие безработицу как социальное явление, имеют свою национально-историческую и социальную специфику. В России под трудовыми ресурсами понимается население в трудоспособном возрасте (мужчины - от 16 до 60 лет, женщины - от 16 лет до 55 лет), за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II группы и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки до 16 лет и пенсионеры по возрасту), занятые в экономике.

  Экономически  активное население (рабочая сила) - это та его часть, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Экономически активное население включает всех занятых и всех безработных.

Занятыми  в России считаются  лица, которые:

  • в тот или иной период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени;
  • выполняли работу не по найму, но приносящую доход;
  • выполняли работу на семейном предприятии без оплаты; • временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска

(включая отпуск  без сохранения содержания по  инициативе администрации), забастовки и других подобных причин.

  Безработными  в России считаются лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый  период:

  • не имели работы или доходного занятия;
  • занимались поиском работы, т. е. обращались в службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю, использовали другие способы поиска работы, а также предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе.

  При отнесении  лица к статусу безработного должны быть соблюдены все три критерия, перечисленные выше.

используя при  этом любые способы, с момента  начала поиска работы и до рассматриваемого периода.

  К середине 1999 г. безработица достигла 12,5% экономически активного населения. В стране не работал и не учился каждый восьмой трудоспособный россиянин. Прогнозы специалистов на ближайшую перспективу малоутешительны.

  Уровень безработицы в России определяется как удельный вес общего количества безработных к численности экономически активного населения. При этом в составе безработных учитываются как зарегистрированные в органах государственной службы занятости, так и не зарегистрированные в этой службе.

Продолжительность безработицы в России определяется как промежуток времени, в течение которого человек ищет работу, используя при этом любые способы, с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода.

   В мировой практике предельно-критический уровень безработицы составляет 8 - 10%. Как видим, в России безработица неуклонно растет и практически перешла рубеж критического уровня. С 1995 г. темпы роста безработных начали превышать темпы падения производства.

Средний возраст  безработных - 34,3 года, 82% безработных

это люди в возрасте от 20 до 50 лет; 46,1% безработных  женщины, 53,9% - мужчины; 76,7% безработных - городские жители, 23,3% - лица, проживающие в сельской местности. Самая высокая доля безработных среди лиц, имеющих общее среднее (31,7%) и среднее профессиональное образование (28,1 %), а 10.3% безработных, т.е. каждый 10-й, имеют высшее образование.

Проблема  безработицы в России нашла отражение  в целом комплексе законов, указов и постановлений высших законодательных и исполнительных органов власти. Первый Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» был принят 19 апреля 1991 г. Существенные изменения и дополнения в решение проблемы были внесены Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 20 апреля 1996 г. Созданы Федеральная государственная служба занятости населения РФ и Государственный фонд занятости населения РФ. Разработана классификация статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусе в занятости. Ежегодно Правительство РФ принимает Федеральные про граммы содействия занятости населения. Разработана Федеральная целевая про грамма содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 гг.

    В России государство  гарантирует безработным:

  • выплату пособия;
  • возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • зачет в общий трудовой стаж времени получения пособия по безработице.

   Пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста - в течение 24 календарных месяцев. Размер пособия: первые три месяца - 75% среднего заработка; с четвертого по шестой месяц - 60% заработка; с седьмого месяца - 45% заработка. Но во всех случаях его размер не должен превышать среднего заработка, сложившегося в данном регионе.

  Как и во всякой другой стране, безработица  породила в России тяжелейшие социальные последствия: бандитизм, рост числа самоубийств и т. п. Не оправдались надежды на малое предпринимательство в решении проблемы занятости. Доля работающих на малых предприятиях в 1998 г. составляла 8,2% экономически активного населения. Число занятых на них не испытывает тенденции к заметному росту.

   Существенно изменилось отношение российского общества к безработице. В 1990 - 1993 гг. среди политиков и ученых преобладало мнение, что безработица положительно повлияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом безработица - это благо. Ныне, когда, миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль о том, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица недопустима и что ее рост может привести к социальному взрыву. Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики Правительства России.

  Основной  и самый радикальный путь борьбы с безработицей _ это интенсивное  развитие экономики, требующее притока  дополнительной рабочей силы. В конкретно российских условиях _ это задача исключительной трудности: экономического роста производства нет; на предприятиях страны миллионы работников трудятся неполный рабочий день или находятся в неоплачиваемых отпусках; в 1999 - 2000 гг. число трудоспособных возрастет более чем на 1,5 млн. человек, поскольку в жизнь вступает поколение 1981 – 1982 гг., когда рождаемость была еще относительно высокой; финансовый кризис породил безработицу и в малом бизнесе; идет сокращение армии, что увеличит нуждающихся в работе на 200 - 300 тыс. человек.

  Решение многих социально-экономических аспектов безработицы связано также с трудовыми правоотношениями, которые ныне регулируются КЗоТом РСФСР, принятым еще в 1971 г. В апреле 1999 г. Правительство Российской Федерации внесло в законодательные органы страны проект Федерального закона «Трудовой кодекс Российской Федерации». Предложенный проект откровенно усиливает права работодателей и ослабляет социальную защиту наемных работников, что отрицательно повлияет на состояние занятости в России. В связи с этим решающее значение приобретает социальная политика государства по отношению к занятости и безработице.  

  

1 ЗАНЯТОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ  СФЕРЕ РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ РОСТА

Необходимость реформирования отраслей социального сектора (образования, здравоохранения, культуры) в России не у кого не вызывает сомнения. В 90-е годы было предпринято несколько робких  и непоследовательных попыток перестроить механизмы финансирования этой сферы. Однако узел разнообразных проблем здесь далеко не распутан, что неблагоприятно сказывается как на здоровье и образовании граждан, так и на положении работающих в этих отраслях людей. Врачи и учителя почти повсеместно получают мизерную заработанную плату, да и ту не всегда регулярно. Их забастовки или голодовки стали частым сюжетом выпусков новостей.

Низкооплачиваемые и малоквалифицированные работники  социальных отраслей вполне могут заблокировать  любые реформы, сведя на нет все  усилия реформаторов. Более рациональному  и эффективному функционированию этой реформы могло бы способствовать усиление в ней рыночных начал, однако приватизация учреждений здравоохранения или образования связанно с большими политическими сложностями и пока не стоит на повестке дня.

Информация о работе Особенности занятости населения России на современном этапе