Особенности переходной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ переходного процесса экономики России.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:
 Исследовать этапы развитие экономической системы;
 Выявить основные черты переходной экономики и закономерности ее развития;
 Проанализировать плановую экономику как исходное состояние переходных процессов;
 Рассмотреть формирование реальных рыночных отношений;
 Проследить становление рыночной инфраструктуры;

Содержание

Введение 3
1 Переходные процессы Российской экономики 5
1.1.Что такое переходная экономика.
Этапы развития экономической системы 5
1.2.«Азбука» перехода к рыночным отношениям 9
1.3.Основные черты переходной экономики
и закономерности ее развития. Современные типы
переходной экономики 11
2 Плановая экономика как исходное состояние
переходных процессов 19
2.1.Плановая экономика- одна из альтернатив XX века 19
2.2.Кризис плановой экономики и необратимость 22
перехода к другой системе
3 Формирование реальных рыночных отношений 25
– содержание переходной экономики
3.1.Внутриэкономическая либерализация. 25
Либерализация внешнеэкономических отношений
3.2.Становление рыночной инфраструктуры 28
3.3.Специфика и концепция перехода России к 30
рыночной экономике
4 Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года 34
Заключение 39
Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Развитие рынка в России стало осуществляться по не­скольким направлениям:

1)  разрушения государственных и становления частномонополистических форм хозяйствования, что с неизбежнос­тью приводит к развитию денежного хозяйства;

2)  освоения, так сказать, новых организационно-право­вых форм предпринимательской деятельности: индивидуаль­ного владения, товарищества (партнерства), в том числе ак­ционерных обществ и др. В частности, это касается и такой сферы, как финансы;

3)  формирования рынка ресурсов: рабочей силы, капита­ла, земли, в том числе рынка недвижимости. Генезис этих рынков является специфической чертой переходной эконо­мики.

     В настоящее время переходная экономика России пред­ставляет собой картину экономического взаимодействия, с одной стороны, прошлых (но еще не ушедших с арены) цен­трализованных форм хозяйствования и, с другой стороны, новых форм — рыночных. Поэтому не случайно, что пере­ходная экономика зачастую играет по неизвестным прави­лам, так как она представляет собой симбиоз противоречи­вых, нередко исключающих друг друга сил: либерализации и бюрократизма. [8,c.129]

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года

     Данная стратегия разработана и предложена Правитель­ством РФ. Рассмотрим ее основные направления исходя из анализа ситуации сегодняшнего дня.

     Сегодня — новая Россия. В чем же ее новизна?

     Первое. Население страны качественно изменилось. Зна­чительная часть граждан страны готова строить жизнь соб­ственными усилиями, не дожидаясь помощи ни от кого.

     Второе. В стране создалась принципиально иная ситуа­ция, открывающая "окно возможностей" для решения фун­даментальных проблем России.

     Третье. Стабилизировалась политическая ситуация, на­блюдается оживление экономики, которого удалось добить­ся именно благодаря окрепшему частному сектору.

     Главная задача стратегии заключается в том, чтобы уско­рить процесс обновления страны. Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки "лидерского" ресурса, а в дальнейшем — развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Рос­сией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе — восстановить и упрочить позиции России как одной из стран— лидеров мирового развития.

     Реально возможны три варианта развития:

♦радикальная либерализация;

♦ восстановление дирижистского социального государ­ства;

♦ модернизация экономики на основе либеральных прин­ципов при сохранении значительной роли государства в реа­лизации базовых общественных функций.

     Радикальная либерализация — это свободная рыночная экономика, уход государства практически из всех сфер эко­номической деятельности, приватизация социальной сферы, открытая экономика. Все это может привести к существен­ному экономическому росту, более высокому в краткосроч­ной перспективе, чем в любом другом сценарии. Однако осу­ществление данного сценария может привести к социаль­ной, политической и финансовой нестабильности, которая нивелирует выгоды экономического роста и, в конечном сче­те, приведет к стагнации. Шоковая терапия неприемлема для нашей страны.

     Восстановление дирижистского социального государства означает расширение прямого участия государства в регу­лировании экономических и общественных отношений и существенное сокращение поля предпринимательской актив­ности. Этот сценарий напоминает командную экономику, ко­торая имела место в недавнем прошлом в экономике России. Расширение функций государственной власти сделает госу­дарственную машину еще менее управляемой, усилит кор­рупционные механизмы и не позволит установить цивилизо­ванные отношения между государством и гражданским об­ществом.

     Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспе­чении благоприятных условий хозяйствования, включая фи­нансовую и социальную стабильность, балансирует элемен­ты двух других вариантов стратегии. Это сценарий смешан­ной экономики.

     Вместо полной закрытости или открытости страны дела­ется ставка на активную интеграцию России в мировое сооб­щество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со сторо­ны иностранных участников рынка. Это — политика здраво­го смысла, предлагающая реальные решения соответствую­щих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации позволит восстановить экономическую и политическую роль страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью Стратегии развития России до 2010 года.[15,c.257]

     Стратегия исходит из того, что динамичное развитие об­щества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов и общественных организаций, в основе повседнев­ной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям Рос­сии и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными уси­лиями. Путь к процветанию — добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

 

     Прогресс достижим только в результате объединения уси­лий власти и самого общества в деле создания страны, спо­собной дать достойное существование своим гражданам и тем самым занять достойное место в мировом сообществе. Стра­тегия заключается в том, чтобы создать основы для возник­новения нового общественного договора как механизма реа­лизации стратегии. Только таким образом можно снять пре­грады на пути общественного развития и создать стимулы для активизации деятельной части населения.

     Стержень нового общественного договора — приоритет гражданина над государством. Человек, его права и интере­сы — насколько возможно; государство — гарант этих прав — насколько необходимо. Самостоятельный человек, живущий и действующий в соответствии со своими личными убеждениями и одновременно в соответствии с твердыми моральными прин­ципами общества, способный в достатке содержать семью, смо­жет осуществить необходимую модернизацию страны.

     Перед Российским государством и обществом стоят сле­дующие задачи:

♦     установить новый социальный контракт;

♦     осуществить реформу власти;

♦     провести модернизацию экономики.

     Цели стратегии достижимы только в результате модер­низации экономики. Единственным способом сократить обра­зовавшийся разрыв между Россией и наиболее развитыми странами, создать базу для повышения уровня жизни граж­дан является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Такой экономический рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и ин­теллектуальных ресурсов, повышением эффективности их использования, высвобождением предпринимательской ини­циативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит уже на первом этапе получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста — через повышение производительности труда, загрузку простаива­ющих жизнеспособных мощностей. На втором этапе экономическая свобода выразится в росте эффективности инвес­тиций, на активное привлечение которых будет направлена экономическая политика.

     В социальной политике необходимо завершить переход к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспреде­ление социальных расходов государства в пользу самых уяз­вимых групп населения при одновременном сокращении помо­щи обеспеченным семьям; сокращение социального неравен­ства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

     Принципиально важными направлениями социальной по­литики в условиях модернизации экономики становятся:

во-первых, поддержка социально уязвимых групп насе­ления;

во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде все­го в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной, информа­ционной, динамично развивающейся мировой экономике.

     Сложность проблем и глубина необходимых преобразова­ний требуют комплексного подхода к проведению реформы государственной власти.

Без реформирования систем государственного управле­ния, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать боль­шую часть программы модернизации экономики — создание благоприятного инвестиционного климата, ответственную бюджетную политику и структурные реформы. В то же вре­мя только в условиях нового социального контракта, осно­ванного на выполнении взаимных обязательств государства и общества, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические реформы, структурная перестройка эконо­мики невозможны без создания эффективной системы соци­альной защиты, а экономический рост останется иллюзор­ным без инвестиций в человеческий капитал — образование и здоровье граждан, науку и культуру. Следует подчеркнуть, что никакое существенное повышение уровня жизни граж­дан, снижение социального неравенства не станут реальны­ми без экономического роста.

     Государство не сможет реализовать стратегию развития исключительно собственными усилиями. Только ответная реакция участников рынка, повышение роли гражданского общества, выполнение гражданами своих обязательств пе­ред государством приведут к положительному результату.

     Сегодня Россия получила шанс на решительное экономи­ческое обновление. Этот шанс — в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относи­тельно благоприятной конъюнктуре внешних рынков, готов­ности людей воспринимать перемены.

     Использовать этот шанс, реализовать потенциал разви­тия экономики и роста благосостояния наших граждан и есть задача Стратегии развития. Если шанс не будет использо­ван, если ближайшие годы не станут временем быстрых эко­номических перемен, экономическая отсталость страны ста­нет необратимой, что будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства. Не надо идеализировать те или иные формы хозяйствова­ния, их нужно рассматривать вкупе с менталитетом нации. А это суперпроблема. [15,c.257]

     Однако корень всех экономических преобразований лежит в изменении отношений собственности. Для России это была приватизация, или превращение государственных предпри­ятий в частные, а более широко — государственной собствен­ности в частную. Так что это за "птица" — приватизация?

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты переходной экономики в России:

1.Произошло изменение форм, права и институтов соб­ственности. Это означает, что появилась частная собственность в виде частного индивидуального или коллективного предпринимательства, смешанная собственность как взаимо­действие частной и государственной собственности и госу­дарственная собственность в резко урезанном виде.

2.  Наметилась интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования. Если учесть, что в течение более 70 лет в Советском Союзе господствовала командная экономика, или экономика с централизованным управлением, то в одночасье — как первоначально предлагалось, через 100 или 500 дней — практически невозможно обеспечить формирование рыночно­го механизма, с одной стороны, и его взаимодействие с госу­дарственной экономикой — с другой. Эта закономерность тре­бует длительного времени для своей реализации.

3.  Произошла большая концентрация экономической влас­ти в руках номенклатурных корпораций и превращение их в господствующую экономическую силу общества, что неиз­бежно привело к быстрому росту паразитических доходов и скрытому их перераспределению. Эти так называемые но­вые распределительные отношения доходов становятся за­кономерностью переходного периода.

4.              Сократилась доля занятого населения и появилась массовая безработица во всех формах ее проявления и с порождением пауперизма (деградированного слоя из беднейших).

С другой стороны — капиталистическая элита.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.-

СПб.: Питер, 2001.-356с.

2. Андреев Б.Ф.Системный курс экономической теории.уч.пособие.СПб.:Лен-

Издат,1998.-346С.

3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории.-М.: «Высшая школа»,2001.-   

402с.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.: Учебник.- 2-е изд., перераб., допол.-   

М.: ТК Велби., Изд-во Проспект, 2005.-226с.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.: Учебник.- М.: Юрайт-М, 2008.-321с.

6.Вэриан Х.Р.Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: пер.с англ.под ред. Н.Л.Фроловой.-М.:ЮНИТИ,1997-432С.

7.Носова С.С. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/С.С.Носова-М.:Гуманитар.изд. центр «Владос», 2005.-366-369с

8. Носова С.С. Экономическая теория: ученик для  вузов-М., издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2003.-117-129с.

Информация о работе Особенности переходной экономики в России