Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:06, курсовая работа
Целью работы является анализ переходного процесса экономики России.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:
Исследовать этапы развитие экономической системы;
Выявить основные черты переходной экономики и закономерности ее развития;
Проанализировать плановую экономику как исходное состояние переходных процессов;
Рассмотреть формирование реальных рыночных отношений;
Проследить становление рыночной инфраструктуры;
Введение 3
1 Переходные процессы Российской экономики 5
1.1.Что такое переходная экономика.
Этапы развития экономической системы 5
1.2.«Азбука» перехода к рыночным отношениям 9
1.3.Основные черты переходной экономики
и закономерности ее развития. Современные типы
переходной экономики 11
2 Плановая экономика как исходное состояние
переходных процессов 19
2.1.Плановая экономика- одна из альтернатив XX века 19
2.2.Кризис плановой экономики и необратимость 22
перехода к другой системе
3 Формирование реальных рыночных отношений 25
– содержание переходной экономики
3.1.Внутриэкономическая либерализация. 25
Либерализация внешнеэкономических отношений
3.2.Становление рыночной инфраструктуры 28
3.3.Специфика и концепция перехода России к 30
рыночной экономике
4 Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года 34
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Формально товарно-денежные отношения в плановой экономике существовали. Но за внешней формой денег, цены, сделки купли-продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция. Цены формировались централизованно на основе затрат, были оторваны от мирового рынка. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной мерой для перехода к реальным рыночным отношениям должно было стать освобождение рыночных форм от подавления их со стороны административно-командной (плановой) системы, т.е. либерализация экономики.
3.1.Внутриэкономическая либерализация. Либерализация внешнеэкономических отношений.
Либерализация внутриэкономических отношений в народном хозяйстве связана с тремя моментами. Во-первых, освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования — это важнейший, исходный момент либерализации. Во-вторых, введение свободы торговли для физических и юридических лиц. В-третьих, наиболее глубокий и сложный момент либерализации — подчинение деятельности производителей требованиям рынка (спроса). Все эти преобразования резко меняют существовавшую в плановой экономике систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождает в обществе сложные проблемы и противоречия.[6,c.432]
«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному повышению, что обусловливает уменьшение реальных доходов людей, снижение жизненного уровня населения, изменение структуры потребления, сложные проблемы для предприятий в закупке сырья и материалов, выплате заработной платы и т.д. Так, в России лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза [6,c.432]по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла всего на 40%[6,c.432]. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около одной трети от января 1991 г. В целом, за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз. [6,c.432]
В теории выделяется два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный («градуалистский»). На деле реальная политика либерализации, скорее, носит «смешанный» характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, хотя и прошел достаточно быстро. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении). Цены на большинство товаров производственного назначения были повышены в 5 раз. В дальнейшем процесс повышения цен продолжался. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена. [6,c.432]
Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно из отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать на государственный заказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, часто оказываются неконкурентоспособными на рынке, особенно в соревновании с импортной продукцией. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в особенно тяжелое положение попадают производства, получающие ранее субсидии от государства (прежде всего, сельское хозяйство). В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.
Либерализация внешнеэкономических связей страны — совершенно необходимое, логическое следствие либерализации внутриэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рыночными отношениями. Более того, при этом важно известное единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной экономики.[10,c.438]
Основные формы такой либерализации — расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосударствления (централизации) внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либерализация экспорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы, как показывает практика, усиливают эффективность действующего рыночного механизма, хотя следует подчеркнуть, что в полной мере они не применяются и в развитой рыночной экономике. В целях защиты национального производства государство здесь устанавливает известные ограничения, широко использует таможенные тарифы, вводит различного рода запреты и т.д. Тем более это, очевидно, должно относиться к экономике переходной, где рыночный механизм проходит стадию становления, а существующее производство еще не адекватно рыночным условиям. [10,c.438]
Поэтому политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органичное включение в мировое хозяйство, а с другой, — не допускать ущерба развитию отечественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений по всем направлениям. Впервые за многие десятилетия формально были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Осуществление внешнеэкономических операций было разрешено отдельным предприятиям и лицам. Резко сокращен централизованный импорт и экспорт. В течение 1992—1996 гг. были практически отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины. Сделан ряд существенных шагов по обеспечению конвертируемости рубля и т.д.[12,c.245]
Вместе с тем, противоречивость названных форм обусловливает крайнюю болезненность процесса внешнеэкономической либерализации российской экономики. Так, широкое открытие ее для импорта зарубежных товаров наносит существенный ущерб национальному производству. Вследствие этого правительство принимает решения об усилении протекционистской защиты (тарифов на импорт) и в целом и по отдельным группам товаров. Отмена квот и лицензий на экспорт при различии внутренних и мировых цен (в частности, на нефть, некоторые металлы) порождает необоснованные доходы, «утечку» капитала за рубеж и т.п., что, следовательно, требует сохранения известного государственного контроля. Частичная конвертируемость рубля порождает «долларизацию» экономики в условиях ее неустойчивости, рост вложений средств населения в доллары и т.д. Противоречивость политики и ее результатов в данной области есть, иными словами, отражение самого характера внешнеэкономической либерализации.
3.2.Становление рыночной инфраструктуры
Одна из важных задач формирования реальных рыночных отношений — образование институтов рыночной инфраструктуры. Рыночная экономика — сложнейший механизм взаимосвязей десятков миллионов производителей и потребителей. Рыночная инфраструктура — это система экономических и правовых (что очень важно) учреждений (институтов), обслуживающая этот механизм путем организации движения товарных и денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах с учетом потребностей бесперебойного функционирования рыночного механизма. В переходной экономике в процессе формирования различных рынков (товаров, труда, капитала) постепенно возникают соответствующие институты: товарные биржи и биржи труда, различного вида бюро по трудоустройству и переподготовке кадров, фондовые и валютные биржи, складывается качественно новая банковская система.[8,c.128]
Формирование институтов рыночной инфраструктуры в переходной экономике имеет целый ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на «пустом месте». Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во-вторых, в связи с этим, образование их происходит в количествах, не адекватных потребностям рынка. Так, на 1 января 1996 г. в России действовало более 2,6 тыс. коммерческих банков[8,c.128], причем примерно за год к этому сроку их число выросло на четверть, а многие из действовавших ранее разорились. Более половины всех банков — мелкие, не способные конкурировать с западными банками. В-третьих, первоначально не все институты выполняют свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырьевым и продовольственным товарам. Первые российские биржи, возникшие сразу в огромном количестве (только в 1992 г. было зарегистрировано около 400 товарных бирж) занимались торговлей любыми товарами. В-четвертых, образование названных институтов проходит, подчас, без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и порождает множество злоупотреблений. В-пятых, особо следует сказать о существенном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д. [8,c.128]
Принципиальные изменения происходят в банковской сфере. Вместо практически единой государственной банковской системы, свойственной плановой экономике, складывается система двухуровневая, отвечающая потребностям экономики рыночной. Ее нижний уровень составляет широкая сеть коммерческих банков, выполняющих (как и большинство других институтов рыночной инфраструктуры) роль посредников между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы резервов. Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной. [8,c.129]
3.3. Специфика и концепция перехода России к рыночной экономике
Концепция перехода России к рыночной экономике — концепция стратегического взаимодействия с Западом.
Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла, государственного секретаря США. В 1947 г. США бросили вызов европейским государствам: совместно разработать план, "как поставить на ноги экономику Европы", и в этом случае предоставить свои финансовые ресурсы "в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным". Среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи, были Советский Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин отклонил американский план, и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику. Не будем анализировать результаты плана Маршалла. Только отметим, что в конце XX в. американская идея стратегического взаимодействия вновь возродилась и получила реальное воплощение в России. Вот как это было.[8,c.118]
В 90-х гг. XX столетия Советскому Союзу в лице первого Президента СССР М. С. Горбачева был предложен курс проведения рыночных реформ под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, М. Задорновым
и др. [8,c.118]
Программа политической демократизации и становления рыночной экономики в Советском Союзе выделяла три ведущих принципа. Но мы остановимся только на экономическом аспекте. Итак, в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство. Конкретно: 1) легализация основных экономических прав, начиная с утверждения прав собственности; 2) приватизация большей части государственных предприятий; 3) демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий; 4) бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т. п.; 5) либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке; 6) нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты. [8,c.119]
Курс проведения экономических реформ предполагал перестроить экономику бывшего СССР на западный манер — на взаимодействие рыночной системы управления с ограниченным государственным регулированием. Об этом свидетельствует предложенная программа экономических реформ (1991—1997). [8,c.119]
Отсчет, или старт, переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г., когда правительство объявило о либерализации цен. Выстрел был сделан. Страна вздыбилась и рванула вперед — к финишу под лозунгом "РЫНОК". Причем старт был дан в очень сложной экономической ситуации. А именно: Россия начала рыночную реформу, имея деформированную структуру экономики. Эта структура формировалась не под влиянием действия экономических законов, скажем, закона спроса и предложения, как в любой рыночной экономике, а в условиях жесткого централизованного управления. Экономика СССР до принятия программы перехода к рыночным преобразованиям развивалась на доктрине Маркса, согласно которой в основе жизни человеческого общества лежит производство материальных благ. Эта научно обоснованная позиция была понята советскими экономистами буквально, и в жизнь стала воплощаться модель экономики под названием "производство ради производства", а не ради потребителя. В советской экономике производству потребительских товаров отводилась второстепенная роль, равно как и сфере услуг. Известно, что почти 90% [14,c.479]капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10%[14,c.479] — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были самые отсталые отрасли с изношенным оборудованием.
В СССР решение фундаментальных вопросов: Что производить? Как? Для кого? — зависело от центра, т. е. от решений высшей государственной власти. Иначе говоря, государство в лице правительственных органов управляло всей экономикой. Поэтому такую экономику нередко называют командной экономикой, а систему управления — бюрократической. Важнейшим ее пороком было безраздельное господство в материальном производстве одной формы собственности — государственной, и лишь в сельском хозяйстве и торговле допускалась кооперативная форма собственности. Это привело к отсутствию свободы предпринимательства и выбора, личного интереса при принятии решений, конкуренции, системы рынков и цен. Человеческий потенциал — потенциал инновационной активности, как правило, использовался крайне неэффективно.
В целом бюрократическая система хозяйствования с неизбежностью вошла в системный кризис, связанный с кризисом всех других социально-экономических отношений. Отсюда важнейшей задачей продвижения к рыночным отношениям стало становление частной собственности и рынка, включающее новые, якобы демократические формы регулирования экономики.
Информация о работе Особенности переходной экономики в России