Особенности перехода России к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Объектом проводимого в представленной курсовой работе исследования является переходная экономика России, а предметом – особенности перехода России к рынку.
При написании данной работы использовались учебники и учебные пособия, научные работы и монографии, материалы периодической печати, а также материалы из сети INTERNET, в частности, сайтов, посвященных данной проблематике.
Предлагаемая работа состоит из введения, трех основных глав и заключения, что полностью соответствует тем целям и задачам, которые были поставлены при ее написании.

Содержание

Введение 3
1. Переходная экономика как шаг на пути к рынку 5
1.1 Понятие переходной экономики 5
1.2 Основные закономерности и черты переходной экономики 9
2. Особенности перехода России к рынку 12
2.1 Экономика страны накануне реформ 12
2.2 Рыночные преобразования в России 16
2.3 Основные особенности перехода России к рыночной экономике 22
3. Итоги рыночных реформ 24
3.1 Оценка последствий рыночных реформ 24
3.2 Перспективы дальнейших рыночных преобразований 29
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Переходная экономика.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

       Первым  нормативным актом, знаменующим начало преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформаторов только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государственный бюджет.

       Приватизация  в России проходила в три этапа:

       - ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). На данном этапе была создана законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. В августе 1992 г. был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Выдача ваучеров производилась с октября 1992 г. до конца января 1993 г. Граждане России получили 146 064 млн ваучеров . Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 г . На эту дату в России было приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % общепита, 76,4 % обслуживания населения. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе;

       - денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап приватизации начался с момента вступления в силу Указа Президента РФ, утвердившего «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестиционных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов приватизации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации;

       - приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Специфическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизированными предприятиями.

       Общая оценка проведенной в России приватизации собственности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущемления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики. По информации Левада-Центра, оценки населением ваучерной приватизации в основном резко негативны. Лишь 10 % полагают, что «это был шаг к тому, чтобы люди стали собственниками», а 3 % — что это была попытка «оказать людям материальную поддержку». Большинство (61 %) видят в этой акции «показуху, которая ничего не изменила», 13 % — средство для обогащения чиновников. При этом только 5 % опрошенных считают, что их семья выиграла от приватизации госсобственности, 68 % — что они скорее проиграли от этого. Поэтому всего 12 % готовы поддержать закрепление собственности за ее нынешними владельцами, а 72 % склоняются к тому, чтобы вскрыть беззакония, связанные с приватизацией.

       Необходимо  отметить, что на протяжении всех рассмотренных периодов в России проходила и малая приватизация, то есть продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватизация жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермерском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей общественной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств.

       Макроэкономическая  стабилизация была достигнута в России в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к методам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась жесткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск инфляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был ужесточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промышленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым снижением темпов инфляции (потребительские цены в 1993 г. выросли примерно в 9 раз). Третий этап макроэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. российская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и составила 22 % в год.

       Российская  экономика, как и большинство  переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы.

       Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского  хозяйства) произошло более чем вдвое, а капитального строительства — более чем втрое. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.).

       Экономические потери страны от шокотерапевтических  реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социальной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономических преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики.

       Можно сказать, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом необходимо отметить, что никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную экономику такого масштаба. Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности.

       Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития. Экономические итоги последних лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, экономический рост) дают повод к оптимизму. Успехи России в деле реформирования экономики начинают получать признание в мире. Растет авторитет нашей страны на мировой арене. По данным компании Global В Market Insite, национальный бренд «Россия» стоит 663 млрд долл. Наша страна расположилась на 13-й позиции в списке из 35 стран, заняв место между Китаем (712 млрд долл.) и Швейцарией (558 млрд долл.). Первое место у бренда «Соединенные Штаты Америки», который оценивается в 17,9 трлн. долл. 
 
 
 

       

  • 2.3 Основные особенности перехода России к рыночной экономике 
  •        Итак, исходя из всего вышесказанного, можно выявить основные специфические особенности перехода России к рыночной экономике. В этой части работы рассмотрим их подробнее.

           Особенности переходной экономики России можно  охарактеризовать следующим.

           Во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики — определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях.

           Россия  вновь (как и после 1917г.) выступает  первопроходцем, должна решать проблемы, не известные до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов.

           Во-вторых, российское общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.

           В-третьих, переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических условиях — условиях развернувшихся глобальных переходных процессов.

           Глобальные  переходные процессы в мире не могут  не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций.

           В-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением».

           В экономическом плане российское общество в значительной мере несет  черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть — человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.

           Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

     

      1. ИТОГИ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
      2.        
    1. 3.1 Оценка последствий рыночных реформ 

           Среди более или менее надежных оценок итогов системного реформирования уместно, на мой взгляд, выделить динамику разработанного в ООН индекса развития человеческого потенциала. По этому показателю в 1992 г. Россия занимала 30-е место в мире и входила в группу стран с высоким его уровнем. В 2000 г. наша страна опустилась на 57-е место и перешла в группу стран со средним уровнем развития, в 2005 г. – на 62-е место, несмотря на завидный экономический рост (6,7% прироста ВВП в среднем за год). Иначе говоря, перестроечное стремление присоединиться к «первому» миру оказалось наивным: пока мы остаемся во «втором» мире с тенденцией перехода в «третий».

           Говоря  о системных аспектах прошедших  реформ, необходимо указать, что в самом их начале всем постсоциалистическим странам был предложен рецепт из трех ингредиентов: приватизация, стабилизация, либерализация. Эту триаду принято называть «вашингтонским консенсусом». Хочется отметить, что в самих процессах приватизации, стабилизации и либерализации сложно найти что-то плохое, однако вся проблема в том, как их осуществлять.

           Начнем с приватизации. М. Фридман, отвечая в свое время на вопрос, как трансформировать социализм в капитализм, ответил коротко и ясно: «Приватизируйте, приватизируйте и еще раз приватизируйте». В конце жизни он признал, что, возможно, это было ошибкой. В отсутствие соответствующих институтов быстрая массовая приватизация контрпродуктивна. Вообще на эту тему написано очень много: что все-таки является «душой рынка» – конкуренция или приватизация? Однозначного ответа нет. Но российские реформаторы оказались лучшими учениками апостола неолиберализма. В результате право новых собственников нелегитимно не только с точки зрения десятков миллионов обделенных граждан нашей страны, но и в глазах самих новых собственников, получивших за «три копейки» основную долю общественного богатства, к созданию которого они в подавляющем большинстве не имели никакого отношения. Поэтому трудно рассчитывать на улучшение инвестиционного климата, что необходимо для комплексной реструктуризации экономики страны с целью ее становления как одного из системных интеграторов глобализирующегося мира.

    Информация о работе Особенности перехода России к рыночной экономике