Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:11, курсовая работа
Объектом проводимого в представленной курсовой работе исследования является переходная экономика России, а предметом – особенности перехода России к рынку.
При написании данной работы использовались учебники и учебные пособия, научные работы и монографии, материалы периодической печати, а также материалы из сети INTERNET, в частности, сайтов, посвященных данной проблематике.
Предлагаемая работа состоит из введения, трех основных глав и заключения, что полностью соответствует тем целям и задачам, которые были поставлены при ее написании.
Введение 3
1. Переходная экономика как шаг на пути к рынку 5
1.1 Понятие переходной экономики 5
1.2 Основные закономерности и черты переходной экономики 9
2. Особенности перехода России к рынку 12
2.1 Экономика страны накануне реформ 12
2.2 Рыночные преобразования в России 16
2.3 Основные особенности перехода России к рыночной экономике 22
3. Итоги рыночных реформ 24
3.1 Оценка последствий рыночных реформ 24
3.2 Перспективы дальнейших рыночных преобразований 29
Заключение 32
Список использованных источников 35
Первым нормативным актом, знаменующим начало преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформаторов только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государственный бюджет.
Приватизация в России проходила в три этапа:
- ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). На данном этапе была создана законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. В августе 1992 г. был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Выдача ваучеров производилась с октября 1992 г. до конца января 1993 г. Граждане России получили 146 064 млн ваучеров . Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 г . На эту дату в России было приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % общепита, 76,4 % обслуживания населения. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе;
- денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап приватизации начался с момента вступления в силу Указа Президента РФ, утвердившего «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестиционных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов приватизации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации;
- приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Специфическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизированными предприятиями.
Общая оценка проведенной в России приватизации собственности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущемления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики. По информации Левада-Центра, оценки населением ваучерной приватизации в основном резко негативны. Лишь 10 % полагают, что «это был шаг к тому, чтобы люди стали собственниками», а 3 % — что это была попытка «оказать людям материальную поддержку». Большинство (61 %) видят в этой акции «показуху, которая ничего не изменила», 13 % — средство для обогащения чиновников. При этом только 5 % опрошенных считают, что их семья выиграла от приватизации госсобственности, 68 % — что они скорее проиграли от этого. Поэтому всего 12 % готовы поддержать закрепление собственности за ее нынешними владельцами, а 72 % склоняются к тому, чтобы вскрыть беззакония, связанные с приватизацией.
Необходимо отметить, что на протяжении всех рассмотренных периодов в России проходила и малая приватизация, то есть продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватизация жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермерском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей общественной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств.
Макроэкономическая стабилизация была достигнута в России в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к методам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась жесткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск инфляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был ужесточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промышленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым снижением темпов инфляции (потребительские цены в 1993 г. выросли примерно в 9 раз). Третий этап макроэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. российская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и составила 22 % в год.
Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы.
Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского хозяйства) произошло более чем вдвое, а капитального строительства — более чем втрое. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.).
Экономические потери страны от шокотерапевтических реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социальной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономических преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики.
Можно сказать, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом необходимо отметить, что никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную экономику такого масштаба. Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности.
Осуществление
рыночных преобразований и завершение
трансформационного этапа ставят перед
Россией вопрос о существе и характере
ее дальнейшего развития. Экономические
итоги последних лет (замедление инфляции,
устойчивая тенденция к сокращению внешней
задолженности, экономический рост) дают
повод к оптимизму. Успехи России в деле
реформирования экономики начинают получать
признание в мире. Растет авторитет нашей
страны на мировой арене. По данным компании
Global В Market Insite, национальный бренд «Россия»
стоит 663 млрд долл. Наша страна расположилась
на 13-й позиции в списке из 35 стран, заняв
место между Китаем (712 млрд долл.) и Швейцарией
(558 млрд долл.). Первое место у бренда «Соединенные
Штаты Америки», который оценивается в
17,9 трлн. долл.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно выявить основные специфические особенности перехода России к рыночной экономике. В этой части работы рассмотрим их подробнее.
Особенности переходной экономики России можно охарактеризовать следующим.
Во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики — определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях.
Россия вновь (как и после 1917г.) выступает первопроходцем, должна решать проблемы, не известные до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов.
Во-вторых, российское общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.
В-третьих, переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических условиях — условиях развернувшихся глобальных переходных процессов.
Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций.
В-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением».
В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть — человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Среди более или менее надежных оценок итогов системного реформирования уместно, на мой взгляд, выделить динамику разработанного в ООН индекса развития человеческого потенциала. По этому показателю в 1992 г. Россия занимала 30-е место в мире и входила в группу стран с высоким его уровнем. В 2000 г. наша страна опустилась на 57-е место и перешла в группу стран со средним уровнем развития, в 2005 г. – на 62-е место, несмотря на завидный экономический рост (6,7% прироста ВВП в среднем за год). Иначе говоря, перестроечное стремление присоединиться к «первому» миру оказалось наивным: пока мы остаемся во «втором» мире с тенденцией перехода в «третий».
Говоря о системных аспектах прошедших реформ, необходимо указать, что в самом их начале всем постсоциалистическим странам был предложен рецепт из трех ингредиентов: приватизация, стабилизация, либерализация. Эту триаду принято называть «вашингтонским консенсусом». Хочется отметить, что в самих процессах приватизации, стабилизации и либерализации сложно найти что-то плохое, однако вся проблема в том, как их осуществлять.
Начнем с приватизации. М. Фридман, отвечая в свое время на вопрос, как трансформировать социализм в капитализм, ответил коротко и ясно: «Приватизируйте, приватизируйте и еще раз приватизируйте». В конце жизни он признал, что, возможно, это было ошибкой. В отсутствие соответствующих институтов быстрая массовая приватизация контрпродуктивна. Вообще на эту тему написано очень много: что все-таки является «душой рынка» – конкуренция или приватизация? Однозначного ответа нет. Но российские реформаторы оказались лучшими учениками апостола неолиберализма. В результате право новых собственников нелегитимно не только с точки зрения десятков миллионов обделенных граждан нашей страны, но и в глазах самих новых собственников, получивших за «три копейки» основную долю общественного богатства, к созданию которого они в подавляющем большинстве не имели никакого отношения. Поэтому трудно рассчитывать на улучшение инвестиционного климата, что необходимо для комплексной реструктуризации экономики страны с целью ее становления как одного из системных интеграторов глобализирующегося мира.
Информация о работе Особенности перехода России к рыночной экономике