Особенности перехода России к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Объектом проводимого в представленной курсовой работе исследования является переходная экономика России, а предметом – особенности перехода России к рынку.
При написании данной работы использовались учебники и учебные пособия, научные работы и монографии, материалы периодической печати, а также материалы из сети INTERNET, в частности, сайтов, посвященных данной проблематике.
Предлагаемая работа состоит из введения, трех основных глав и заключения, что полностью соответствует тем целям и задачам, которые были поставлены при ее написании.

Содержание

Введение 3
1. Переходная экономика как шаг на пути к рынку 5
1.1 Понятие переходной экономики 5
1.2 Основные закономерности и черты переходной экономики 9
2. Особенности перехода России к рынку 12
2.1 Экономика страны накануне реформ 12
2.2 Рыночные преобразования в России 16
2.3 Основные особенности перехода России к рыночной экономике 22
3. Итоги рыночных реформ 24
3.1 Оценка последствий рыночных реформ 24
3.2 Перспективы дальнейших рыночных преобразований 29
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Переходная экономика.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

       Выбор шокового варианта является обычно вынужденной  мерой. Он связан в большинстве случаев  с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от централизованной системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями. 

       

  • 2.2 Основные закономерности и черты переходной экономики 
  •        Переходная  экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой, в переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающий ее от «обычной» экономики той или другой ступени, и специфические закономерности ее функционирования.

           Можно выделить две важнейшие специфические  закономерности (особенности) функционирования переходной экономики:

        • инерционность воспроизводственного процесса;
        • интенсивное развитие всех новых форм, элементов, институтов.

           Первая  закономерность (особенность) функционирования переходной экономики связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

           Другой  закономерностью (особенностью) функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

           Основные черты переходной экономики это, во-первых, изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее. Она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;

           во-вторых, появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового. Переходные формы свидетельствуют, с одной стороны, о существовании переходной экономики, с другой стороны, указывают направленность этого перехода и, по мнению некоторых авторов, являются признаком его необратимости;

           в-третьих, альтернативный характер развития переходной экономики, что реально означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;

           в-четвертых, особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-экономическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими потрясениями;

           в-пятых, историчность переходной экономики, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.

           Все это необходимо учитывать при  разработке программ реформирования экономической  системы в переходный период.

     

      1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНКУ
      2.        
    1. 2.1 Экономика страны накануне реформ 

           Советская экономическая модель представляет собой парадокс XX в. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы производства и высокие темпы его роста. С другой стороны, крайне низкие экономическую эффективность и уровень жизни населения. Большинство исследователей определяют построенный в СССР хозяйственный механизм как административно-бюрократический. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный.

           На  первых этапах своего существования  плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро восстановлено. 30-е гг. XX в. — период ускоренной индустриализации экономики СССР. Приоритетное развитие, в первую очередь, получают отрасли тяжелой промышленности, выпускающей средства производства. Особое внимание уделяется развитию оборонной промышленности. Следует подчеркнуть, что этот период отличался очень высокими темпами роста промышленного производства. Темпы роста тяжелой промышленности были в 2—3 раза выше тех, что были в дореволюционной России в 1900—1913 гг. По объему национального дохода к концу 30-х гг. Советский Союз занимал второе место после США, обогнав по многим показателям Францию, Великобританию, Германию, США.

           Высокие темпы экономического развития в 30-е  гг. породили упрощенность толкования догмы о преимущественном росте производства средств производства. Так, следствием завершения уже первых пятилетних планов стала разбалансированность структуры народного хозяйства. Практически не развивались многие отрасли, такие как текстильная, обувная, химическая и др. Из общих соображений ясно — производство материальных благ (будь то средства производства или предметы потребления) невозможно без производства средств производства. Однако данное положение предполагает, что имеет место не просто количественное накопление средств производства, но и их непрерывное совершенствование, связанное с НТП.

           Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5—6 лет восстановила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного американскими социологами в 50—60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал быстрее, чем в США. После Великой отечественной войны в СССР наращивание объемов производства в секторе производства средств производства стало носить самодовлеющий характер, т. е. имело место производство ради производства. Расширение объемов выпуска  здесь происходило практически на неизменной технической основе.

           Вследствие  «холодной войны» и гонки вооружений мощное развитие получает ВПК и обслуживающие его отрасли производства средств производства. Рост ВПК нарушает стабильность экономики. Если вся производственная сфера делится на два сектора (сектор гражданского производства и сектор оборонного производства), то при данном объеме ресурсов рост оборонного сектора может происходить только за счет сокращения сектора гражданского.

           В итоге воспроизводственная структура  всего народного хозяйства СССР приняла однобокий характер, что проявилось в следующих фактах. Гражданское машиностроение было развито крайне слабо. Отрасли, производящие товары потребительского назначения, оказались не чувствительны к НТП и слабо использовали его достижения. Темпы роста производства предметов потребления значительно отставали от темпов роста производства средств производства и ВПК. Масштабы производства предметов потребления не соответствовали существовавшему в стране потребительскому спросу, темпы его роста были явно недостаточными. Имело место низкое качество продукции этого подразделения. Значительно отставала в своем развитии сфера услуг. Темпы роста благосостояния населения неуклонно снижались.   Неизбежным результатом деформации структуры экономики, диспропорции между развитием отдельных сфер и отраслей  производства явился глубокий и затяжной экономический кризис, начавшийся в стране с 1990 г.

           Административно-командная  система имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, экономика лишена внутренних стимулов, побуждающих ее к росту эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8—9 млн человек. Долгое время стимулом экономического развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (премии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить производительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стандарту оплаты. Во-вторых, негибкость хозяйственного механизма и его медленная адаптация к переменам. Советская экономика представляла собой крайнюю степень огосударствления. Советская государственная монополия, как и любая монополия, проявляет недостаток гибкости и мобильности, определенную неповоротливость. Адаптационные механизмы в таких системах включаются только тогда, когда противоречия достигают критической точки. В-третьих, функционирование экономики сопровождается  накоплением структурных деформаций. В той или иной степени во всех плановых экономических системах наблюдается разрыв между структурой производства и спросом. Кроме того, экономика бывшего СССР характеризовалась гипертрофированным военно-промышленным комплексом.

           Социально-экономический  кризис российской экономики зародился еще в централизованном плановом хозяйстве. С середины 70-х гг. стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике, В 1982 г. производительность труда в народном хозяйстве была на треть ниже, чем в среднем в 1966—1976 гг., среднегодовой прирост ВНП в 1975—1985 гг. составлял лишь половину его прироста в 1960—1975 гг. эффективность производства в 1981—1985 гг. также была равна 50% от уровня 1975—1980 гг. Со второй половины 1987 г. стал резко расти дефицит государственного бюджета, началась эмиссия денежной массы и, как следствие, обесценение денег. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3 % в год. Излишняя денежная масса обострила товарный дефицит. Доля убыточных предприятий составляла 40 % от их общей численности.

           Попытка эволюционного перехода к рынку  в 1989—1991 гг. не состоялась в силу многих, как экономических, так и неэкономических, причин. Провалу эволюционного перехода к рынку способствовал значительный отраслевой дисбаланс (громадный военно-промышленный и топливно-энергетический комплекс) и крайне тяжелое состояние сельского хозяйства, пищевой и легкой отраслей промышленности. Кроме того, провал этих реформ объяснялся политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима. В дополнение ко всему эти реформы явно запоздали, поскольку старая экономическая система истощила все свои резервы.

           Фактически  к 1990—1991 гг. распался потребительский  рынок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг, масло животное — 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн т. в месяц в январе 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн т. В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12—14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 до 103 млрд долл. К концу 1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем радикальный вариант реформирования уже не было. Для рыночных преобразований российской экономики характерно преобладание на первом этапе (1992—1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994—1998 гг. В целом в России имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма. 

           

  • 2.2 Рыночные преобразования в России 
  •        В марте 1985 г. М.С. Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, а месяцем позже он объявил о курсе на перестройку. В октябре 1991 г. на пятом съезде народных депутатов президент РФ Б. Ельцин объявил о проведении радикальных экономических реформ.

           В январе 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Контроль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовременно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508 %'. К концу 1992 г. цены выросли примерно в 100—150 раз при росте средней заработной платы в 10—15 раз.

           В середине 80-х гг. в момент распада  СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20 %, а в мировой торговле — лишь около 1 %. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Правительство отказалось от механизма множественности курса рубля, т. е. применения специальных курсов рубля при покупке государством части экспортной выручки в твердой валюте у экспортеров, при выделении валютных ресурсов бюджетным организациям и пр. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. Кроме того, монополия государства на ведение внешнеторговых операций была ликвидирована, и всем хозяйственным субъектам было предоставлено право выхода на мировой рынок.

    Информация о работе Особенности перехода России к рыночной экономике