Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и
антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности
антимонопольного законодательства.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
2. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в
России 24
Заключение 30
Использованная литература 31

Работа содержит 1 файл

Монополия.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

очень сложно отделить конкурентный сектор от  монопольного.  Возьмем  то  же

РАО “Газпром”. Там  большой конкурентный сектор –  добыча  газа,  реализация,

ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство  отдельных  видов

оборудования для  добычи, транспортировки и реализации газа. Но  внутри  этой

группы существует тот вид деятельности, который  называется  транспортировкой

газа по газопроводу, а это – естественная монополия.

      В средствах массовой информации  было  много  выступлений   о  том,  как

поступать с “Газпромом”. Одна сторона считала, что нужно  оставить  всё  как

есть, что он со всем справится сам,  другая  говорила,  что  его  необходимо

организационно  разделить, создать несколько юридических  лиц,  в  том  числе

самостоятельную компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа,  и

вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит  уже

где-то посередине. И это подтверждается теми указами  Президента и  решениями

Правительства,  которые  сейчас  приняты   по   регулированию   естественных

монополий. Это  Указ Президента №426 от 28  апреля  1997  года  “Об  основных

положениях  структурной  реформы  в  сферах  естественных   монополий”.   Он

представляет собой  программу мер по  реформированию  естественных  монополий

до 2000 года. В нём  четко расписано по секторам: электроэнергетика,  газовая

промышленность, железнодорожный  транспорт и связь.

      Отдельные отрасли в этот Указ  не попали. Например,  такой   монопольный

вид деятельности,  как  транспортировка  нефти;  ничего  не  сказано  и  про

аэропорты. Транспортировка  нефти организационно отделена от добычи  нефти  и

от её реализации, и поэтому контролировать эту  сферу гораздо удобнее, чем  в

электроэнергетике или газовой промышленности.

      После выхода Указа Президента  Правительство  Российской  Федерации  7

августа 1997 года приняло  постановление №987 “Об утверждении  программы  мер

по структурной  перестройке,  приватизации  и  усилению  контроля  в  сферах

естественных  монополий”.  Оно  утвердило  программу  мер   по   структурной

перестройке, конкретизировало  те  положения,  которые  содержатся  в  Указе

Президента.

      Вторая, очень важная проблема. Каждая  из сфер  естественных  монополий

имеет сетевую  природу,  то  есть  определенный  объект,  которым  кто-то  со

стороны пользуется.  При  транспортировке  газа  газодобывающая  организация

закачивает в  газопровод свой газ, чтобы  кто-то  его  получил  за  несколько

тысяч километров. В электроэнергетике то же  самое.  В  связи  точно  та  же

ситуация –  есть те, кто закачивает в канал  связи информацию, и те,  кто  эту

информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому  в  этих

секторах  очень  важная  проблема  так  называемого  не   дискриминационного

доступа к сети.  Надо  сделать  так,  чтобы  связисты,  газотранспортники  и

железнодорожники  не говорили: “этот клиент наш, мы его  обслуживаем в  первую

очередь, а ты –  чужой, вставай в очередь и  жди, когда у  нас  до  тебя  руки

дойдут”. Это –  самая главная задача. Как она  сейчас  решается?  Если  брать

электроэнергетику, то решается она тем, что формируется  федеральный  оптовый

рынок электрической  энергии. В идеале очень хорошо, когда  существует  единый

рынок за счет перетоков  в рамках единой сети.

      В  отрасли  электроэнергетики   ФОРЭН  –  Федеральный   оптовый   рынок

электроэнергии. Туда  производители  электроэнергии  поставляют  энергию  по

определенной  цене,  которая  на   этом   рынке   формируется.   Потребители

электроэнергии  её покупают. Цена поставки происходит от нормальной  биржевой

котировки.  Если  брать  транспортировку  нефти  и  газа,  то  там  ситуация

решается путем  создания социальных комиссий.

      30 сентября 1997 года принято постановление  Правительства РФ №1269  “О

межведомственной  комиссии по рассмотрению  вопросов,  связанных  с  доступом

независимых  организаций  к  газотранспортной  системе  РАО   “Газпром”   (в

нефтяной отрасли  такая комиссия  работает  уже  давно).  В  состав  комиссии

входят представители  Минтопэнерго РФ, Федеральной  энергетической  комиссии,

Министерства экономики  РФ  и  Антимонопольного  комитета.  Её  задачи  –  на

межведомственной  основе рассматривать те спорные  вопросы, которые  возникают

у независимых  производителей газа.

      Газ производит не только “Газпром”,  и надо сделать  так,  чтобы   любой

производитель газа имел возможность пользоваться  сетями,  которыми  владеет

“Газпром”,  на  недискриминационной  основе,  по   четко   установленным   и

контролируемым  тарифам, по единой процедуре доступа, потому что  сеть  имеет

определенный  ресурс,  может,  придется  и  в  очереди  постоять.  Но  чтобы

производитель знал, когда его очередь подойдет, почему его поставили на  это

место, а не на четыре места вперед. Чтобы он  узнал,  почему  ему  отказали:

потому  что  мало  заплатил  или  потому  что  его  газ  не   подходит   для

транспортировки по этому газопроводу своим  качеством  –  не  очищен,  много

примесей в нем. Вот для этого создается такая  комиссия.

      Любая организация может апеллировать  к этой комиссии, а она  принимает

решение.  Участие  Федеральной  Энергетической  Комиссии  в   составе   этой

межведомственной  комиссии говорит о  том,  что  по  отношению  к  “Газпрому”

могут быть  применены  все  те  санкции,  которые  предусмотрены  законом  о

естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом.

      Третий вопрос – какой уровень   концентрации  производства  и   капитала

допустим. Это старый спор между сторонниками государственного  вмешательства

в  экономику  и  сторонниками  свободного  рынка.   В  разных   исторических

условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами,  с  разным

состоянием на мировом рынке ответы могли быть прямо противоположными.

      Позиция  Антимонополистического  комитета  заключается  в   том,   что

концентрация сама по себе не может признаваться вредной  или  полезной.  Она

существует объективно. Если рынок формируется так,  что  на  нем  существует

крупная компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях  можно

обеспечивать нормальное экономическое  развитие,  нормальный  технический  и

научный   прогресс   и   нормальную   международную   конкуренцию,    значит

концентрация нужна. 
 
 

      К сожалению, вне регулирования  рынка осталась одна очень  важная сфера.

Это  –  сфера  естественных  монополий,  связанных  с   жилищно-коммунальным

хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение,  электроснабжение,

канализация, некоторые  услуги связи и т.д.

      Но Конституцией они  отнесены  к  компетенции  органов   Федерации  или

местного самоуправления.

                                 Заключение

      Изучив выбранную тему, следует  отметить,  что  основной  отрицательной

стороной  монополизации   экономики   является   избыточная   власть   фирм-

монополистов. Рыночная власть заключается в  способности  воздействовать  на

цену товара.

      В любой монопольной структуре   получают  сверхприбыли,  а   потребители

вынуждены слишком  дорого платить за  их  товары  и  услуги.  Как  следствие,

резко снижается  эффективность всей экономической  системы.

      Монополизм плох  тем,  что   новым  компаниям  тяжело  или  практически

невозможно выйти  на рынок, что разрушает сам  институт  предпринимательства.

Недостаточный приток на рынок новых компаний не  дает  развиваться  здоровой

конкуренции –  в результате у компаний, закрепившихся  на рынке,  нет  стимула

к  повышению  эффективности  и  производительности  труда,  что  во   многих

отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

      Негативные моменты  в  экономике   заставляют  современные  государства

разрабатывать антимонопольное  законодательство и  проводить  антимонопольную

политику.

      Разработка   антимонопольного   законодательства   и   механизма   его

реализации  опирается   на   вывод,   согласно   которому   общество   несет

экономические и  иные потери от вытеснения рыночной  конкуренции  монополией.

Следовательно, общество будет  получать  экономическую  выгоду,  препятствуя

развитию  монополии  или  прекращая  ее  деятельность  там,  где   она   уже

существует.

      Опыт  западных  стран  в   антимонопольном  законодательстве  велик   и

разнообразен.   Возникновение   подобного    законодательства    обусловлено

историческими причинами. В силу особенностей  развития  экономики  различных

стран сложились  разные системы антимонопольного регулирования. В  глобальном

масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

      В России на данном этапе  проблема монополизации перестает   быть  чисто

экономической, и  все больше становится  политической.  Однако  общеизвестно,

что у экономики, прежде всего, не должно быть  политической  принадлежности.

И только тогда  государство в  полном  объеме  может  заменить  десятилетиями

складывающиеся  монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

      Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались  лишь  те

предприятия, которые  обеспечат более высокое качество  товара,  относительно

более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. 

                          Использованная литература

1. К. Тотьев. “Регулирование  деятельности субъектов естественных  монополий”

   А. Цыганов.  “Монополии на свободном рынке”.

   Закон 1997 г. декабрь

2.  Н.  И.  Белоусова,   Е.Н.   Васильева,   В.Н.   Лившиц   “Реформирование

   естественных  монополий в России”

   ЭКО 1999г.  № 4

3. Е. Ясин “Перспективы  российской  экономики…  реформирование  естественных

Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России