Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и
антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности
антимонопольного законодательства.
Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
2. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в
России 24
Заключение 30
Использованная литература 31
В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря
1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и
ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и
категории принадлежащих им акций (ст. 92, 93).
Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и
юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное
влияние на условия и экономические результаты их деятельности или
деятельности представляемых ими лиц.
Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования –
определение видов монополистической деятельности, представляющих
злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим
положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо
могут иметь своим
результатом ограничение
- изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
- принуждение
к заключению «связанных
- нарушение установленного порядка ценообразования;
- создание препятствий
доступу на рынок другим
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при
наличии
возможности производства
Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей
запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих
субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара
более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде
установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на
рынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения,
преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что
положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его
негативные последствия для рынка.
Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования –
перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В
России к ним относят:
- распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому
хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
- ложную информацию
о потребительских свойствах
товара;
- некорректное
сравнение хозяйствующим
других хозяйствующих субъектов;
- продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной
деятельности,
торговых марок, фирменных
- получение, использование, разглашение научно-технической,
производственной или торговой информации без согласия её владельца.
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования –
совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В
России главный антимонопольный орган – это Министерство РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое
создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам
относятся:
- содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и
предпринимательства;
- предупреждение,
ограничение и пресечение
недобросовестной конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства.
Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для
исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном
разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о
расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному
законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом,
перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате
нарушения антимонопольного законодательства.
В западных странах известны случаи принудительного роспуска
объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности
монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное
производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное
предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.
МАП осуществляет государственный контроль за созданием,
реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на
предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного
законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале
коммерческих организаций.
Система антимонопольного регулирования включает также и меры
ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России
это в основном
меры административно-
некоторых случаях
предусматриваются и более
В экономике современных
которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по
причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди
которых – обеспечение системы национальной безопасности страны.
Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма
вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их
разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е.
такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики,
исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные и
государственные монополии.
Естественные монополии –
удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силу
технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства). Товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения
цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт
свидетельствует, что такие условия производства характерны для так
называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности,
относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и
т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17
августа 1995 г., к ним отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- услуги по
передаче электрической и
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной
электрической и почтовой
Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе
возможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов.
Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и
услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов
производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др.
Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать
деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим
такого регулирования.
Государственное регулирование
естественных монополий
соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных
монополий.
Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных
монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ
видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и
снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает,
что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.
В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере
естественных монополий можно выделить два последовательных периода: первая
половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и
связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых
структур, естественных монополий) в основном реформировали «на общих
основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и
проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных
монополий.
В обобщенном виде можно
ход российских реформ
в естественно-монопольных
- проявление ряда ретроспективных тенденций, сложившихся за рамками
рассматриваемого периода, в том числе и негативных, определяющих
долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной
инфраструктуры;
- наличие общего
макроэкономического фона
которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных
Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России