Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и
антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности
антимонопольного законодательства.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
2. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в
России 24
Заключение 30
Использованная литература 31

Работа содержит 1 файл

Монополия.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

экономических  процессов,  собирание  фактического  материала.  Эту   стадию

развития капитализма  они называли империализмом (imperium –  лат.  –  власть)

по аналогии с  процессом формирования империй  прошлого – римской,  персидской

и др.

      Существуют   два   способа    образования    монополий:    посредством

капитализации прибыли  или путем слияний  и  поглощений.  В  последнее  время

отмечается существенное преобладание последнего способа.

      Методы концентрации и  централизации   капитала,  применявшиеся  в  XIX

веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для  эффективного

массового   производства.   Концентрация   производства,   создание    новых

крупнейших   заводов   и   фабрик   требовали   резкого   расширения   рамок

капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения  размеров

капиталистической   собственности,   находящейся   под   единым   контролем,

существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста  производительных  сил

они получили широкое  распространение и  решающее  значение.  Это,  в  первую

очередь, акционерная  форма организации капиталистических  компаний.

      Монополии появились и в России,  но  их  развитие  было  своеобразным.

Первые  монополии  образовались  в  80х  годах  XIX  века  (Союз   рельсовых

фабрикантов и  др.).  Своеобразие  развития  заключалось  в  непосредственном

вмешательстве государственных  органов в создание и деятельность монополий  в

отраслях,  обеспечивающих  нужды  государственного  хозяйства,  или  имевших

особое значение  в  его  системе  (металлургия,  транспорт,  машиностроение,

нефтяная и сахарная промышленность). Это  привело  к  раннему  возникновению

государственно-монополистических  тенденций. В  80  –  90-х  годах  XIX  века

действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и  на

водном  транспорте.   Монополистическая   концентрация   происходила   и   в

банковском деле. Ускоряющее  воздействие  на  процесс  монополизации  оказал

иностранный капитал. До начала XX  века  роль  монополии  в  экономике  была

невелика. Решающее воздействие на их  развитие  оказал  экономически  кризис

1900  –  1903  гг.   Монополии   постепенно   охватили   важнейшие   отрасли

промышленности  и чаще всего образовывались в  виде картелей и  синдикатов,  в

которых   был   монополизирован   сбыт   при   сохранении   их   участниками

производственной  и финансовой  самостоятельности.  Возникали  и  объединения

трестовского  типа  (товарищество  «Бр  Нобель»,  неточный  трест  и   др.).

Отсутствие законодательных  и  административных  норм,  регулирующих  порядок

деятельности   монополий   делало   возможным   использование   против   них

государством   законодательства,   формально    запрещавшего    деятельность

монополий. Это  привело к распространению  официально  не  зарегистрированных

монополий, часть  которых,  однако,  действовала  с  согласия  и  при  прямой

поддержке  правительства  («Продпаровоз»,  военно-промышленные   монополии).

Нелегальное  положение  создавало  неудобства  (ограничение  коммерческой  и

юридической деятельности) и поэтому они стремились к  правовой  легализации,

используя  разрешенные  формы  промышленных  объединений.   Многие   крупные

синдикаты  –  «Продмед»,  «Продуголь»,   «Продвагон»,   «Кровля»,   «Лседь»,

«Проволка», «РОСТ»  и  др.  –  по  форме  были  акционерными  предприятиями,

действительные  цели и деятельность которых определялись особыми,  негласными

контрагентскими договорами. В период  промышленного  подъема  «1910  –  1914

гг.» происходил дальнейший рост монополий.  Число  торговых  и  промышленных

картелей и синдикатов составило  150-200.  Несколько  десятков  их  было  на

транспорте. В банковские монополии  превратились  многие  крупнейшие  банки,

проникновение которых  в промышленность наряду с процессами и  комбинирование

производства, способствовало укреплению  и  развитию  трестов,  концернов  и

т.п.

      Монополии были ликвидированы  в  результате  Октябрьской   революции,  в

ходе национализации промышленности и банков. Советское  государство  частично

использовало учетные  и  распределительные  органы  монополий  при  создании

органов управления народным хозяйством.

      При переходе России к  рынку   вновь  возникли  монополии   и  проблемы,

связанные с ними.

                            2. Сущность монополии

      Монополия (от моно – один  и  греч.  poleo  –  продажа)  исключительное

право в определенной области, государства, организации, фирмы.

      Монополия – крупные  хозяйственные   объединения  (картели,  синдикаты,

тресты,  концерны  и  так  далее),  находящиеся  в   частной   собственности

(индивидуальной, групповой или акционерной) и   осуществляющие  контроль  над

отраслями, рынками  и  экономикой  на  основе  высокой  степени  концентрации

производства и  капитала с целью установления монопольных  цен  и  извлечения

монопольных прибылей. Господство в экономике служит  основой  того  влияния,

которое монополии  оказывают на все сферы жизни  страны.

      Если  мы  обратили  внимание  на   монополистические   образования   в

промышленном   производстве,   то   это   отдельные   крупные   предприятия,

объединения  предприятий,  хозяйственные  товарищества,  которые  производят

значительное  количество  продукции  определенного  вида,   благодаря   чему

занимают доминирующее положение на рынке;  получают  возможность  влиять  на

процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен;  получают

более высокие (монопольные) прибыли.

      Следовательно, главным признаком  монопольного образования  (монополии)

является  занятие  монопольного  положения.  Последнее  определяется,    как

доминирующее  положение  предпринимателя,  которое  дает   ему   возможность

самостоятельно  или  в  месте  с  другими   предпринимателями   ограничивать

конкуренцию на рынке  определенного товара.

      Характерными чертами монополии  являются следующие:

1.  Отрасль   состоит  из  одной   фирмы,   которая   является   единственным

   производителем  данного продукта или поставщиком  услуги.

2. Из первого  признака вытекает, что покупатель  должен  приобретать  продукт

   у монополиста  или обходиться без него.  То,  что  не  существует  близких

   заменителей  монополизированного  продукта,  имеет  большое  значение  для

   рекламы.  Впрочем, монополисту часто нет  нужды использовать рекламу.

3. В условиях  монополизированного производства  производитель диктует цену  и

   имеет возможность  манипулировать количеством предложенного  продукта.

4. Существование  монополии предполагает наличие   барьеров  для  появления   в

   отрасли  аналогичных производств, создаваемых  другими производителями. Эти

   барьеры  могут быть экономическими, техническими  или юридическими.

      При анализе монополии важно  учитывать неоднозначность  самого  термина

«монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из  этимологии

слова  «моно»  –  один,  «полио»  –  продаю.  В  реальной   действительности

практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке  действовала  бы  одна

единственная   фирма-производитель   товаров,   не   имеющих    субститутов.

Следовательно,  использование  термина  «монополия»,  а  тем  более  «чистая

монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие  конкурентов  внутри

страны не  исключает  их  наличие  за  рубежом.  Поэтому  можно  представить

чистую, абсолютную  монополию  скорее  теоретически.  Для  чистой  монополии

характерно наличие  всего лишь одной  фирмы,  производящей  продукт,  близких

заменителей  которому  нет,  т.е.  уникальный  продукт.  Фирма  осуществляет

значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя  цену  изменением

предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить  новую  фирму   в

отрасль  своей  деятельности,  т.е.  блокирует  свою  отрасль.  Коммерческая

реклама продукта почти не осуществляется.

      Не следует отождествлять чистую  монополию  и  монопольную  (рыночную)

власть. Последнее  означает возможность для фирмы  влиять на цену  и  повышать

экономическую  прибыль,  ограничивая  объем  производства  и  сбыта.   Когда

говорят о степенях монополии  рынка,  обычно  имеют  в  виду  силу  рыночной

власти отдельных  фирм, присутствующих на этом рынке.

      Как ведет себя монополист  на  рыке?  Он  полностью   контролирует  весь

объем выпуска  товара; если он принимает решение  о  повышении  цены,  то  не

боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,  устанавливающим  более

низкие цены. Но это не означает,  что  он  бесконечно  будет  повышать  цену

своей продукции.

      Поскольку фирма-монополист, так  же как и любая другая фирма,  стремится

к получению высокой  прибыли, в ходе принятия  решения  о  цене  продажи  она

учитывает рыночный спрос  и  свои  издержки.  Так  как  монополист  является

единственным   производителем   данной  продукции,  кривая  спроса  на   его

продукцию будет  совпадать с кривой рыночного  спроса,  а  кривая  предельного

дохода лежит  ниже её. Это происходит, потому что  монополист  –  единственный

производитель продукции  на рынке и представитель всей  отрасли,  он,  снижая

цену продукции  для увеличения объема продаж,  вынужден  снижать  её  на  все

единицы продаваемых  товаров, а не только на последующую (рис. 1).

                                    [pic]

     Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR –

                              предельный доход. 

      Разница между ценой  и   предельным  доходом  зависит   от  эластичности

спроса  на  продукцию  фирмы:  чем  более  эластичен   спрос,   тем   меньше

возможностей  получения  дополнительной  прибыли,  меньше  рыночная   власть

Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России