Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и
антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности
антимонопольного законодательства.
Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
2. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в
России 24
Заключение 30
Использованная литература 31
отраслей;
- генезис российского монополизма (любого, естественного и
«неестественного»)
– как административного,
не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что
привносит
в процессы реформирования
- «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем
пакете
мер по реформированию
случаев тормозит поступательный ход социально-экономических
преобразований в стране;
- магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны,
особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на
возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой,
так и межотраслевой конкуренции);
- многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения
через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого
характера,
направленных на выживание
отрасли в новых
условиях;
- особенности мероприятий по государственному регулированию
инфраструктурных
отраслей в сфере их
на преодоление сращивания функций государственного управления и
хозяйствования
в рамках единого субъекта
и ориентированных на
эффективности
деятельности естественно-
интересах общества.
Наряду с естественными
быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными
монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не
только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой роли
этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального
развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой
социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов
государственной монополии России выступают, как правило, государственные
унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов
деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная
деятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые виды
внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров),
часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной
монополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяются
специальными законами.
Таким образом, антимонопольная политика государства не означает
тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых
видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл
любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды
крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные
последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих
двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую,
меняющуюся в
зависимости от ситуации правовую и
экономическую задачу.
1. Система государственного
естественных монополий в
Товарные рынки, где
поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской
Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному
регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и
услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической
эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране
прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в
рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.
Мировая практика знает несколько подходов к их решению: 1)
использование института государственной собственности в соответствующих
сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. Федеральным
Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан
на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из
принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на
необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном
объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях
предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:
а) ценовое регулирование;
б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального уровня их обеспечения.
Эти методы (каждый в отдельности или оба одновременно) применяются не
автоматически, а в зависимости от конкретной ситуации на товарном рынке и
на основании
решений государственных
Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?
Анализ дел, которые рассматривались в связи с нарушением
антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50
процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те
субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных
монополий: транспорт, связь, энергетика.
Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным
положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и
нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много
других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но
значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.
Начиная с 1992 года, когда произошла
либерализация цен, в этом
цены стали расти быстрее, чем в других. Правительство озаботилось проблемой
регулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как ограничение
уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры
государственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулирование
осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным.
Что значит «установить
«предприятие не может получать более 25% прибыли от затрат»? Всё просто:
предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Так
все и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, что
действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже к этому объему
затрат добавляли 25%.
Это и стало причиной того, что Антимонопольным комитетом был
разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он
достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе.
Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с этим Законом,
должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результате
сложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях»
был принят.
Федеральным Законом
рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в
отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государство
признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов
в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая
конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос
неэластичен. Например,
предприятию нужна
заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить
элек5троэнергию можно только у естественного монополиста.
К сфере естественных
деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром»
– естественная монополия. Естественной монополией является только
транспортировка газа по трубопроводам. Не является естественной монополией
добыча газа, оптовая и розничная его реализация. Является естественной
монополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка нефти и
нефтепродуктов по трубопроводам.
Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности,
Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что касается
транспортировки нефти и газа. Федеральные службы в области связи и
транспорта.
Методы регулирования естественных монополий установлены законом.
Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного вида
деятельности может быть установлена фиксированная цена либо предельный
уровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По
электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают
достаточно жесткие тарифы.
В соответствии с Законом эти нормы могут применяться к тем
организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий.
То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр,
включает в него те организации, которые действительно являются
естественными монополиями в соответствии с тем определением, которое дано в
Законе, и именно к ним он имеет право применять меры по контролю и
регулированию. Положение о реестре утверждается Правительством, а сами
реестры ведут эти органы.
Не решены еще некоторые вопросы естественных монополий. Например,
Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России