Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и
антимонопольного регулирования в России.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения.
2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности
антимонопольного законодательства.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития монополий 6
2. Сущность монополии 8
1. Виды монополий 11
2. Международные монополии 13
3. Монополистическая конкуренция 14
2. Антимонопольное регулирование в России 18
1. Система государственного регулирования естественных монополий в
России 24
Заключение 30
Использованная литература 31

Работа содержит 1 файл

Монополия.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

   отраслей;

-   генезис    российского    монополизма    (любого,    естественного    и

   «неестественного»)  – как административного, инициированного   «сверху»,  а

   не как   сложившегося  в  процессе  развития  рыночных  отношений,  –  что

   привносит  в процессы реформирования дополнительные  трудности;

- «запаздывающий»  характер  реформ  в  инфраструктурных  отраслях  в  общем

   пакете  мер по реформированию отраслей  народного хозяйства, – что   в  ряде

   случаев    тормозит    поступательный     ход     социально-экономических

   преобразований  в стране;

-  магистральный   характер  транспортных  и   энергетических  сетей  страны,

   особенности   формирования  их  структуры   и   топологии,   влияющие   на

   возможность  развития конкурентных сред (как   в  рамках  внутриотраслевой,

   так и  межотраслевой конкуренции);

- многообразие  форм и способов (не всегда  полностью легитимных)  проведения

   через   отраслевые   министерства   комплекса   мероприятий   отраслевого

   характера,  направленных  на  выживание   отрасли  в  новых  хозяйственных

   условиях;

-    особенности    мероприятий    по    государственному     регулированию

   инфраструктурных  отраслей в сфере их естественной  монополии, направленных

   на  преодоление   сращивания   функций   государственного   управления   и

   хозяйствования  в рамках единого субъекта  и ориентированных на обеспечение

   эффективности  деятельности естественно-монопольных  отраслевых структур  в

   интересах  общества.

      Наряду с естественными монополиями  из сферы рыночной конкуренции  могут

быть  исключены  и  иные  сферы  деятельности,  называемые  государственными

монополиями. Сохранение  конкуренции  в  этих  отраслях  нецелесообразно  не

только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой  роли

этих отраслей в формировании  общих  условий  экономического  и  социального

развития страны,  обеспечения  национальной  безопасности,  а  также  особой

социальной значимости производимых товаров и  услуг.  В  качестве  субъектов

государственной монополии России  выступают,  как  правило,  государственные

унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление  определенных  видов

деятельности.   Виды    государственной    монополии:    денежно-эмиссионная

деятельность,  осуществляемая  Центральным  Банком  страны,  некоторые  виды

внешнеэкономической  деятельности  (экспорт  и  импорт  отдельных  товаров),

часто производство и сбыт алкогольной продукции  и др. Режим  государственной

монополии имеет  исключительный характер, его  виды  и  границы  определяются

специальными законами.

      Таким  образом,  антимонопольная   политика  государства  не   означает

тотального разрушения монополизма.  Она  предполагает  сохранение  некоторых

видов монополий, обеспечивая их государственное  регулирование. Суть и  смысл

любой антимонопольной  политики состоит  в  том,  чтобы  использовать  выгоды

крупномасштабной  экономики  и  нейтрализовать   её   возможные   негативные

последствия, связанные  с  ослаблением  конкуренции.  Именно  сочетание  этих

двух  подходов   и   составляет   практически   наиболее   трудноразрешимую,

меняющуюся в  зависимости от ситуации правовую и  экономическую задачу. 

                  1. Система государственного регулировании

                       естественных монополий в России

      Товарные рынки, где  присутствует  лишь  один  хозяйствующий   субъект-

поставщик товаров (услуг), в  соответствии  с  законодательством  Российской

Федерации, относятся  к естественным монополиям и  подлежат  государственному

регулированию. Оно  необходимо для защиты интересов  потребителей  товаров  и

услуг субъектов  естественных монополий, а также  для повышения  экономической

эффективности  их  деятельности.  В   настоящее   время   в   нашей   стране

прослеживается  тенденция  усиления  регулирующей  функции   государства   в

рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических  и правовых проблем.

      Мировая  практика  знает   несколько  подходов   к   их   решению:   1)

использование  института  государственной  собственности  в  соответствующих

сферах;  2)  приватизация;  3)  государственное  регулирование.  Федеральным

Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных  монополиях»  основан

на концепции  государственного регулирования в  интересах общества. Исходя  из

принципиальных  положений  этой  экономической   теории,   базирующейся   на

необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в  достаточном

объеме   и   по   доступным   ценам,   Закон   о   естественных   монополиях

предусматривает исчерпывающий перечень методов  воздействия:

а) ценовое регулирование;

б) определение  потребителем подлежащих обязательному  обслуживанию,  и  (или)

установление минимального уровня их обеспечения.

      Эти методы (каждый в отдельности  или оба одновременно) применяются   не

автоматически, а  в зависимости от конкретной ситуации на  товарном  рынке  и

на основании  решений государственных органов  регулирования.

      Каковы же причины разработки  Закона РФ «О естественных  монополиях»?

      Анализ   дел,   которые   рассматривались   в   связи   с   нарушением

антимонопольного  законодательства, показывал, что  30-40,  а  то  и  все  50

процентов дел  в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на  те

субъекты,  подразделения  которых  сейчас  отнесены  к  сфере   естественных

монополий: транспорт, связь, энергетика.

      Эти нарушения сводились  к   двум:  злоупотребление  своим   монопольным

положением в  виде установления высоких цен на свою продукцию  или  услуги  и

нарушения, связанные  с  заключением  и  исполнением  договоров.  Есть  много

других   вариантов   нарушения   антимонопольного    законодательства,    но

значительная часть  их приходилась именно на вышеназванные  отрасли.

      Начиная с 1992 года, когда произошла  либерализация цен, в этом секторе

цены стали расти  быстрее, чем в других. Правительство  озаботилось  проблемой

регулирования этих секторов и начало вводить  такие  меры,  как  ограничение

уровня рентабельности, установление  неких  предельных  цен,  то  есть  меры

государственного  регулирования. Но в том виде,  в  каком  это  регулирование

осуществлялось, как  показала практика, оно было малоэффективным.

      Что значит «установить предельный  уровень рентабельности», что   значит

«предприятие не может получать более 25% прибыли  от  затрат»?  Всё  просто:

предприятие, чтобы  получить большую прибыль, будет  увеличивать затраты.  Так

все и поступали,  то  есть  включали  в  себестоимость  продукции  всё,  что

действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже  к этому  объему

затрат добавляли 25%.

      Это  и  стало  причиной  того,  что  Антимонопольным   комитетом   был

разработан  проект  Федерального  Закона  "О  естественных  монополиях".  Он

достаточно  тяжело  проходил  в  Правительстве   и   Государственной   Думе.

Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с  этим  Законом,

должны контролироваться  и  самим  государством.  И  все-таки  в  результате

сложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ  «О  естественных  монополиях»

был принят.

      Федеральным  Законом  монополия   определена  как  состояние   товарного

рынка, при  котором  удовлетворение  спроса  на  этом  рынке  эффективнее  в

отсутствии  конкуренции.  То  есть  это  те  сферы,  где  само   государство

признало, что конкуренция  не может быть основной для развития этих  секторов

в силу технологических  особенностей производства.  И  второе:  межотраслевая

конкуренция не может  быть в той сфере, где нет  товарозаменителей,  а  спрос

неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия,  оно  не  может  её

заменить   транспортными   услугами   или   продуктами   питания.   Получить

элек5троэнергию можно  только у естественного монополиста.

      К сфере естественных монополий  отнесен достаточно узкий перечень  видов

деятельности. Здесь  нужно избегать таких ошибок, как  утверждение:  «Газпром»

  –  естественная  монополия.  Естественной   монополией   является   только

транспортировка газа по трубопроводам. Не является  естественной  монополией

добыча газа, оптовая  и  розничная  его  реализация.  Является  естественной

монополией  не  нефтяной  комплекс,  а  только   транспортировка   нефти   и

нефтепродуктов  по трубопроводам.

      Созданы органы, которые  контролируют  монополии.  Это,  в  частности,

Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней  закреплено  всё,  что  касается

транспортировки  нефти  и  газа.  Федеральные  службы  в  области  связи   и

транспорта.

      Методы  регулирования  естественных  монополий  установлены   законом.

Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для  данного  вида

деятельности может  быть  установлена  фиксированная  цена  либо  предельный

уровень  цен.  Сейчас  в  разных  секторах  это  делается   по-разному.   По

электроэнергии  есть предельный  уровень,  в  других  отраслях  устанавливают

достаточно жесткие  тарифы.

      В  соответствии  с  Законом   эти  нормы  могут   применяться   к   тем

организациям, которые  включены в реестры субъектов  естественных монополий.

      То есть,  каждый  из  органов   естественных  монополий  ведет   реестр,

включает   в   него   те   организации,   которые   действительно   являются

естественными монополиями  в соответствии с тем определением, которое дано  в

Законе, и именно  к  ним  он  имеет  право  применять  меры  по  контролю  и

регулированию. Положение  о  реестре  утверждается  Правительством,  а  сами

реестры ведут  эти органы.

      Не решены еще  некоторые   вопросы  естественных  монополий.  Например,

Информация о работе Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России