Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:29, курсовая работа
Инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Она является сложным социально-экономическим явлением. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Сущность и причины инфляции………………………….............. 4
Сущность инфляции………………………………………………... 4
Причины инфляции………………………………………………… 8
Виды инфляции…………………………………………………...... 9
Социально-экономические последствия инфляции…………….. 15
Государственная антиинфляционная политика………………… 25
Роль Центрального Банка в регулировании инфляции………… 27
Особенности инфляционных процессов в России…………….... 32
Заключение………………………………………………………………... 41
Список литературы……………………………………………………….. 44
Определенное
воздействие на темпы инфляции оказывает
уменьшение текущего спроса при неизменном
предложении. Это может быть достигнуто
за счет повышения процентных ставок
по вкладам, стимулирующим более
высокую норму сбережения.
4.1
Роль Центрального Банка
в регулировании инфляции
Деньги – важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства – непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.
Значительное
место в государственном
1. Косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ) через предоставление своих ресурсов. Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру;
2. Проведение операций на открытом рынке. Под такими операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) у финансовых посредников и населения.
3. Рефинансирование. ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Чем меньше процент по этим ссудам, тем больше денежная масса и наоборот. В настоящее время ставка рефинансирования равна 13%, что несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Банк России может снизить ставку рефинансирования в начале следующего года, если инфляция по итогам текущего года окажется на уровне 10%;
4. Изменение уровня банковской ликвидности, т.е. способности банка погасить в срок свои обязательства, определяемая отношением и структурой активов и пассивов банка. В среднем уровень банковской ликвидности вырос на 68,6 млрд. руб. до 585,6 млрд. руб. Остатки средств на корсчетах и депозитах увеличились в результате поступления денег с валютного рынка: продаж долларов и масштабных интервенций Банка России. По данным специалистов ЦБ уровень банковской ликвидности будет держаться на уровне 1,5-2%.
Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением ЦБ может осуществлять в нескольких формах.
Во-первых,
только ему подчинена денежная эмиссия.
Здесь надо заметить, что для эффективного
выполнения центральным банком своих
задач необходимо исключить возможность
любого давления со стороны правительства
либо других государственных структур
для осуществления своей
Во-вторых, Центральный Банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку – норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.
Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, ЦБ выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.
Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов – путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.
В-третьих, это – сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.
В
целом можно сказать, что влияние
ЦБ значительно, но отнюдь не имеет
определяющего значения. Проводя
политику по обузданию инфляции в
масштабах целого государства, необходимо
помнить, что денежные отношения
не оторваны от других сфер экономической
и социальной жизни страны. Активные
действия, проводимые исключительно
в рамках возможностей ЦБ, без других
комплексных мер могут не иметь
должного действия, и даже вызвать
обратный эффект. Ограничение эмиссии,
повышение минимальных
Тем не менее, повышение регулирующей роли ЦБ – важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.
В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе – переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров.
Одним из антиинфляционных методов является таргетирование – установление ЦБ целевых ориентиров прироста денежной массы.
В
одних случаях таргетирование сводится
к чистой формальности, официальному
прогнозу возможного развития ситуации.
В других случаях либо устанавливается
твердая контрольная цифра
Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.
Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, ЦБ сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.
Отвечая
на два основных аргумента противников
таргетирования, нужно отметить, что
инфляционные процессы обладают огромной
инертностью. Очевидно поэтому, что, имея
в стартовой позиции
Неустойчивое
общеэкономическое положение, внешнеэкономические
факторы, тесное интегрирование национальной
системы хозяйства в мировую
экономику и многое другое - вот
те причины, благодаря которым
Значение
таргетирования среди всех методов
регулирования денежного
Кроме
того, определение целевых ориентиров
влияет на инфляционные ожидания хозяйственных
субъектов, что само по себе является
важным самостоятельным фактором степени
обесценивания денег и
Внешнее
давление на цены можно ограничивать
двумя способами. Во-первых, за счет
административных мер, не поощрения
расходов бюджета, которые бы не носили
компенсационный характер, как в
случае с выплатами пенсионерам.
Но нужно очень жестко понимать техническую
сторону компенсаций, чтобы средства
шли непосредственно
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем ситуация ближе к кризису, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. К прямым методам относятся установление различных ограничений (лимитов), издание нормативно-законодательных актов, в том числе и законов о проведении денежных реформ.
Косвенные методы включают:
Косвенные
методы не могут работать в нашей
экономике на полную мощность по причине
ее недостаточной “рыночности”. Полноценный
рынок ценных бумаг, в том числе
рынок государственных
Прямое
регулирование покупательной
Информация о работе Особенности инфляционного механизма. Его социально-экономические последствия