Особенности инфляционного механизма. Его социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Она является сложным социально-экономическим явлением. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Сущность и причины инфляции………………………….............. 4
Сущность инфляции………………………………………………... 4
Причины инфляции………………………………………………… 8
Виды инфляции…………………………………………………...... 9
Социально-экономические последствия инфляции…………….. 15
Государственная антиинфляционная политика………………… 25
Роль Центрального Банка в регулировании инфляции………… 27
Особенности инфляционных процессов в России…………….... 32
Заключение………………………………………………………………... 41
Список литературы……………………………………………………….. 44

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа по экономической теории.docx

— 273.29 Кб (Скачать)

    Объём денежной массы сдерживает инфляционные процессы, воздействуя на покупательную  способность населения. Однако это  воздействие очень слабо. Ограничение  покупательной способности сдерживает рост цен только на узкий круг продовольственных  товаров с ограниченным сроком хранения. Поэтому ограничение покупательной  способности будет в настоящее  и в ближайшее время сдерживать не инфляционные процессы, а развитие производства, сохранять на высоком  уровне неплатежи, деформировать структуру  и качество денежной массы.

    Особое  внимание и озабоченность должна вызывать деятельность коммерческих банков на валютном рынке. Постоянное стимулирование роста валютного курса становится одной из немногих оставшихся у них прибыльных операций. В современной России на увеличение валютных резервов направлено проведение таких мер, как стимулирование увеличения экспортной выручки за счёт создания льготных условий налогообложения и экспортных льгот, создание льготных условий для расширения производства отечественной продукции, замещающей импортные поставки, расширение рублевой формы расчётов со странами СНГ, создание специальных гарантий для валютных вкладов населения в Сбербанке, расширение Центральным банком операций «ДЕПО» для коммерческих банков, установление размера отчислений в Фонды обязательного регулирования (ФОР) в зависимости от качества активов, в особенности от доли валютных операций. Следует активизировать и организационные меры воздействия на коммерческие банки, в частности, сократить число банков, имеющих валютные лицензии, расширить представительства иностранных банков в России. Темпы долларизации экономики возрастают. Процесс долларизации был инициирован рядом факторов, действие которых продолжается:

  1. Процесс постоянного инфляционного обесценения рубля вызвал потребность в выборе нового средства сбережений и накоплений. Стабильная иностранная валюта в наибольшей степени отвечала этому условию;
  2. Расширение мелкой розничной торговли с зарубежными партнёрами (челночные операции) повлекло использование в широких размерах наличную валюту;
  3. Широкое использование валюты в челночных операциях, занимающих заметное место в общем объёме товарооборота, породило достаточно широкое использование валюты и во внутренних расчётах, особенно при покупке дорогостоящих товаров, недвижимости и т.п. Это связано и с развитием теневой экономики (и способствует ему). Определяющая роль валюты при формировании внутренних цен снижает возможности активизации денежно-кредитной политики в целях оздоровления национальной экономики.

    Изложенное  свидетельствует о необходимости  изменения содержания денежно кредитной  политики. Видятся три основных направления ее реформирования:

  1. Разработка новой концепции валютной политики, изменение порядка осуществления внешних и внутренних валютных операций;
  2. Построение новой платёжной системы, упорядочение расчётов «расшивка» неплатежей;
  3. Усиление связи банковской системы с реальным сектором экономики, стимулирование инвестиций и развития платёжеспособного спроса.

    Вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что социально-экономические последствия  инфляции выражаются в:

  1. Перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
  2. Обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета; - постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  3. Неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  4. Искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  5. Закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
  6. Сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
  7. Обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
  8. Возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте и т.д.;
  9. Активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
  10. Снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
  11. Социальном расслоении общества, обострении социальных отношений.

    Государство пока освоило ограниченное число  методов борьбы с инфляцией. В  ходе реформ единственным активным инструментом макроэкономического регулирования  деятельности хозяйствующих субъектов  была денежная политика, характер которой  колебался от умеренного до жесткого. С её помощью постепенно была подавлена  инфляция спроса и частично погашены инфляционные ожидания. Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика эффективно действует в современной рыночной экономике с её развитой и гибкой кредитно-денежной сферой. В условиях России она ведёт не столько к  подавлению или сдерживанию инфляции издержек, сколько к острой нехватке платёжных средств. В результате предполагаемое повышение цен частично или полностью переводится в кризисное сокращение производства и в другие отрицательные явления, наиболее серьёзные из которых неплатежи, задержки выплаты зарплаты.

    Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом  замедление роста цен достигается  за счёт падения производства, а  это в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции. В сложившейся ситуации следует  предпринять шаги по разрешению денежного  кризиса. Они могут заключаться  в снижении ставки рефинансирования и доходности государственных казначейских обязательств. Среди других шагов  в этом направлении можно выделить разработку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики, особое место в которой должно принадлежать привлечению иностранных  и репатриации российских капиталов. Необходимо провести реформу налоговой  системы с акцентом на регулирующую функцию налогов. Государство в  доходной части бюджета должно ориентироваться  на такую налоговую политику, которая  опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения. Особое внимание следует обратить на НДС. При падении производства он только усугубляет инфляцию, так как прямым образом влияет на увеличение цен. Полезным является совершенствование платёжно-расчётного механизма, включая использование кредитных карточек и выплату заработной платы через банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.

    Важным  аспектом антиинфляционной стратегии  в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Издержки, связанные  с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается  также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в банках и других кредитных учреждениях. По некоторым оценкам объём преступных доходов, «отмываемых» в России, равен  годовому бюджету страны. Успеха в  борьбе с указанным негативом  можно добиться, интенсифицировав работу по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего, это касается финансового, фондового, и валютного рынков. Необходимо принимать меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Они воплощаются в механизме «импортируемой» инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достигла таких масштабов, что доллар зачастую выполняет функции рубля, в частности, функцию меры стоимости. Около 15% дохода население регулярно тратит на приобретение наличной валюты. Увеличение вкладов россиян в иностранную валюту ведет к дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отечественно экономики. Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а так же постоянно адаптируя его к условиям России.  

    
  1. Государственная антиинфляционная политика
 

    Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше – адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по-разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

    Если  оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней  два подхода, один из которых разрабатывают  современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической  школы.

    В рамках первого (кейнсианского) подхода  предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

    В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет сокращения спроса, снижаются  темпы инфляции. Но одновременно сокращается  и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

    Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных  капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются  в отношении получателей средних  и невысоких доходов, которые  обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

    Неоклассицисты, которым принадлежит авторство  второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить  дефляционные мероприятия для ограничения  платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

    Такое регулирование проводит Центральный  банк, который формально не находится  под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем  изменения количества денег в  обращении и ставок ссудного процента.

    В современной рыночной экономике  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и  предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью  ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства  стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить  ее совсем.

    В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и  краткосрочную политики. Вот примерный  комплекс мер антиинфляционной политики.

    Долговременная  политика включает в себя несколько  задач. В том числе погашение  инфляционных ожиданий населения, которые  нагнетают текущий спрос. Для  этого правительство должно проводить  четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать  своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

    Еще одна задача – проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

    Ослабление  влияния внешних факторов так  же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит  в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов  иностранного капитала (при положительном  сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных  кредитов и займов правительства  за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

    Краткосрочная же политика направлена на временное  снижение темпов инфляции. Здесь необходимое  расширение совокупного предложения  без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим  дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство  может приватизировать часть  своей собственности и таким  образом увеличить поступления  в государственный бюджет и облегчить  решение проблемы его дефицита, а  также понизить инфляционный спрос  за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения  массированный импорт потребительских  товаров.

Информация о работе Особенности инфляционного механизма. Его социально-экономические последствия