Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа
Объективный характер экономических законов, их отличие от законов природы и юридических законов
Закон стоимости и его роль в условиях рыночной экономики
Законы спроса и предложения, их графическая интерпретация. Эластичность спроса и предложения. Равновесие объемов спроса и предложения
Экономический эффект участия в рыночных отношениях для товаропроизводителя и покупателя
Понятие полезности и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
Закон убывающей отдачи
Закон конкуренции и рынок
Количественная теория измеряет полезность товаров в условных единицах полезности «ютилях» (от англ. utility − полезность).
В реальной действительности потребитель имеет возможность выбора. Одна и та же потребность может быть удовлетворена за счет разных благ. Жажду можно утолить водой, соком и т. д.; в качестве сосуда для питья можно использовать стакан, фужер и т. д.
Общую полезность всего набора потребляемых благ можно представить как сумму полезностей каждого отдельного блага, входящего в определенный набор:
TU = U1(x1) + U2(x2)+…+Un(xn).
Процесс потребления определенного блага прямо или косвенно оказывает воздействие на потребление других благ. Так, используются товары – субституты, сопутствующие, комплементарные и т. д. Поэтому следует рассматривать не полезность от потребления каждого отдельно взятого товара, а полезность всего комплекса потребляемых товаров:
TU = f(x1,x2,…,xn) или TU = f(x),
где x = (x1, x2, …, xn) – набор товаров 1, 2, …, n.
Кардиналистский (количественный) подход позволяет не только упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности: TU1 < TU2 < TU3, но и сравнить разницу в полезности данных товарных наборов. При этом «точка отсчета» не имеет особого значения: TU2 – TU1; TU3 – TU2.
Потребитель стремится так распределить денежный доход, чтобы каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую добавочную(предельную) полезность.
Правило максимизации полезности можно выразить так:
mUx /Px = mUy /Py = L.
Коэффициент L означает, что покупательная сила денег при покупке данного товара не снижается. В состоянии достигнутого таким образом равновесия последняя единица денег обеспечивает одну и ту же величину полезности вне зависимости от того, на приобретение какого блага (товара) она затрачена.
Потребитель достигает максимума удовлетворения или полезности в том случае, когда предельные полезности всех покупаемых им товаров пропорциональны их ценам. При порядковом, или ординалистском, подходе полезность товарного набора также может получить численное значение (В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Ален, Дж. Хикс и др.). Главное в этом подходе – не измерение полезности, а упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности.
Считается, что потребитель способен сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Возможны три основных варианта заключения:
1) > ; набор товаров x1 предпочтительнее;
2) < ; набор товаров x2 предпочтительнее;
3) = ; потребитель безразличен в выборе.
Функция полезности принимает
большее значение для тех товаров,
которые предпочтительнее для потребителя.
Для равноценных наборов
Транзитивность предпочтений (от лат. transitus − переход). Если Ux > Uy > Uz; Ux – Uy > Uz; Ux > Uy – Uz, то в любом случае Ux > Uz. Это означает, что есть возможность присвоить полезностям этих товаров численные значения
Ux > Uy > Uz; 6 – 4 > 1; 6 > 4 – 1; 6 > 4 > 1.
Эти концептуальные положения исходят из теории стоимости, согласно которой цена определяется не затратами труда (как в марксистской теории), а интенсивностью потребности в данном товаре и убывает по мере насыщения этой потребности, достигая своего предела на последней единице товара, нужного покупателю.
Теория предельной полезности направила внимание экономистов на изучение такого существенного фактора рыночной конъюнктуры, как поведение покупателя, определяющее его предпочтение тому или иному товару.
Денежный доход покупателя
имеет ограничения. Покупатель должен
идти на компромиссы; он должен выбирать
между альтернативными
Объяснение поведения потребителя может быть дано при помощи:
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Например, денежный доход у потребителя 12 тыс. рублей. Товар A стоит 1, 5 тыс. рублей, а товар B – 1 тыс. рублей. Варианты покупок могут быть следующие (таблица 7.1).
Таблица 7.1 – Бюджетная линия: комбинации товаров А и В, доступные покупателю с доходом в 12 тыс. рублей
Единицы товара A (цена = 1,5 тыс. рублей) |
Единицы товара B (цена = 1 тыс. рублей) |
Суммарный расход (тыс. рублей) |
8 |
0 |
12 (= 12 + 0) |
6 |
3 |
12 (= 9 + 3) |
4 |
6 |
12 (= 6 + 6) |
2 |
9 |
12 (= 3+ 9) |
0 |
12 |
12 (= 0 + 12) |
Построим бюджетную линию потребителя (рисунок 7.1).
Рисунок 7.1 – Бюджетная линия потребителя
Заметим, что наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара B к цене товара A: . Это всего лишь математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц товара A (отмечаемых на вертикальной оси) по 1, 5 тыс. рублей, чтобы получить в свое распоряжение 3 тыс. рублей, необходимых для покупки 3 единиц товара B (отмечаемых на горизонтальной оси). Два свойства бюджетной линии:
Представим
некоторые возможные
Таблица 7.2 – Предпочтения потребителя
Комбинации |
Единицы товара A |
Единицы товара B |
J |
12 |
2 |
K |
6 |
4 |
L |
4 |
6 |
M |
3 |
8 |
Построим график потребительского безразличия (предпочтения) (рисунок 7.2).
Рисунок 7.2 – Кривая потребительского безразличия
Кривая безразличия демонстрирует все возможные комбинации товаров A и B, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности. Потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию товаров он действительно приобретет.
Кривая безразличия имеет вид нисходящей кривой. Двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше товара B, тем самым увеличивая совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества товара A. Итак, чем больше B, тем меньше A, так что между количествами A и B существует обратная связь. А любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.
Если смотреть на график из точки пересечения осей, нисходящая кривая может быть либо вогнутой, либо выпуклой. В данном случае кривая безразличия выпукла, если смотреть на нее от начала координат. То есть наклон кривой уменьшается, или становится более пологим по мере продвижения от точки j к точке l, точке m и так далее вниз вдоль кривой. Наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения (MRS – marginal rate of substitution), поскольку он показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заместить один товар другим (товар A товаром B) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение потребности.
Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению товара A товаром B уменьшается по мере перемещения вниз по кривой. Двигаясь от j к k, потребитель готов обойтись без 6 единиц А, чтобы получить 2 дополнительные единицы В; MRS = 6/2, или 3. Но в точке k потребитель имеет уже меньше А, но больше несколько В, т. е. предельная полезность А несколько выше, а В – несколько меньше.
Решая вопрос о перемещении из точки k в точку l, потребитель готов отказаться всего от 2 единиц А для получения 2 дополнительных единиц В, так что MRS теперь всего 2/2, или 1. Двигаясь от l к m, потребитель готов отказаться только от 1 единицы А, чтобы получить 2 дополнительные единицы В и MRS = 1/2.
В общем, чем больше количество товара B, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом, чем меньше количество товара А, тем больше его предельная полезность. Это значит, что при перемещении вниз по кривой безразличия потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества товара А в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы В. В результате получаем кривую безразличия с убывающим наклоном, то есть выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно утверждать, что MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.
Можно изобразить целую серию кривых безразличия, или карту безразличия (рисунок 7.3).
Каждая кривая соответствует различной величине совокупной полезности. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности. Любая комбинация товаров А и В, показанная точкой на кривой J4, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривых J3, J2 или J1. Это видно, если провести прямую в первую четверть от начала координат. Точки ее пересечения с каждой последующей кривой соответствуют большему количеству как товара А, так и товара В и, следовательно, большей величине совокупной полезности.
Рисунок 7.3 – Карта безразличия
При идентичности осей совместим линии потребительского бюджета и карты безразличия. Получим равновесное положение потребителя (рисунок 7.4).
Рисунок 7.4 – Равновесное положение потребителя
Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. В точке w совокупная полезность выше, но она за пределами (выше) бюджетной линии и, следовательно, недоступна потребителю. Точка y расположена на более низкой кривой безразличия − J2, а точка z – еще на более низкой кривой безразличия – J1.
Перемещаясь вверх по бюджетной линии – за счет перераспределения денег в пользу покупки товара А, − потребитель имеет возможность попасть на более высокую кривую предпочтений J3 и увеличить совокупную полезность.
Равновесное положение
потребителя достигается в
Поскольку наклон кривой безразличия отражает MRS, а наклон бюджетной линии равен PB/PA, оптимальное, или равновесное, положение достигается при условии, что MRS = PB/PA, т. е. предельная норма замещения эквивалентна отношению предельных полезностей двух товаров.
В поведении покупателя можно заметить два обстоятельства.
Если цена продукта, например, картофеля, падает, то реальный доход или покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и картофель. Например, на 5000 рублей в неделю можно приобрести 10 кг картофеля. Но если цена картофеля понизится до 250 рублей за 1 кг, то мы сможем купить 10 кг картофеля и у нас окажутся высвобожденными еще 2500 рублей для приобретения дополнительного количества товаров. Снижение цены товара увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяет ему покупать большее количество данного и других товаров. Это называется эффектом дохода.
Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большом количестве. Это явление известно под названием эффекта замещения.