Основы теории спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Объективный характер экономических законов, их отличие от законов природы и юридических законов
Закон стоимости и его роль в условиях рыночной экономики
Законы спроса и предложения, их графическая интерпретация. Эластичность спроса и предложения. Равновесие объемов спроса и предложения
Экономический эффект участия в рыночных отношениях для товаропроизводителя и покупателя
Понятие полезности и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
Закон убывающей отдачи
Закон конкуренции и рынок

Работа содержит 4 файла

+К лекциям.doc

— 557.50 Кб (Скачать)

Если каждая последующая  единица продукта обладает все меньшей  и меньшей предельной или добавочной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии понижения их цены. Если взглянуть на ситуацию со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции. Кроме того, товаропроизводитель-продавец должен выпускать и предлагать покупателю новые товары, удовлетворяющие растущие потребности.

В основе динамики конкретного спроса лежит «убывающая», то есть снижающаяся по мере насыщения потребностей полезность данного товара. Отсюда возможно ввести понятие выгода «потребителя» – выигранная им разница между ценой полной (начальной) и ценой предельной (конечной) полезности товара. Товаропроизводитель, выступая в роли продавца, стремится максимально продлить период реализации товара по цене его «полной полезности», тогда как потребитель (покупатель) стремится создать ситуацию приобретения товара по цене его «предельной полезности».

Потребитель  должен идти на компромиссы и выбирать между альтернативными товарами, чтобы при ограниченности денежных средств получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Механизм действия закона убывающей предельной полезности заключается в следующем. Если хотя бы один из товаров в сравнении с другими имеет повышенную предельную полезность, то происходит отвлечение к нему денег от других товаров, то есть его стараются покупать. Затем по отношению к этому товару начинает действовать закон убывающей предельной полезности, что выравнивает последнюю          (в расчете на денежную единицу) до общего уровня. Проще говоря, рубль, затраченный, например, на конфеты, должен доставлять ту же полезность, что и рубль, затраченный на книги или апельсины.

Это условие потребительского равновесия алгебраически может быть выражено следующим образом:

МИ продукта А

=

МИ продукта B

=

=

МИ продукта N

цена продукта А

цена продукта B

цена продукта N


где МИ  − предельная полезность продуктов А, В, …, N.

Субъективная оценка предельной полезности осуществляется через равновесие, которое представляет предельные полезности всех продуктов, покупаемых на одну денежную единицу.

Ценность  теории предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. БемБаверк (Австрия), У. Джевонсон, А. Маршалл (Англия), Дж. Кларк (США),  К. Виксель (Швеция)) заключается в том, что в ней учитывается роль субъективно-психологического фактора в экономических процессах. Экономика поворачивается лицом к человеку как потребителю.

 

6.6   Закон убывающей отдачи

Этот закон утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Представим, что фермер имеет фиксированное  количество земли –            40 га, на которой выращивает картофель. Если почва будет обработана            1 раз, урожай с его полей составит, например, 200 ц с 1 га. Вторая обработка почвы может увеличить урожай до 250 ц с 1 га, третья – до 265, а четвертая, скажем, до 270.

Дальнейшая  же обработка почвы принесет лишь очень малую или даже нулевую прибавку к урожаю. Последующая обработка вносит все меньший и меньший вклад в продуктивность земли.

Если бы дело обстояло иначе, потребности республики в картофеле могли бы быть удовлетворены  путем интенсивной обработки  одного только этого, сорокагектарного участка земли. Очевидно, здесь проявляется закон убывающей отдачи.

Закон убывающей  отдачи применим также и к другим отраслям. Представим, что небольшая столярная мастерская (6–7 рабочих) изготавливает кухонную мебель. В мастерской имеется определенное количество оборудования – токарных, фрезерных и строгальных станков, пил и         т. д. Рабочие последовательно выполняют целый ряд различных трудовых операций, начиная от заготовки деталей и кончая сборкой из них готовых изделий. Не исключено, что машины значительную часть времени стоят без дела.

По мере увеличения количества рабочих в этой мастерской до             9–10 человек, добавочный, или предельный, продукт, производимый каждым следующим рабочим, будет иметь тенденцию к росту вследствие увеличения эффективности производства. Оборудование при этом использовалось бы более полно, а рабочие могли бы специализироваться на выполнении отдельных операций.   

Дальнейшее увеличение количества рабочих создает проблему их избытка. Теперь рабочим придется стоять в очереди, чтобы воспользоваться тем или иным станком, то есть рабочие будут терять рабочее время. Общий объем производства начнет расти замедляющимися темпами, так как при неизменных производственных мощностях на каждого рабочего будет приходиться тем меньшее количество оборудования, чем  больше будет нанято рабочих. Добавочный, или предельный, продукт дополнительных рабочих будет сокращаться по мере все более интенсивного укомплектования столярной мастерской персоналом.

В конечном счете  продолжающееся увеличение количества рабочих в мастерской привело  бы к заполнению ими всего свободного пространства и к остановке процесса производства в целях безопасности рабочих.

Таким образом, если количество рабочих, обслуживающих  данное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет  происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству. Здесь проявляется действие закона убывающей отдачи.

Изобразим закон убывающей  отдачи графически (рисунок 6.15).

 

Рисунок 6.15 − График закона убывающей отдачи

 

Кривая  общего объема производства проходит три фазы:

– сначала она поднимается вверх ускоряющимся темпом;

– затем темп ее возвышения замедляется;

– наконец, он достигает максимальной точки и начинает снижаться.

С законом убывающей  отдачи вынужден считаться каждый товаропроизводитель. Для достижения максимальной отдачи своего производства, ему нужно определить оптимальный объем выпуска продукции, номенклатуру выпускаемой продукции, обеспечить рациональное использование ресурсов.

 

  6.7 Закон конкуренции и рынок

Рынок без  конкуренции не существует. Конкуренция  – это экономическая состязательность, соперничество обособленных товаропроизводителей, форма выражения противоречий, связанных со столкновением интересов и противостоянием друг другу на рынке во время продажи товаров или оказания услуг одним и тем же потребителям (покупателям).

Сущность закона конкуренции  – это постоянное соперничество, состязательность хозяйственно самостоятельных товаропроизводителей, работающих на общий рынок, за потребителя их продукции, а в конечном счете – за деньги покупателей, следствием чего является изменение конъюнктуры рынка.

В конкуренции используются экономические (ценовые) и внеэкономические (неценовые) методы.

К экономическим методам  конкуренции относятся: дифференциация цен и качества товаров, снижение издержек производства.

К внеэкономическим методам конкуренции относятся: применение оттенков качества при реализации продукции (например, в Германии        несколько тысяч сортов пива, а в США – четыре тысячи видов консервированной кукурузы); продажа товаров в рассрочку; продление товаропроизводителем сроков гарантийного обслуживания своей продукции; производство товаров-заменителей (например, синтетических тканей вместо натуральных); реклама.

В Беларуси поддерживается конкурентный режим хозяйствования  в целях развития состязательности хозяйствующих субъектов, проявления их инициативы, обновления производства на новой технической основе, наполнения рынка разнообразными товарами (услугами). Принят и реализуется Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7   Теория поведения потребителей

7.1 Взаимосвязь и взаимовлияние поведения потребителей

7.2 Кардиналистский и ординалистский подход к определению

равновесия потребителя

7.3 Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Кривые безразличия. Карта кривых безразличия (предпочтений)

7.4 Эффект дохода. Эффект замещения

7.5 Эластичность дуговая, перекрестная. Эластичность спроса по        доходу

 

7.1 Взаимосвязь  и взаимовлияние поведения потребителей

Покупатель  приобретает товары для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Удовлетворение потребителя зависит не только от количества потребляемых им благ, но и от количества и качества потребления других лиц.

Каждый потребитель испытывает влияние вкусов и предпочтений других потребителей. Известны три наиболее типичных случая таких взаимных влияний:

  1. эффект присоединения к большинству;
  2. эффект «сноба»;
  3. эффект Веблена.

Эффект  присоединения к большинству или «эффект вагона» можно представить как случай, когда отдельный покупатель предъявляет больший(меньший) спрос на товар из-за того, что некоторые или все остальные покупатели на рынке также предъявляют больший (меньший) спрос на этот товар. В этом случае потребитель покупает то, что покупают все. Это вызвано желанием быть «на волне жизни», не отставать от других. Круг покупателей расширяется, а объем спроса при той же цене непрерывно увеличивается. Например, покупают сотовые телефоны, компьютеры, дубленки из искусственного меха и т. д.

Но что самое удивительное – иногда повышение цены товара ведет к росту спроса. Впервые  это явление было описано английским экономистом 19 века  Френсисом Гиффеном. Он изучал историю голода в Ирландии и обнаружил, что когда правительство, решив сократить спрос населения на картофель (основное блюдо бедняков в тот момент), повысило на него цены, то спрос не только не упал, но даже возрос!

Причина «феномена Гиффена» проста – картофель был в тот  голодный год предметом самой первой необходимости, и чтобы купить его, ирландские бедняки готовы были отказаться от некоторых других покупок и сэкономленные деньги несли торговцам картофелем. Кроме того, они боялись дальнейшего роста цен на картофель и пытались купить его побольше впрок.

Суть «феномена Гиффена» – рост цен на товары первой необходимости – может вызвать не сокращение величины спроса на них, а даже ее увеличение. В этой ситуации люди скорее откажутся от других покупок и все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важного товара. В парадоксе Гиффена проявляется отклонение от закона спроса.

Эффект  «сноба» представляет собой обратный, по отношению к предыдущему, эффект. Здесь потребитель стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из «толпы». Чем больше масштабы потребления какого-либо товара, тем меньше на него спрос у потребителя-сноба. Иными словами, спрос отдельного потребителя отрицательно соотносится с общим объемом спроса.

Третий эффект назван «эффектом Веблена» по имени американского экономиста и социолога, который ввел в экономическую теорию понятие престижного, или демонстративного, потребления.

Престижное  потребление означает, что вещь используется не по своему прямому назначению, а  с целью произвести впечатление  на окружающих. Покупатель ориентируется на приобретение таких товаров, которые свидетельствовали бы о его высоком статусе. Для потребителя полезность единицы товара, используемого для престижного потребления, зависит не столько от качества товара, сколько от цены, уплачиваемой за него. В Саудовской Аравии породистый верблюд стоит примерно 2 млн. долларов. Такой верблюд покупается ради того, чтобы показать, кто его хозяин.

Реальная цена − это  цена, которую потребитель действительно  заплатил за товар, а престижная – та, которую заплатил за товар по мнению других людей, и которая поэтому определяет его полезность с точки зрения престижного потребления.

Снижение цены на предметы роскоши уменьшает их привлекательность в элитных сферах общества. В итоге, чем ниже цена, тем ниже объем спроса. Это еще одно отклонение от закона спроса.

7.2 Кардиналистский  и ординалистский подход 

к определению  равновесия потребителя

В теории потребления  полезность выступает не как объективное  свойство вещи, а как субъективное отношение человека к товарам.

В рамках общей концепции выделяются количественная (кардиналистская, от англ. сardinal – количественный) и порядковая (ординалистская, от англ. оrdinal − порядковый) теории полезности.

В соответствии с количественной теорией  (У. Джевонсон; К. Менгер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария)) полезность от потребления зависит лишь от количества потребляемых единиц данного товара:

TUx = f(xi),

где TUx – Total utility – общая полезность некоторого количества товара x;

  xi – количество потребляемых единиц товара определенного рода.

В соответствии с количественной теорией  функция полезности, во-первых, имеет возрастающий характер, так как каждая новая единица товара или блага увеличивает общую полезность запаса (TU); во-вторых, каждая последующая единица товара приносит меньшее увеличение TU, чем предыдущая, так как предельная полезность (mu) постепенно снижается.

Литература.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Микроэкономика.pdf

— 1.85 Мб (Скачать)

Экзаменационные вопросы.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Основы теории спроса и предложения