Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа
Объективный характер экономических законов, их отличие от законов природы и юридических законов
Закон стоимости и его роль в условиях рыночной экономики
Законы спроса и предложения, их графическая интерпретация. Эластичность спроса и предложения. Равновесие объемов спроса и предложения
Экономический эффект участия в рыночных отношениях для товаропроизводителя и покупателя
Понятие полезности и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
Закон убывающей отдачи
Закон конкуренции и рынок
Аналогично объему спроса, объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рб…); от характера применяемой технологии; налогов и дотаций; природно-климатических условий.
В общем виде функция предложения имеет вид:
QS = f (P, Pa, Pb,…, K, C, Z),
где QS – объем предложения данного товара в единицу времени;
P, Pa, Pb – цены данного и других товаров;
K – характер применяемой технологии;
C – налоги и дотации;
Z – природно-климатические условия.
Одноименные товары на рынок могут предлагать многие товаропроизводители-продавцы, и каждый из них будет стремиться получить на рынке самую высокую цену. Но чем выше будет цена, тем активнее они будут увеличивать предложение товара.
Графически данная зависимость изображена на рисунок 6.5 (вертикальная ось обозначает движение цены Р, горизонтальная ось служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок).
Рисунок 6.5 – График предложения
Кривую SS называют кривой предложения (от англ. supply – предложение).
Если при цене Р1 величина предложения составляет Q1, то при повышении цены до Р2 величина предложения увеличится до Q2 (рисунок 6.6).
Рисунок 6.6 – Зависимость величины предложения от цены
Выявляется, что с повышением цены возрастает и величина предло-жения; со снижением цены сокращается и величина предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Совершенствование технологии производства, изменение цен на ресурсы и на взаимозаменяемые товары, числа продавцов на рынке, налогов на предпринимателей, предприятия вызывает изменение предложения.
Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, например, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, например от S1 к S3 (рисунок 6.7).
Рисунок 6.7 – График изменения предложения
Под влиянием изменения цены товара изменяется величина предложения на неизменной кривой предложения данного товара, на графике – от а к б и от б к а (рисунок 6.7).
Эластичность спроса и предложения. Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.
Например, с ростом цен спрос на тот или иной товар сокращается, но степень такого сокращения будет в разных пределах для каждого конкретного товара. Повышение цены на некоторые из них не обнаруживает существенного изменения в количестве их продаж. Это относится к спросу на товары первой необходимости, услуги, входящие в традиционную структуру потребления (продовольствие, транспортные услуги и т. п.). Спрос в данном случае оказывается негибким, неэластичным. Эластичность спроса – это понятие, характеризующее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.
Степень эластичности спроса измеряют при помощи коэффициента Еd (elasticity coefficient):
|
процентное изменение количества спрашиваемого товара |
процентное изменение цены товара |
или .
Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что общая выручка (произведение цены на количество товара) возрастает – имеет место эластичный спрос или эластичность больше единицы. Например: если снижение цены товара на 2 % вызывает рост спроса на 4 %, спрос является эластичным. В данном случае коэффициент эластичности равен .
Эластичный спрос можно изобразить графически (рисунок 6.8).
Рисунок 6.8 – График эластичного спроса
Когда процентное снижение цены в точности соответствует процентному росту количества продаж товара, так что общая выручка остается совершенно неизменной – имеет место единичная эластичность спроса, то есть эластичность спроса численно равна единице. Например, когда падение цены на 1 % вызывает рост продаж на 1 %, то Еd = 1. Графически единичную эластичность спроса можно представить следующим образом (рисунок 6.9).
Рисунок 6.9 – График единичной эластичности спроса
Наконец, когда снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка снижается, имеет место неэластичный спрос, или эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля. Например, если снижение цены на 3 % дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1 %, спрос неэластичен,
Графически неэластичность спроса представлена на рисунок 6.10.
Рисунок 6.10 – График неэластичного спроса
Движение от А к Б на графиках (рисунки 6.8, 6.9, 6.10) показывает, что при снижении цены доход от реализации либо возрастает, либо остается неизменным, либо снижается в зависимости от того, является ли спрос эластичным, слабо эластичным или он неэластичен.
В крайней ситуации, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси, например D1 (рисунок 6.11).
Рисунок 6.11 – График совершенно эластичного
и совершенно неэластичного спроса
И, наоборот, когда говорят о совершенно неэластичном спросе, имеют в виду крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Графически этот случай показывают при помощи линии спроса, параллельной вертикальной оси, например, D2 (рисунок 6.11).
Эластичность предложения – это понятие, характеризующее относительные изменения между ценой и количеством предлагаемых к реализации товаров.
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается следующим образом:
Es = |
процентное изменение величины предложения |
процентное изменение цены товара |
или
На рисунке 6.12 показаны три линии предложения с разной эластичностью.
Рисунок 6.12 – Графики эластичного, неэластичного
и единичной эластичности предложения
Если Еs < 1, то предложение неэластично, при Еs = 1 – наблюдается единичная эластичность предложения, а Еs > 1 означает эластичное предложение.
На практике расчеты на коэффициенты эластичности производятся для разных периодов времени, для отдельных групп населения (молодежь, люди старших возрастов), для определенных регионов, для городских и сельских жителей и т. п. Это позволяет прогнозировать динамику спроса и предложения при данном изменении уровня розничных цен, стимулировать при необходимости спрос, обеспечить равновесие между спросом и предложением, предвидеть последствия проводимой налоговой политики и т. д.
Равновесие объемов спроса и предложения. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Именно поэтому принято считать, что существуют рынки каждого отдельного товара: рынок автомобилей, рынок компьютеров, рынок жилья и т. д.
На каждом рынке существует множество товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Одни хотят продать свои товары подороже, другие – купить товар подешевле и удовлетворить свои потребности. Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения изменяет рыночную цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадут. Данная ситуация определяет рыночное равновесие и установление равновесной цены.
Если совместить кривые спроса (D) и предложения (S) на одном графике (рисунок 6.13), то точка пересечения кривых (Е) показывает, что здесь спрос равен предложению и ее координатами являются: равновесная цена РЕ и равновесное количество товара QE.
Рисунок 6.13 – График рыночного равновесия
Анализируя график, можно отметить, что высокие цены на товар вызывают избыток предложения, а низкие цены могут привести к нехватке товара на рынке, так как у товаропроизводителей снижаются стимулы к наращиванию выпуска продукции. Следует отметить, что равновесие никогда не бывает статичным (в течение длительного времени), оно постоянно меняется под влиянием изменения как спроса, так и предложения. Изменяются цены, предпочтения покупателей, совершенствуются технологии, появляются новые товары, что дает импульсы к изменению экономического поведения предпринимателей, товаропроизводителей.
Возможны ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек. В таком случае рыночная экономика выходит из состояния равновесия, а эффективность ее резко снижается.
6.4 Экономический
эффект участия в рыночных
отношениях для
Участие в рыночных отношениях выгодно товаропроизводителям (продавцам) и покупателям, потребителям товаров. Эту ситуацию можно проанализировать на графике (рисунок 6.14).
Рисунок 6.14 − Излишек покупателя и продавца на рынке
Анализируя график, можно заметить, что по высокой цене на рынке покупатель приобретает мало товаров. По мере снижения цен приобретается больше товаров. Когда цена на товар понижается до уровня равновесной цены РЕ, покупатель приобретает максимальное количество товаров по этой цене и его экономический выигрыш (излишек покупателя) равен площади треугольника, заключенного между кривой спроса и рыночной ценой (∆РЕРЕ).
Товаропроизводитель же при низких ценах на рынке производит и продает мало товаров, так как получает небольшую выручку. Если же рыночная цена поднимается до уровня равновесной цены (РЕ), товаропроизводитель заинтересован больше производить и продавать товаров. Его выигрыш (излишек продавца) равен площади треугольника, ограниченного кривой предложения и рыночной ценой (∆ОРЕЕ).
Суммарный выигрыш
товаропроизводителя и покупате
6.5 Понятие
полезности и предельной
Закон убывающей предельной полезности.
Правило максимизации полезности
Покупатель приобретает
товар для того, чтобы воспользоваться
его полезностью и
По мере роста потребления товара совокупная полезность от его потребления увеличивается, но все более медленными темпами, ибо потребность постепенно удовлетворяется, «насыщается». Так, если для голодного человека первая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.
Для более точного описания процесса убывания полезности используется понятие предельной полезности (англ. marginal utility), то есть добавочной полезности, извлекаемой потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно под названием закона убывающей предельной полезности. Разумно представить, что предельная полезность снижается при постоянном росте потребления какого-либо товара (услуги). Падение предельной полезности объясняется уменьшением субъективной полезности единицы товара по мере количественного роста уже потребленных его единиц.
Закон убывающей предельной полезности можно представить для наглядности с помощью данных таблицы 6.2.
Таблица 6.2 – Закон убывающей предельной полезности
Единица продукции (порции мороженого) |
Предельная полезность (ютили) |
Совокупная полезность (ютили) |
Первая |
10 |
10 |
Вторая |
6 |
16 |
Третья |
2 |
18 |
Четвертая |
0 |
18 |
Пятая |
-5 |
13 |
Полезность – понятие субъективное и не поддается точному количественному измерению. Однако, если принять степень удовлетворения потребности в таких единицах, как ютили (англ. utility – полезность), то можно заметить по данным таблицы 6.2, что каждая следующая единица приобретаемого потребителем товара (порция мороженого) обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей, по мере того, как потребность потребителя в этом товаре приближается к насыщению. Совокупную полезность любого количества товаров можно определить путем суммирования показателей предельной полезности, как показано в таблице 6.2. Третья единица товара имеет предельную полезность в 2 ютиля; три единицы товара обладают совокупной полезностью, равной 18 ютилям (10 + 6 + 2). Заметим, что предельная полезность четвертой единицы товара становится нулевой, а пятой – отрицательной [2].