Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой является - рассмотреть одну из главных проблем экономики – дефицит государственного бюджета, основные источники налогообложения и формирование государственного бюджета.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Выяснить что такое государственный бюджет.
Из чего формируется государственный бюджет.
Рассмотреть основы финансовой политики
Ответить на вопрос: почему образуется бюджетный дефицит и государственный долг?
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………5
1.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства………………………………………………5
1.2 Налогообложение как главный фактор формирования государственного бюджета……………………………………….15
ГЛАВА 2. ФИНАНСЛВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА………..24
2.1 Бюджетный дефицит и государственный долг …………...24
2.2 Основы финансовой политики государства. ……………...29
2.2.1. Виды финансовой политики…………………………32
2.2.2. Кейсианский подход………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...39
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов, как экономического явления. А. Смит выделил 5 принципов налогообложения названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
В настоящее время реально воплощены на практике 4 экономических принципа налогообложения:
Принцип
соразмерности заключается в
соотношении наполняемости
Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы отрасли или института права. Правовые принципы можно сформулировать следующим образом:
К
организационным принципам
Перечисленные принципы налогообложения учитывались при формировании налоговой системы России, адекватные рыночные преобразованиям.
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки уменьшить количество налогов пока ни имели успеха. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.
Они классифицируются:
В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.). Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:
Существующие налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на 2 группы. Это прямые и косвенные.
Прямые
налоги - те, которые непосредственно
связаны с результатом
Косвенные налоги - это те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость - НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).
Акцизы – это вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.).
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах по сравнению с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной или оптовой продажи.
Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
В Российской Федерации все налоги разделены на три группы; в зависимости от того, кто взимает налог и куда они поступают.
Федеральные налоги взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. При этом все суммы сборов от 6 до 14 федеральных налогов (в структуре федеральных налогов - это первые шесть) должны зачисляться в федеральный бюджет РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отличаются Налоговым Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом.
Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
Из местных налогов (их всего 22) обязательны только 3 - на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым Кодексом.
Налоги
на прибыль представляют собой снижающуюся
статью доходов правительства, поэтому
в настоящее время в развитых странах
рассчитывают на прогрессивные подоходные
налоги. Данный налог контрастирует со
строго пропорциональным налогом, при
котором все налогоплательщики платят
одинаковую часть своего дохода. Регрессивный
налог отбирает большую долю дохода у
бедных семей, чем у богатых. Налог называется
пропорциональным, прогрессивным, или
регрессивным в зависимости от того, какую
долю дохода платит налогоплательщик
с высоким доходом. Налог считается: прогрессивным,
если с увеличением дохода доля налога
в общем доходе возрастает; пропорциональным,
если сумма налога представляет собой
постоянную долю дохода; и регрессивным,
если бремя налога относительно тяжелее
для семей с низкими доходами, чем для
богатых семей. Регрессивный налог характеризуется
взиманием более высокого процента с низких
доходов и меньшего процента с высоких
доходов. Это такой налог, который возрастает
медленнее, чем доход. Пропорциональный
налог, забирает одинаковую часть от любого
дохода (единая ставка для доходов любой
величины).
ГЛАВА
2. ФИНАНСОВАЯ ПОИТИКА
ГОСУДАРСТВА
2.1.
Бюджетный дефицит и
государственный долг
Государственный бюджет предполагает выравнивание доходов и расходов. Как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду катастрофических событий, т. к. различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.
Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.
Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.