Основы бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой является - рассмотреть одну из главных проблем экономики – дефицит государственного бюджета, основные источники налогообложения и формирование государственного бюджета.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Выяснить что такое государственный бюджет.
Из чего формируется государственный бюджет.
Рассмотреть основы финансовой политики
Ответить на вопрос: почему образуется бюджетный дефицит и государственный долг?

Содержание

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………5
1.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства………………………………………………5
1.2 Налогообложение как главный фактор формирования государственного бюджета……………………………………….15
ГЛАВА 2. ФИНАНСЛВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА………..24
2.1 Бюджетный дефицит и государственный долг …………...24
2.2 Основы финансовой политики государства. ……………...29
2.2.1. Виды финансовой политики…………………………32
2.2.2. Кейсианский подход………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...39

Работа содержит 1 файл

Основной текст курсовой.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и  неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие;
  2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
  4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

    Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

    Расходы  государственного бюджета – это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

    Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, а именно: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

     Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

     Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств, предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
  2. Соблюдение режима экономии. Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств.
  3. Безвозвратность государственных расходов.

    Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

    Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития. Для  выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

    Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

  1. По роли в общественном производстве;
  2. Общественному назначению;
  3. Отраслям производства;
  4. Целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:                               

  • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  • Расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

    С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

    В соответствии с общественным назначением все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

  • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

  • В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
  • В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

     Такое деление государственных расходов помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

     Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

    Одновременно  с экономической классификацией расходов бюджета используются и  другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).  

    1.2. Налогообложение как главный фактор формирования

    государственного  бюджета 

    Налог - это обязательный безвозмездный платеж, установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Характерными чертами налога как платежа являются:

  • обязательность; 
  • индивидуальная безвозмездность; 
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; 
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

    Налоги выполняют  следующие функции:

    Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  • регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении ”правил игры”, то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов и т.п.;
  • регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

    Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

    Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.

    С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

    Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

    Принципы  – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложения принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов их комплексный характер  и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить 3 такие системы:

    • Экономические принципы налогообложения;
    • Юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);
    • Организационные принципы налоговой системы.

     Кроме того, в рамках каждой из указанной  систем необходимо выделять как общие  принципы налогообложения, присущей всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения.

Информация о работе Основы бюджетной политики