Основные направления внешнеторговой политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
определить виды политики;
проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели
1.2 Виды внешнеторговой политики
1.2.1 Свободная торговля
1.2.2 Протекционизм
Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики
2.1 Таможенные тарифы
2.2 Ставка пошлины
2.3 Направление действия пошлин
2.4 Экономический характер
2.5 Нетарифные барьеры
Глава 3. Внешнеторговая политики России
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
3.2 Внешнеторговый оборот России
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Основные направления внешнеторговой политики России(данные).docx

— 100.93 Кб (Скачать)
 
 
 

[1] Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2003

[2] Воронин В. П., Кондакова Г. В., Подмолодина И. М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007

[3] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41

[4] Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С. 271

[5]  http://www.giac.ru  
 

Внешнеторговая  политика России.

3.1 Внешнеэкономические  связи России.

Одной из отличительных  особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие меж-дународных экономических отношений (МЭО). Происходит рас-ширение и углубление экономических отношений между стра-нами, группами стран, экономическими группировками, отдель-ными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестра-ивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернациона-лизации финансово-экономических связей, глобализации мирово-го хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении ре-гиональных международных структур.

Характерно, что  все эти процессы взаимодействия, сближе-ния, сотрудничества носят противоречивый, диалектический ха-рактер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяй-ства, открытости национальных экономик, углублению между-народного разделения труда.

Для преодоления  разрыва, отделяющего Россию от миро-вых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени пере-хода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление  стабильного политического режима.

2. Развитие и  совершенствование рыночного механизма  хо-зяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение и эффективное использование ино-странных инвестиций путем создания благоприятного инвести-ционного климата, соответственно требованиям открытой эко-номики с российской спецификой.

4. Проведение  активной внешнеторговой политики, сочетаю-щей экспертно ориентированность производства с импорта замещением.

5. Стимулирование  экономического развития по пути  научно-технического прогресса.

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом  спе-цифических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе междуна-родных экономических отношений.

К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую  базу.

2. Высокую степень  обеспеченности сырьем и энергоресурса-ми, их относительную дешевизну.

3. Высокий кадровый  потенциал, в особенности в  сфере точ-ных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов.

4. Достаточно  высокий показатель «индекса  человеческого развития». Он учитывает  ВВП на душу населения, ожидаемую  продолжительность жизни и уровень  образования.

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который  может быть нанесен российской экономике  в результате действия факторов мировой  хозяйственной конъюнктуры, междуна-родной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

3.2 Единство регулирования. 

В целях регулирования  операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего  рынка РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и  экспортные таможенные пошлины. Экспорт  из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных  обязательств РФ с учетом состояния  на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего  рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта  принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения  экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни  и здоровья людей, охрану животного  и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного  наследия народов РФ;

защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности  на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых  природных ресурсов, если меры, связанные  с этим, проводятся одновременно с  ограничениями соответствующего внутреннего  производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности РФ;

защиту внешнего финансового положения и поддержание  платежного баланса РФ;

выполнение международных  обязательств РФ.

Возимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим  стандартам и требованиям, установленным  в РФ.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

не соответствуют  вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;

не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;

запрещены к  использованию как опасные потребительские  товары;

имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или  уничтожены на основании акта, составленного  независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в отношении  вооружений, военной техники и  товаров двойного назначения, а также  соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного  контроля.

Вывоз указанных  выше товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные  виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная  монополия. Перечни таких товаров  определяются федеральными законами.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом  исполнительной власти исключительно  унитарным предприятиям, которые  обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и  добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов  внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная  экономическая зона.

Приграничная  торговля осуществляется между российскими  лицами, имеющими постоянное место  нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей  приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также  товаров, предназначенных для потребления  в пределах существующей приграничной территории.

3.2.(а)  регулирование экспорта.

Экспорт - вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Государственное регулирование экспорта и основные направления  государственной  поддержки экспорта промышленной продукции.

Стимулирование  экспорта является в  современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в  последние годы, развивающихся  стран, в которых  создана развитая система государственной  поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования  доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием  благоприятного макроэкономического  климата для экспортеров  широко используются специальные меры для развития экспортного  производства и расширения экспорта.

В целях обеспечения  конкурентных преимуществ, поддержки  и защиты интересов отечественных  экспортеров на внешнем рынке, роста  экономического потенциала и повышения  доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского  экспорта разработана система мер  государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая  использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Среди мер государственной  поддержки экспорта промышленной продукции  особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития  России) является федеральным органом  исполнительной власти, ответственным  за выработку политики в вопросах содействия экспорту.

Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее - Департамент) осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.

В этой связи Департамент:

Обеспечивает  координацию взаимодействия российских участников ВЭД с аппаратом торговых представителей Российской Федерации  за рубежом в части содействия в продвижении продукции, услуг  и технологий российских производителей и разработчиков.

Осуществляет  содействие аппарату торговых представителей Российской Федерации за рубежом  в поиске потенциальных российских партнеров для зарубежных предприятий, обращающихся за содействием в налаживании  сотрудничества с российскими деловыми кругами.

По запросам российских участников ВЭД совместно  с аппаратом торговых представителей за рубежом подготавливает аналитическую  информацию об иностранных компаниях, с учетом практики торгово-экономических отношений этих компаний с российскими организациями.

Осуществляет  подготовку комфортных писем, вербальных и личных нот по запросам заинтересованных российских экспортно-ориентированных  компаний, участвующих в международных  тендерах и конкурсах за рубежом, поставляющих продукцию или оказывающих  услуги для иностранных покупателей.

Содействует в  создании информационных баз с целью  систематизации предложений экспортно-ориентированной  продукции отечественных производителей, спроса на продукцию отечественных  производителей за рубежом.

Информация о работе Основные направления внешнеторговой политики России