Основные направления внешнеторговой политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
определить виды политики;
проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели
1.2 Виды внешнеторговой политики
1.2.1 Свободная торговля
1.2.2 Протекционизм
Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики
2.1 Таможенные тарифы
2.2 Ставка пошлины
2.3 Направление действия пошлин
2.4 Экономический характер
2.5 Нетарифные барьеры
Глава 3. Внешнеторговая политики России
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
3.2 Внешнеторговый оборот России
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Основные направления внешнеторговой политики России(данные).docx

— 100.93 Кб (Скачать)

Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой  разрешается беспрепятственный  ввоз или вывоз товара, включенного  в соответствующий список, в течение  определенного периода;

б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой  разрешается импорт либо экспорт  определенного товара с указанием  его количества, стоимости, страны происхождения  или назначения, а в ряде случаев  и таможенного пункта, через который  должен быть осуществлен экспорт  или импорт.

Политика той  или иной страны в области ценообразования  может быть направлена на поддержание  внутренних цен на относительно высоком  уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями  мирового рынка, например на поддержание  определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины  в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют  компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор - функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты - это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете - к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта. Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.

К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах  принято, что налоги должны применяться  так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, г. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может  устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом "обхода" являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

Могут применяться  и иные нетарифные ограничения внешней  торговли, например государственная  монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается  спрос на импортное сырье и  др.

Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые  государством экспортеру в трех формах:

выплата некоторой  суммы в определенной пропорции  к экспорту;

возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой  ценами, если первая выше;

финансирование  государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних  рынков, рекламу, транспорт и т.д.:

косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных  льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:

налоговые льготы (государство может предоставлять  различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые  затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное  сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого  сырья);

государственное кредитование (государство может  предоставлять кредиты экспортерам  на льготных условиях по процентам  и срокам, кредиты заграничным  государствам для закупки товаров  на отечественном рынке, а также  осуществлять государственное страхование  экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность  принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам  предоставляются косвенные субсидии.

Субсидии являются таким же существенным элементом  протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются  для защиты отечественной продукции  на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем  секторе экономики, то экспортные субсидии - на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих  с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость  выпуска экспортной продукции превышает  доход от экспортных продаж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле. 

Глава 3. Внешнеторговая политики России

3.1 Тенденции и факторы  развития внешнеторговой  политика России

Одна тенденция - мировая экономика становится все  более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного  и экономического пространства, где  свободно распространяются идеи и передвигаются  их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности  для оперативного управления огромными  финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему  миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы: [3]

масштаб - рост объемов  производства, концентрации и централизации  капитала и как следствие появление  организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого  мирового рынка;

организационно-технологический - качественно новый уровень средств  транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров  и услуг, ресурсов и идей с приложением  их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение  средств делового общения, ускорение  обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения  производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном  уровне;

научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

политический - выражающийся в ослаблении жесткости  государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров  и услуг, капиталов, а также в  усилении "политического единства" мира после крушения СССР. [4]

Все эти тенденции  проявляются в развитии внешней  торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий  для свободного перемещения товаров  и услуг.

Во-вторых, нарастают  процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических  блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской  группы.

В-третьих, усиливаются  интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство  экспертов понимают процесс возникновения  и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит  от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю  экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные  нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и  культурно-информационного поля.

3.2 Внешнеторговый оборот  России

В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило  в условиях сохранения благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения  платежеспособного внутреннего  спроса, отмечается в мониторинге  социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

Внешнеторговый  оборот России, по оценке Минэкономразвития  России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

Значительное  превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота  существенно замедлились в связи  со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в  январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло  за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта  машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий  и обуви, составляющих около 70% импорта  России из этой страны. С Японией  и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и  изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных  товаров, машин и оборудования.

Информация о работе Основные направления внешнеторговой политики России