Основные направления внешнеторговой политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
определить виды политики;
проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели
1.2 Виды внешнеторговой политики
1.2.1 Свободная торговля
1.2.2 Протекционизм
Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики
2.1 Таможенные тарифы
2.2 Ставка пошлины
2.3 Направление действия пошлин
2.4 Экономический характер
2.5 Нетарифные барьеры
Глава 3. Внешнеторговая политики России
3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России
3.2 Внешнеторговый оборот России
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Основные направления внешнеторговой политики России(данные).docx

— 100.93 Кб (Скачать)

Выделяют несколько  форм протекционизма:

селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:

1. Экономический  выигрыш для отрасли или фирмы  в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных  рабочих мест.

2. Направления  и объемы изменения бюджета  государства при применении конкретного  метода внешнеторговой политики.

3. Изменение  внутренних цен или потребления  товара в стране, где применяется  данная мера.

4. Изменение  структуры рынка данного товара  и конкуренции на нем.

5. Способствует  ли данная мера структурной  перестройке отрасли и выведению  ее на конкурентоспособный уровень  или консервирует ее технологическую  отсталость.

6. Как влияет  на смежные отрасли производства.

7. Какова может  быть реакция другой страны  на данную меру.

8. Соответствует  ли данная мера обязательствам  страны перед партнерами по  многосторонним и двусторонним  соглашениям.

В МТ принято  считать, что идет постоянный процесс  ослабления протекционизма - либерализация  торговли.

Протекционизм может быть агрессивным, если его  применяют более развитые государства  по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может  быть прогрессивным, если его применяют  менее развитые государства по отношению  к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна сама формирует концепции и стратегии  развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и  экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование  внешнеторговой деятельности, включая  финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В рамках международно-экономических  отношении на внешнеторговую политику влияют:

геополитические и экономические изменения в  динамике и структуре мирового хозяйства;

колебания валютных курсов, особенно по отношению к  мировым валютам доллару и  евро;

различия в  уровне жизни стран, особенно приграничных;

миграция населения  и кризисы в МЭ:

циклические,

структурные,

финансовые.

Внешнеторговая  политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом. 

Глава 2. Регулирование  внешнеторговой политики

2.1 Таможенные тарифы

Классическим  и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

[2]Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

Таможенная  пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенные пошлины  классифицируются по следующим направлениям. (Приложение 1)

По  направлению движения товара пошлины бывают:

импортные - наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и политических целей.

экспортные - препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях.

транзитные - применяются очень редко.

По  способу установления пошлины бывают:

адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара. Оценка стоимости импортных товаров производится в соответствии с Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%).

специфические - устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;

комбинированные (смешанные) - устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.

2.2 Ставка пошлины

Каждое государство  автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые  занимают первую колонку таможенного  тарифа, на основании законодательных  актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними  договорами устанавливаются минимальные  ставки таможенных пошлин, которые  занимают вторую колонку таможенного  тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

2.3 Направление действия  пошлин

Преференциальные  пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Дискриминационные пошлины. Их уровень выше ставок первой колонки. Среди них моно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые пошлины.

Ответные  пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин и устанавливаются с целью противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

Согласно положениям ГАТТ/ВТО демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Нмальная стоимость - это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения.

2.4 Экономический характер

В зависимости  от экономических целей и результатов  выделяются фискальные, протекционистские  и экспансионистские пошлины

Фискальные  пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в Европе). Они не могут расти безгранично, т.к доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Поэтому, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные  пошлины при установлении монопольных  цен на внутреннем рынке могут  иметь экспансионистский характер, т.к они способствуют демпингу и экспорту капитала.

2.5 Нетарифные барьеры  

Нетарифные  барьеры подразделяются на 3 группы:

Меры, направленные на прямое ограничение импорта с  целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные  сборы, импортные депозиты, а также  антидемпинговые и компенсационные  пошлины и др.;

Меры административного  характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические  и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.; (Приложение 2)

Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие, которых зачастую приводит именно к этому результату.

Существует также  распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:

Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

Меры  контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

Финансовые  меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли. (Приложение 3)

Количественное  регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Автоматическое  лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.

Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т. ч. качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Экспортные  квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Существуют квоты  глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.

Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. "Добровольность" в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о "добровольном" ограничении экспорта.

Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.

Информация о работе Основные направления внешнеторговой политики России