Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:38, контрольная работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
Введение
1. Основные экономические проблемы
1.1 Потребности и их классификация
1.2 Экономические ресурсы
1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики
1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике
Заключение
1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике
Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?
Во-первых, это правовая система.
Государство посредством
Вторым методом
В-третьих, государство в
своей экономической
В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.
Следующим инструментом государственного
регулирования является денежно-кредитный
механизм: воздействие на экономику
посредством изменения учетной ставки
процента, норм обязательных резервов
и операций на открытом рынке. Влияние
на экономику в данном случае, оказывается,
через деньги - своеобразную кровеносную
систему экономического организма. Такое
воздействие осуществляется, прежде всего,
в целях достижения стабильности цен,
поощрения инвестиций, антициклического
регулирования, стабилизации платежного
баланса и др.Необходимость форсирования
экономического роста создала также такой
специфический инструмент государственного
воздействия на экономику (на воспроизводственный
процесс), как ускоренная амортизация
оборудования, способствующая быстрому
обновлению техники и создающая дополнительный
спрос.В современной смешанной экономике
весьма распространены и успешно применяются
методы прогнозирования и индикативного
планирования, а также программирования
экономики. Они позволяют сконцентрировать
усилия частного бизнеса и государства
для реализации каких-либо значимых для
национальной экономики целей и выполнения
крупных программ (региональных, структурных,
научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических).
Планы и программы, как правило, имеют
долгосрочный характер, не являются директивными,
но обладают высокой степенью эффективности,
поскольку опираются на весь комплекс
мер стимулирующего характера, осуществляемый
государством.Особо следует отметить
специфические методы регулирования государством
внешнеэкономических связей (подробнее
см. гл. 18). Это и воздействие на валютный
курс, и платежный баланс (например, валютные
интервенции, операции с золотом, таможенная
политика), и международные договоры и
соглашения, касающиеся движения товаров,
капиталов, рабочей силы, валютных отношений,
международной интеграции.Приведенная
классификация инструментов вмешательства
государства в экономику, конечно, весьма
условна. Из отмеченных методов первые
два относятся преимущественно к прямым
административным способам, а остальные
- в основном к экономическим. Данный перечень,
естественно, неполон как в смысле широты,
так и глубины охвата данной проблемы.
В первом случае можно было бы отметить
и другие методы воздействия государства
- например, методы военной экономики,
а также способы, опосредуемые иными сферами
общественной жизни - через культуру, общественную
идеологию и психологию, религию и пр.
(известно, что влияя на общественное сознание,
государство может содействовать либо
пресекать нежелательные процессы и чисто
экономического характера - допустим,
подавлять инфляционные ожидания граждан).
Во втором случае речь идет о возможной
и необходимой конкретизации методов
регулирования. Частично этот пробел в
анализе восполнен в предыдущих главах,
но в более полной мере знакомство с такими
методами возможно уже только за пределами
учебного курса собственно экономической
теории - либо в других учебных дисциплинах,
либо с помощью специальных трудов научного,
методического и нормативного характера.В
заключение данного параграфа следует
отметить, что все методы как прямого,
так и косвенного воздействия фактически
интегрированы в рыночный механизм и являются
элементами сложнейшей системы смешанной
экономики и потому неизбежно взаимодействуют
друг с другом. При этом сама сложность
системы не позволяет в полной мере проследить
и учесть все существующие возможные прямые
и обратные связи. В силу этого методы
регулирования (так же, как и цели, о чем
сказано выше) в принципе могут противоречить
друг другу, что весьма часто и обнаруживается
на практике (например, несоответствие
между принятыми законами и их финансированием).
Заключение
Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.
Список литературы.
Основы экономической теории. Учеб. пособие / под ред. Камаева В. Д.
Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика, 1992.
Самуэльсон П. Экономика. - М. - 1992.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - Экономика. - М., 1992.
Рябикина А.А., Быкова Т.В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение. Учеб. Пособие. -Спб.: "Петербургская книга", 1997.
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филипова Т.Ю. Основы экономики. Учеб. Пособие. - Спб.: ИД "МиМ", 1998.
Вводный курс по экономической теории. Под ред. Журавлевой Г.П.. -М.: ИНФРА-М, 1997.
Курс экономической теории: учебное пособие/ под ред. А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. -Мн.: "Мисанта", 1997.
Экономическая теория. Задачи. Логические схемы. Методические материалы. Учебник для ВУЗов/ под ред. Проф. А.И. Добрынина, проф. Л.С. Тарасевича. -Спб: Питер, 1999.
Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. -М.: ЦИПКК АП, 1996.