Содержание:
Введение
1. Основные экономические
проблемы
1.1 Потребности и их
классификация
1.2 Экономические ресурсы
1.3 Необходимость и цели
государственного регулирования
экономики
1.4 Способы решения экономических
проблем в рыночной экономике
Заключение
Введение
Экономика как наука существует
уже почти две с половиной
тысячи лет, со времен проявления трудов
великих греков - Ксенофонта и Аристотеля,
посвященных проблемам хозяйства. Примерно
в это время в ряде регионов мира уже сложились
достаточно развитые товарно-денежные
отношения, поэтому появилась возможность
выявления и анализа закономерностей,
присущих рыночной экономике. И уже с тех
самых пор одним из основных вопросов
экономической теории признается вопрос
о сущности и происхождении ценности благ
и о рыночной цене как форме собственности.В
рыночной системе действуют специфические
стимулы и принципы хозяйствования, основанные
на свободе выбора профессиональной деятельности,
выбора ресурсов, технологий, свободе
выбора для каждого покупателя. Рыночная
система и выбор органически взаимосвязаны
друг с другом.Но рыночная система не способна
эффективным образом удовлетворять коллективные
или общественные потребности населения,
т.е. рынок не создает общественных товаров
и не может самостоятельно нейтрализовать
внешние эффекты. Общественные товары
- это товары, для которых характерны такие
признаки, как всеобщая доступность, неделимость
и равенство в потреблении, а также неисключаемость
из потребления.Такие общественные блага,
как национальная оборона, контроль за
загрязнением окружающей среды, борьба
с инфекционными заболеваниями, общее
водоснабжение, не могут быть отданы на
откуп конкурентному рынку, который не
в состоянии обеспечить их производство
в требуемых объемах. Расхождения между
частными и общественными интересами
вынуждают правительство заниматься обеспечением
общественных благ, возмещая затраты на
их производство нерыночным путем.
1. Основные экономические
проблемы
Основной проблемой экономики
являются:Что? Какие из возможных товаров
и услуг должны производить в данной экономической
системе и в определенный период времени.Как?
При какой комбинации производственных
ресурсов, с использовании какой технологии
должны быть произведены выбранные из
возможных вариантов товаров и услуг.Для
кого? Кто будет покупать выбранные товары
и услуги, оплачивать их, извлекая при
этом пользу.
1.1 Потребности и их
классификация
Потребности человека можно
определить как состояние неудовлетворенности,
или нужды, которое он стремится преодолеть.
Потребности человека не остаются неизменными
они развиваются по мере эволюции человеческой
цивилизации.Потребности так же можно
определить с точки зрения пессимиста
и оптимиста. Пессимист под экономическими
потребностями обычно подразумевает недостаток
чего-либо необходимого для человека,
фирмы, общества в целом (при этом речь
идет об обеспечении жизнедеятельности).
Оптимисты же определяют экономические
потребности как внутренние мотивы, побуждающие
к экономической деятельности.Классификация
потребностей отличается огромным разнообразием.
Потребности, подлежащие удовлетворению,
делятся на конечные (предметы потребления)
и промежуточные (средства производства).Конечные
потребности - это потребности самого
человека как биосоциального существа.
Их можно назвать еще личными потребностями.
В результате их удовлетворения воссоздается
сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные
потребности, получили название предметы
потребления. Это пища, одежда, жилье и
т.д. В результате потребления эти блага
потребляются и выходят из экономического
оборота.Промежуточные потребности только
опосредовано связаны с самим человеком.
Это потребности хозяйственных структур.
Их удовлетворение служит к созданию новых
благ. Поэтому такие потребности считают
производственными, а блага их удовлетворяющие
- средствами производства. В процессе
потребления этих благ они не уничтожаются,
а преобразуются и в дальнейшем служат
для удовлетворения других промежуточных
или конечных потребностей. Как правило,
блага, необходимые для удовлетворения
потребностей человека, в готовом виде
не существуют. Их необходимо создавать,
производить, использую при этом те ресурсы,
которыми люди обладают.Но экономистами
часто используется несколько другая
классификация. Согласно этой классификации
выделяют три вида потребностей:
- Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.
- Духовные потребности.
- Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.
Между возникающими потребностями
и степенью их удовлетворения существует
взаимосвязь. Удовлетворение потребностей
ведет к их возрастанию:
- Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.
- Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.
В своей совокупности все
потребности в практическом смысле
неутолимы или безграничны. Это
значит, что потребности полностью
удовлетворить невозможно. Это называется
закон возрастающих потребностей.
1.2 Экономические ресурс
Экономические ресурсы ограниченны,
или редки. Под экономическими ресурсами
подразумеваем все природные, людские
и произведенные человеком ресурсы,
которые используются для производства
товаров и услуг. Все это включает широкий
круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные
строения, всякого рода оборудование,
инструменты, машины, используемые в производстве
промышленных товаров и продуктов сельского
хозяйства; разнообразные средства транспорта
и связи; бесчисленные виды труда; наконец,
последнее - землю и всевозможные полезные
ископаемые. Экономисты подразделяют
их на материальные ресурсы - землю, или
сырьевые материалы, и капитал - и человеческие
ресурсы - труд и предпринимательская
способность.
Существует четыре категории
ресурсов:
- Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.
- Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.
- Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.
- Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:
1. берет на себя инициативу
по соединению ресурсов - земли,
капитала, труда в единый процесс
производства товаров и услуг.
Предприниматель является одновременно
движущей силой производства
и посредником, сводящим вместе
другие ресурсы для осуществления
процесса, который обещает оказаться
прибыльным делом.
2. Выполняет трудную задачу
принятия основных решений по
ведению бизнеса, то есть тех
нерутинных решений, которые и определяют
направление деятельности коммерческого
предприятия.Является новатором, тем,
кто вводит в обиход на коммерческой основе
новые продукты, новые производственные
технологии или новые формы организации
бизнеса.
3. Является человеком,
идущим на риск. Это следует
из внимательного изучения остальных
трех его функций. В капиталистической
системе прибыль предпринимателю не гарантирована.
Вознаграждение за утраченное им время,
усилия и способности могут оказаться
заманчивые прибыли или убытки, и в конце
концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель
рискует не только своим временем и деловой
репутацией, но и вложенными средствами
- своими или своих компаньонов либо акционеров.Поскольку
данные виды ресурсов - земля, труд, капитал
и предпринимательская способность - должны
соединиться, чтобы произвести товары
и услуги, мы называем эти ресурсы факторами
производства.Все экономические ресурсы,
или факторы производства, обладают одним
общим коренным свойством: они редки или
имеются в ограниченном количестве.
1.3 Необходимость и цели
государственного регулирования
экономики
Необходимость вмешательства
государства в экономику вытекает,
с одной стороны, из особенностей
функционирования самой рыночной системы,
неспособной справиться с решением
ряда важных проблем и ситуаций (провалы
рынка), с другой стороны, из усиления
целостности современных общественных
систем, требующей институционального
представления общих для всех
субъектов интересов. Последнее
оказывается особенно значимым в
условиях современной НТР, перехода
к постиндустриальной цивилизации
и резкого усиления интернационализации
экономической жизни.Каковы же конкретные
причины возможного вмешательства государства
в экономику?
В первую очередь следует
признать роль государства в сохранении
и поддержании самой рыночной
среды. Именно государство посредством
правового регулирования обеспечивает
установление и соблюдение "правил
игры" основных экономических агентов,
законодательно определяет и защищает
права собственников, содействует
сохранению конкурентных начал в
экономике, пресекает формы недобросовестной
конкуренции, регламентирует многие стороны
экономической деятельности и т.д.
Государство обеспечивает нормальное
функционирование денежной системы, что
особенно важно в условиях отказа
от золотого стандарта. Элементы принуждения,
которые неизбежно присутствуют
в правовом регулировании, на первый
взгляд, ограничивают свободу реализации
и первенство частных интересов,
которые обоснованно считаются
фундаментом рыночной экономики. На
самом же деле, принуждение оказывается
способом снижения трансакционных издержек
(Р. Коуз) - издержек ведения переговоров,
получения достоверной информации, издержек
рискованных действий частных структур,
которые были бы исключительно велики
при отсутствии государственного контроля
и гарантий. Такое принуждение осуществляется
государством в интересах всех основных
экономических субъектов и общества в
целом. Но, в свою очередь, если издержки
государственного управления оказываются
выше трансакционных издержек, это повод
для ухода государства из соответствующих
сфер.
Следующей важной причиной
вмешательства государства в
рыночную систему саморегуляции является
неизбежная для рынка тенденция к монополизации,
вытекающая из законов конкуренции, концентрации
и централизации капитала. Неоднозначность
последствий монополизации (с одной стороны,
рост цен, издержек, сокращение объемов
производства, нерациональное распределение
ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость
к НТП; с другой стороны, снижение затрат
за счет эффекта масштаба, заинтересованность
в научных исследованиях и финансовые
возможности проведения последних, способность
прорыва на мировые рынки) создает и весьма
противоречивое отношение государства
к оценке деятельности монополий. Это
находит выражение в различии национальных
антитрестовских законов: наиболее жесткое
отношение к монополиям в США, европейские
страны и Япония подходят к проблеме более
терпимо, во многом из-за необходимости
содействия национальным фирмам в их закреплении
на мировых рынках. Именно в той мере, в
какой монополия является разрушительной
для хозяйственной системы, она становится
объектом государственного воздействия
- через законодательное ограничение и
пресечение монопольной деятельности
(регулирование цен, раздел фирм), через
поощрение конкуренции, содействие созданию
новых предприятий, осуществление политики
открытой экономики.
Причиной участия государства
в экономической жизни общества
является также проблема внешних
эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами
в экономической теории понимаются ситуации,
когда издержки (или выгоды) рыночных частных
сделок падают на третьих лиц, не являющихся
непосредственными участниками этих сделок.
Классическими примерами таковых являются
многочисленные ситуации, связанные с
загрязнением окружающей среды (отрицательные
внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом
от роста уровня образования, здоровья,
культуры людей (положительные внешние
эффекты). С точки зрения теории микроэкономики
в случаях внешних эффектов наблюдается
неоправданное отклонение кривых спроса
и предложения соответствующих благ (и
точки равновесия) от необходимого положения.
При отрицательных внешних эффектах кривая
рыночного предложения, основываясь на
частных издержках фирм, не учитывает
часть издержек общества (потери третьих
лиц), в силу чего объем производства и
потребления благ завышается, цены занижаются
и, следовательно, наблюдается избыточное,
неоплаченное и неэффективное использование
части ресурсов. В случае положительных
экстерналий (при преобладании рыночных
отношений в сферах образования, здравоохранения,
культуры) ситуация обратная: наличие
неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный
спрос на товары и услуги, объем их производства
и потребления, а также цены оказываются
меньше необходимых обществу, ресурсы
в отрасли недопотребляются. Проблема
отрицательных экстерналий, как показывает
теория, могла бы быть решена чисто рыночным
путем (в случае нулевых трансакционных
издержек), но при одном важном условии
- точном выявлении всех прав собственности
на все ресурсы (в том числе на чистый воздух,
незагрязненную воду водоемов и проч.).
Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера:
при нулевых трансакционных издержках
и четком установлении прав собственности,
независимо от того, как эти права распределены
между экономическими субъектами, частные
и общественные издержки (учитывающие
упомянутые издержки "третьих лиц")
будут равны. Однако сложность как раз
и состоит в том, что либо нулевые трансакционные
издержки невозможны, либо сложно установить
и распределить права собственности. В
силу этого вмешательство государства
в такие ситуации оказывается неизбежным.
Оно осуществляется различными способами.
С помощью политики налогов, штрафов, прямых
запретов искусственно увеличиваются
издержки фирм, и смещается кривая отраслевого
предложения, тем самым отрицательные
эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются
в оптимальном направлении. Использование
дотаций, субсидий, бесплатного предоставления
товаров и услуг государством расширяет
использование ресурсов, производство
и потребление благ в отраслях с положительными
внешними эффектами. Таким образом, государство
и в этом случае "подправляет" рыночный
механизм, способствует росту эффективности
экономической системы, хотя следует признать,
что полностью устранить внешние эффекты
по ряду причин не удается.
Еще одной оправданной причиной
вмешательства государства в экономику
является необходимость производства
так называемых общественных благ. Общественными
благами в экономической теории называются
блага, обладающие следующими основными
свойствами: неисключаемостью - блага
не могут быть предоставлены одному лицу
так, чтобы не предоставить их в распоряжение
других людей, неконкурентностью - будучи
предоставлены одному лицу могут быть
предоставлены другим без дополнительных
издержек. Производство и предложение
таких благ частными фирмами оказывается
невыгодным, если вообще возможным: большинство
людей будет пользоваться такими благами
бесплатно, возникнет проблема "зайцев".
К "чистым" общественным
благам, для которых в полной мере
применимы указанные свойства, можно
отнести национальную оборону, услуги
маяков, уличное освещение и др.
Некоторые блага характеризуются
частичным отсутствием свойств
исключения и конкурентности - это "квазиобщественные"
блага: охрана общественного порядка,
общественные парки, дороги и проч. Иногда
к таким благам относят также образование,
медицину, отрасли культуры, хотя это скорее
частные блага с высокими положительными
внешними эффектами. Общественные блага
в силу их свойств производятся либо государством,
либо фирмами-подрядчиками государства
и предоставляются в пользование бесплатно,
финансируются за счет средств госбюджета.
Но при этом весьма сложной проблемой
является определение объемов производства
благ и соответствующих затрат ресурсов,
традиционный рыночный механизм выявления
равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.Требует
участия государства также проблема распределения
доходов. Рыночный механизм, как известно,
очень жесток и не способен, да и не должен
решать вопросы социальной справедливости,
гарантировать определенный стандарт
благосостояния в соответствии с требованиями
современного демократического общества.
Государство корректирует данную ситуацию
с помощью инструментов фискальной политики:
налогов, трансфертов и др.Все указанные
факторы вмешательства государства в
экономику относятся скорее к микроэкономике,
так как характеризуют проблемы отдельных
рынков. Но существуют и собственно макроэкономические
ситуации, требующие государственного
регулирования. Причем в отношении последних
противоречивых суждений значительно
больше, чем в отношении микроэкономических.
Эти проблемы могут быть интерпретированы
как проявления нестабильности экономики.Во-первых,
это касается инфляционных процессов,
обладающих, как известно, весьма разрушительным
действием на хозяйственные системы. Как
показывает практика развитых и развивающихся
стран, высоким антиинфляционным действием
обладают денежно-кредитная политика
(ограничение денежной массы), фискальная
политика (сокращение дефицита государственного
бюджета), структурная политика, антимонопольная
политика и др. Борьба с инфляцией оказывается
часто важнейшей задачей стабилизации,
без которой дальнейшее развитие экономики
немыслимо. Такая стабилизация иногда
дается очень дорого, сопровождаясь большим
или меньшим экономическим спадом, ростом
безработицы и другими неблагоприятными
последствиями.Требует государственного
вмешательства и существование безработицы.
Высокий ее уровень, превышающий естественную
норму, недопустим в хозяйственной системе
как по чисто экономическим причинам (потери
ВНП), так и по социально-политическим:
низкие доходы, малообеспеченность, высокая
заболеваемость и смертность, общественная
конфликтность; наконец, это нарушение
определенных демократических прав и
свобод. Политика приведения безработицы
к ее естественному уровню и поддержания
последнего также сопряжена с многими
проблемами: возможным дефицитом госбюджета,
инфляцией, так как требует стимулирования
производства, выплаты социальных пособий,
затрат на создание и эффективную работу
служб занятости и т.д.Усиление интернационализации
экономики порождает еще одну макроэкономическую
заботу государства - равновесие платежного
баланса страны. Как будет показано в следующей
главе, несбалансированность внешнеэкономических
связей (прежде всего дефицит платежного
баланса) может создавать много неблагоприятных
ситуаций, ухудшать состояние национальной
экономики, усиливать ее зависимость от
внешнего мира, требовать сложных и болезненных
макроэкономических корректировок. Поэтому
государство проводит ту или иную политику
по кратко - и долгосрочному балансированию
платежей страны, прибегая в ряде случаев
к экстренным мерам внешнеэкономической
политики Необходимость стимулирования
экономического роста как основы общественного
прогресса - еще одна возможная причина
государственного регулирования экономики.
Рыночная система, как показывает история,
достаточно часто дает сбои в этом вопросе.
Политика экономического роста, осуществляемая
правительствами, включает в себя, в частности,
содействие структурной перестройке экономики,
научно-техническому прогрессу, реализации
инвестиционных государственных программ,
антициклическое регулирование. Она требует
грамотной денежно-кредитной и фискальной
политики, но весьма часто сопряжена с
неблагоприятными последствиями, такими
как инфляция, структурная безработица,
дефицит платежного баланса, особенно
в краткосрочном периоде.В настоящей главе
нет необходимости подробно останавливаться
на способах решения государством тех
или иных макроэкономических проблем
-они достаточно подробно освещены выше,
в других главах. Обратим внимание на другое
- названные причины макроэкономического
регулирования фактически задают возможные
цели такового, и эти цели могут быть не
только взаимодополняющими, но и противоречивыми.
Достижение одной цели, как правило, и
это уже показано, сопровождается ухудшением
состояния экономики в каком-либо ином
направлении, например, при стремлении
обеспечить полную занятость может вырасти
инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией
потребует как минимум на некоторое время
забыть об экономическом росте и т.д. Такое
своеобразное положение дел получило
в экономической литературе весьма точное
название - магический четырехугольник.
"Углами" этого четырехугольника
и являются такие цели как: стабильность
цен, эффективная полная занятость населения,
равновесие платежного баланса и обеспечение
экономического роста. Все это, безусловно,
усложняет эффективное регулирование
государством экономики, так как требует
выделения приоритетных целей и определенных
жертв. Хорошо, если реально страна находится
перед необходимостью решения только
одной задачи, допустим, устранения высокой
инфляции или дефицита платежного баланса,
тогда потери могут быть незначительны.
Другое дело, если все проблемы магического
четырехугольника "наваливаются"
одновременно и весьма сильно: и экономически,
и политически решать их оказывается чрезвычайно
сложно, так как выбор приоритетов может
быть крайне болезненным для общества
и ведет к обострению социально-экономической
ситуации. Именно такое положение вещей
весьма характерно для стран с переходной
экономикой и многих развивающихся государств.Рассмотренные
причины вмешательства государства в
экономику, как уже было отмечено, одновременно
определяют и его основные цели: сохранение
конкурентной среды, стабильность цен,
экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно,
можно уточнять, строя своеобразное дерево
целей, выявлять характер связей внутри
этой системы. Следует также выделить
и конечную цель государственного регулирования
- содействие повышению эффективности
социально-экономической системы и росту
благосостояния граждан. Конкретные цели
регулирования для той или иной страны
в тот или иной период времени определяются
уже исходя из анализа существующего положения
в экономике и с учетом ряда неэкономических
факторов, прежде всего политического
характера. Трудности такого анализа,
противоречия политических отношений,
разнообразие трактовок ряда проблем
различными экономическими школами делает
этот процесс чрезвычайно сложным. Но
это не может отменить необходимость вмешательства
в экономическую систему со стороны государства.
В результате такого взаимодействия рынка
и государства и формируется смешанная
экономика. В этой экономике принцип распределения
полномочий между двумя механизмами регулирования
может быть обозначен достаточно просто:
рынок - насколько возможно, государство
- насколько необходимо, но сама степень
такой необходимости трактуется весьма
различно.А теперь обратимся к методам
и механизмам участия государства в экономике,
значительная часть которых также была
рассмотрена в предыдущих главах. Наша
задача - систематизировать эти знания,
причем в основном безотносительно конкретных
целей регулирования, поскольку большинство
методов достаточно универсальны.