Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать организацию обслуживания посетителей предприятий общественного питания.
Задачи: описать общие правила обслуживания предприятий общественного питания, а так же в частности кафе; подробно изучить организацию обслуживания кафе «Пятница»; проанализировать работу этого кафе, предложить программу по совершенствованию данного предприятия; сделать выводы по проделанной работе.
Введение 3
1. Экономическая характеристика предприятия 4
2. Организация деятельности обслуживающего предприятия
2.1. Характеристика основных технологических процессов, способов обслуживания. 10
2.2. Организация и оплата труда 15
2.3. Характеристика поставщиков 23
2.4. Экономические показатели деятельности предприятия 25
3. Совершенствование организации деятельности обслуживающего предприятия
3.1. Совершенствование способов обслуживания 28
3.2. Расширение ассортимента собственной продукции31
Выводы и предложения 33
Список литературы 34
Приложение1 35
Приложение 2 36
По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что прибыль в 2010 году увеличилась на 38%, а розничный товарооборот на 34%. С увеличением розничного товарооборота увеличилась и сумма издержек обращения на 31%. При этом среднесписочная численность работников снизилась на 16,7%.
Процесс обслуживания общественного питания определяют как совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.
Качество услуг должно
удовлетворять установленным
В общественном питании выделяют
три формы организации
Сырье – это продукты, из которых производят кулинарную продукцию по схеме: обработка сырья – приготовление блюд – реализация. Полуфабрикаты – это продукты, прошедшие первичную обработку на заготовочных предприятиях и имеющие разную степень готовности. Готовая продукция – блюда и кулинарные изделия, готовые к реализации.
Выпускаемая предприятиями
общественного питания
Все производственные помещения
предприятий общественного
Основные условия правильной организации технологического процесса приготовления пищи: оптимальная площадь производственных помещений, их рациональное размещение и обеспечение производственных цехов необходимым оборудованием.
При создании необходимых условий для труда работников немалое значение имеет температурный режим в производственных помещениях. Так, в заготовочных цехах температура воздуха не должна превышать 16–18°С, в горячем цехе – 22–25°С. Специальные вентиляционные системы должны обеспечивать удаление перегретого воздуха, паров и отходящих газов. Для этого устанавливают вытяжную механическую и приточно-вытяжную вентиляцию. Производственные помещения должны быть оснащены холодной, горячей водой и канализацией. Вода подводится к ваннам, раковинам, а также к плитам, котлам и другому оборудованию. При устройстве канализации предусматривается быстрое удаление сточных вод. Ванны, раковины, умывальники снабжаются гидравлическими затворами, предупреждающими проникновение канализационных запахов.
Овощной цех: Здесь все овощи промывают, чистят и нарезают. Для нарезки используют овощерезки, нарезающие овощи соломкой, брусочками, ломтиками. Фигурная нарезка осуществляется ручным способом на разделочных досках при помощи ножей.
К работе на машинах могут допускаться лишь работники, знающие их устройство и прошедшие специальный инструктаж. Возле машин необходимо вывешивать правила работы и плакаты по технике безопасности. Работникам запрещается опускать руки в рабочие камеры картофелечисток и овощерезок. Пусковые устройства машины должны быть закрыты, а машины должны иметь исправное заземление. Тара для загрузки овощей в машину допускается емкостью не более 8–10 кг.
Мясо – рыбный цех: Здесь изготавливают полуфабрикаты. Обработка мяса и рыбы на предприятиях небольшой мощности с законченным циклом производства осуществляется в одном помещении, при обязательном соблюдении требований санитарного режима.
Горячий цех. Здесь завершается
технологический процесс
Холодный цех. Его предназначение – приготовление холодных блюд и закусок из мяса, рыбы, овощей и других продуктов, а также сладких блюд и бутербродов. При размещении холодного цеха должна быть предусмотрена его удобная связь с кухней, где производится тепловая обработка продуктов для холодного цеха, и с заготовочными цехами, откуда в холодный цех поступают продукты, реализуемые затем без тепловой обработки. Изделия холодного цеха отпускаются потребителям в столовой посуде, поэтому моечная находиться в непосредственной близости к холодному цеху.
Моечную кухонной посуды на всех предприятиях общественного питания располагают рядом с горячим цехом и камерой пищевых отходов. В помещении моечной должны быть подтоварники, на которых ставят посуду, поступившую для мытья, тара для отходов пищи, ванны с двумя отделениями, стеллажи с полками-решетками для сушки вымытой посуды, трап для стока воды.
Раздаточную располагают на производственной площади. Она удобно связана с кухней, буфетом, хлеборезкой, моечной столовой посуды, холодным цехом, имеет достаточную ширину для нормального движения с подносами.Отпуск продукции должен быть быстрым, определенного веса и температуры. Температура первых блюд и горячих напитков при отпуске не должна быть ниже 75°С, вторых – 65°С, соусов – 75°С, холодных и сладких блюд – 7–14°С, заказных (порционных) блюд – 80–90°С. На предприятиях, работающих по методу самообслуживания, температура первых и вторых блюд должна быть выше на 10°С.
Способ обслуживания: самообслуживание с последующей оплатой.Все зависит от организации работы предприятия. Однако, учитывая огромную значимость качества приема и обслуживания гостей для конечных результатов бизнеса, целесообразно выделять этот бизнес-процесс в самостоятельный. В этом случае, по сравнению с процессом «Продажи», существенно расширится круг действий, исполнителей и ответственных. Тогда и внимание к его протеканию будет совсем другое как у менеджеров, так и у исполнителей. Ведь даже повар, оформляющий блюдо и не имеющий непосредственного отношения к продажам, через свое искусство участвует в обеспечении качества обслуживания гостей. Аналогичное утверждение справедливо для уборщиков, охранников и ряда других сотрудников предприятия, труд которых, так или иначе, влияет на восприятие предприятия гостями, их отношение к нему в будущем.
Посетитель заходит в кафе и идет в уборную комнату для посетителей, где он может помыть руки, затем он идет к раздаче и берет разнос, и выбирает блюда, проходя к кассе, он расплачивается и идет к столику. После того как посетитель поел, за ним убирают грязную посуду и протирают стол.
Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, формируемой на основе объективной оценки вклада работника в результаты деятельности предприятия. Ее размер зависит от установленного минимума заработной платы, сложности труда и квалификации рабочей силы, спроса и предложения на рабочую силу, условий выполнения работы, результатов деятельности предприятия и т.д.
В статье 129 Трудового кодекса
РФ дается следующее определение
заработной платы. Заработная плата - вознаграждение
за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы,
а также выплаты
В условиях рыночной экономики
заработная плата рассматривается
как объем поступающих в
Таким образом, на предприятии
заработная плата выполняет две
роли: для работника она является
доходом, который он получает за свой
труд, для нанимателя - частью затрат
на производство продукции или услуг.
В этих условиях работник заинтересован
в увеличении своего дохода. Этого
можно достичь, более выгодно
продавая свою рабочую силу, а также
за счет приложений больших трудовых
усилий, что увеличивает величину
заработка. Наниматель со своей стороны
стремится к ее минимизации в
расчете на единицу продукции
или услуг. Последнее возможно при
обеспечении рациональной загрузки
работника в течение рабочего
времени за счет более эффективной
организации труда и
Так как отношения в области заработной платы затрагивают напрямую или косвенно интересы всех членов общества, то они регулируются государством, которое устанавливает законодательные основы отношения по заработной плате, совершенствует их, контролирует и гарантирует их соблюдение субъектами этих отношений на всех уровнях. Кроме того, государство, выступая в роли работодателя, само подчиняется действующему механизму регулирования заработной платы.
Государственное участие в области оплаты труда реализуется путем установления:
· минимального размера оплаты труда, ориентированного на прожиточный минимум;
· государственных норм и гарантий в оплате труда (за работу в сверхурочное время, праздничные и выходные дни, за время выполнения государственных обязанностей);
· условий определения части дохода предприятий, направляемых на оплату труда;
· межотраслевых соотношений в оплате труда;
· ограничения оплаты труда в натуральной форме;
· сроков и очередности
выплаты заработной платы; государственного
надзора и контроля за полной и
своевременной выплатой заработной
платы и реализацией
· условий и размеров оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях;
· минимальных размеров должностных
окладов руководителей
· уровня налогообложения
предприятий и доходов
Центральным моментом рыночной
модели организации заработной платы
является система коллективно-
1) межотраслевом (генеральное тарифное соглашение);
2) отраслевом;
3) региональном;
4) производственном (при
заключении коллективного
Задача предприятия в области организации заработной платы состоит в том, чтобы обеспечить для работников такой уровень оплаты труда, который бы объективно определялся требованиями воспроизводства рабочей силы, отражал уровень развития экономики страны и адекватные им общественные отношения и в то же время был увязан с конкретными показателями, количественно и качественно характеризующими трудовую деятельность работника или подразделения, в котором он работает, и определяется существующим уровнем техники, технологии и организации производства и труда. В то же время работодатель может удерживать часть заработной платы работника по различным причинам, предусмотренным ТК РФ и только в пределах размера, также установленного ТК РФ.
Вышеуказанный подход, позволяющий увязать заработную плату с качеством трудовой деятельности, к организации заработной платы предполагает большое разнообразие форм и систем оплаты, доплат и надбавок, поощрительных систем, учитывающих степень развития экономики стран, их традиции и национальные особенности, роль государства в регулировании отношений в этой сфере, степень организованности работодателей и работников, экономические результаты работы конкретного предприятия и др.
Заработная плата выполняет ряд функций, важнейшими из которых, по мнению большинства авторов, являются: