Вместе с тем, практика
применения данного Федерального закона
свидетельствует о необходимости
уточнения ряда его положений. В
него уже внесен ряд изменений
и дополнений (в 2008-2009 годы изменения
в Федеральный закон «О развитии
сельского хозяйства» были внесены
шестью федеральными законами), в настоящее
время такая работа продолжается.
Кроме того, необходима подготовка
проектов федеральных законов, направленных
на совершенствование земельного законодательства,
а также предусматривающих внесение
изменений в действующее законодательство
Российской Федерации в части, касающейся
законодательного обеспечения развития
отдельных отраслей АПК, развития технического
регулирования, совершенствования
контрольно-надзорных и разрешительных
функций и оптимизации предоставления
государственных услуг, оказываемых
федеральными органами исполнительной
власти, в сфере сельского хозяйства.
На современном этапе
развития АПК важнейшее значение
имеет осуществление его инновационного
развития - формирование условий для
создания производства конкурентоспособной
продукции на базе передовых достижений
науки, технологий и техники, повышение
доли такой продукции в структуре производства.
В связи с этим особая роль отводится аграрной
науке.
Аграрная наука обладает
значительным научным потенциалом
и имеет научно-технические разработки,
внедрение которых позволит перевести
агропромышленное производство на инновационный
путь развития. Однако всего 15% сельскохозяйственных
товаропроизводителей активно используют
инновации.
Основным звеном системы
внедрения результатов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ
должны стать специализированные инновационные
центры с замкнутым циклом – от
разработки инноваций до их промышленного
производства и вовлечения в хозяйственный
оборот.
К проблемам, сдерживающим разработку
и внедрение современных ресурсосберегающих
аграрных технологий, наряду с недостаточным
объемом финансирования и низкой
заработной платой ученых, относится
слабая материально-техническая база
научных организаций, которая перестала
отвечать современным требованиям.
Для исправления сложившейся
ситуации в аграрной науке необходимо
увеличить финансирование научно-исследовательских
работ, сформировать механизмы правовой
защиты и оценки эффективности результатов
научно-технической деятельности, стимулировать
использование новейших отечественных
разработок, в приоритетном порядке
развивать научно-технологические
работы в области нано- и биотехнологий
в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии,
хранения и переработки продукции, экологии,
энерго- и ресурсосбережении, использования
информационных технологий в сельском
хозяйстве и управлении продовольственными
рынками, которые определят конкурентоспособность
отрасли в долгосрочной перспективе и
обеспечат продовольственную безопасность
страны.
Экономическая ситуация на
селе остается сложной: В настоящее время
более 80% хозяйств всех видов собственности
в сельскохозяйственном секторе экономики
убыточны. Одной из главных причин такого
положения АПК является диспаритет цен
между сельскохозяйственной и промышленной
продукцией. Цены на промышленную продукцию
в годы реформ росли в 4—5 раз быстрее,
чем на сельскохозяйственную. АПК оказался
не в состоянии окупать затраты на производство,
из-за чего стал должником как федерального
бюджета, так и частных финансовых структур.
Идет процесс контрастного разделения:
сильные хозяйства становятся еще сильнее,
а слабые — все беднее. Снижается уровень
технической оснащенности агропроизводства,
из-за чего не используются значительные
площади плодородной пашни; недостаточен
уровень применения минеральных удобрений
и химических средств защиты растений.
В условиях рыночной экономики
основой государственной агропродовольственной
политики должно быть обеспечение стимулов
для эффективного производства сельскохозяйственной
продукции. Поэтому основными целями
на нынешнем этапе следует считать
создание условий:
- во-первых, для повышения
конкурентоспособности отечественной
продукции агропромышленного комплекса
и рыболовства на внутреннем
и внешнем рынках, обеспечения
населения страны качественными
продовольственными товарами;
- во-вторых, для устойчивого
развития сельских территорий, обеспечения
занятости, улучшения жизненного
уровня сельского населения;
- в-третьих, для сохранения
и воспроизводства, используемых сельским
хозяйством и рыболовством природных
ресурсов.
Стабилизация и дальнейшее
развитие АПК невозможны без коренного
изменения социальной политики на селе.
В любой цивилизованной стране —
это исключительная прерогатива
государства. В России социальные проблемы
села придется решать особым образом,
но в любом случае на основе государственной
федеральной программы, требующей
существенного перераспределения
бюджетных потоков. Вместе с тем,
достойный уровень жизни сельского
населения можно обеспечить только на
базе эффективного функционирования АПК
республики в экономическом пространстве
страны и рационального использования
имеющегося потенциала.
Главные условия динамичного
и эффективного развития АПК —
обеспечение пропорциональности и
сбалансированности всех его составляющих,
укрепление связей между сферами
комплекса. При отсутствии адекватной
рыночной инфраструктуры перерабатывающие
предприятия в большинстве случаев
использовали свое монопольное положение
для занижения закупочных и завышения
реализационных цен. В результате на
селе развернулось массовое строительство
мелких цехов по переработке мяса,
молока, семян масличных культур
и др. Строительство небольших
перерабатывающих мощностей потребовало
от сельских товаропроизводителей значительных
капиталовложений, а отсутствие возможностей
комплексной переработки приводило
к неоправданным потерям сырья.
Перерабатывающие предприятия теряли
сырьевые зоны и не загружали свои
производственные мощности, коэффициент
использования которых колеблется
от 20 до 35%. Это вызвало удорожание
переработки сырья, снижение конкурентоспособности
производимых продовольственных товаров
и, как следствие, привело к засилью
импортной продукции на рынках.
Важный фактор эффективного
развития АПК — интеграция между
сельским хозяйством и переработкой,
что создает благоприятные условия для
согласованной экономической и научно-технической
политики добровольно в нее входящих,
но юридически самостоятельных предприятий.
Преимущество крупного предприятия проявляется
в более низкой себестоимости продукции,
высокой экологической безопасности,
глубокой комплексной переработке, минимальной
потере сырья и устойчивом высоком качестве
продукции. А малые предприятия находят
свое место там, откуда трудно поставлять
скоропортящуюся продукцию.
Побудительным мотивом для
объединительных процессов в
экономике служит эффект, достигаемый
за счет расширения масштабов производства,
соединения разрозненных звеньев единого
технологического процесса. В результате
возникает мотивация к организации единого
управления всеми стадиями производства
хозяйствующих субъектов, участвующих
в совместном процессе. Разумная кооперация
и интеграция открывают дополнительные
источники роста производительности труда,
возможностей сбыта, и, таким образом,
помогают более эффективно осуществлять
совместный производственный процесс
по выпуску различных видов готовой продукции.
Резкое падение покупательной способности
сельхозтоваропроизводителей диктует
необходимость реформирования инженерной
сферы АПК.
Устойчивый рост АПК невозможен
без совершенствования отношений
на внутреннем и внешнем агропродовольственных
рынках, без развития инфраструктуры.
Следует подчеркнуть, что
российский агропродовольственный
сектор имеет огромные потенциальные
возможности и большие перспективы.
Располагая 9% мировых сельхозугодий
(правда, не самых лучших) и 2,5% населения
Земли, Россия может не только обеспечить
себя качественной агропродукцией, но
и поставлять ее на мировой рынок.
Конечно, для этого нужны другие
экономические условия, использование
достижений научно-технического прогресса,
хорошо подготовленные кадры. На современном
этапе за счет инновационного развития
обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной
продукции. Поэтому комплексные
меры по восстановлению и росту агропромышленного
производства должны на деле улучшить
положение российского крестьянства,
определить по справедливости его место
в экономике страны, обеспечить продовольственную
безопасность и достаточный уровень
питания всех слоев населения
России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агропромышленный комплекс,
являясь составной частью экономики
страны, подчиняется общим законам
экономического развития и в то же
время отличается специфическими чертами,
обусловленными высокой социальной
значимостью производимой продукции.
Трансформация аграрного
сектора экономики, проведенная
без глубокого научного обоснования
и в достаточно сжатый период, обусловила
возникновение ряда проблем перманентного
характера, как на макро -, так и на микроуровне
функционирования АПК.
Помимо общеэкономических
проблем (нестабильность в финансовом
отношении, отсутствие законодательных
гарантий в различных областях деятельности
и т.п.), агропромышленному комплексу
страны присущи особые, специфические
проблемы, обусловленные несовершенством
производственно-экономических отношений
в агропродовольственной сфере.
В настоящее время, несмотря
на отдельные признаки стабилизации,
в целом агропромышленный комплекс
России находится в состоянии
глубокого системного кризиса, обусловленного
накопленными проблемами его функционирования
в дореформенный период: наличием
структурных диспропорций между
различными сферами и отраслями
агропромышленного производства, нарушением
координационных связей между хозяйствующими
субъектами, дисбалансом между всеми
продуктовыми сегментами, высокой степенью
физического и морального износа
основных фондов, нерациональной специализацией
сельскохозяйственного производства
(территориальной, продуктовой и
технологической), недостаточным использованием
в производстве достижений аграрной
науки, наличием системы активной статистической
дезинформации и др. Указанные
проблемы обусловили объективную необходимость
реформирования аграрного сектора
в целях повышения эффективности
его функционирования. В качестве
наиболее значимых выделялись проблемы
модификации производственно-экономических
отношений между экономическими субъектами,
создания новых, более совершенных производственных
единиц, изменения земельных отношений,
формирования специализированной системы
кредитования для АПК, правовой регламентации.
Сельскохозяйственное производство
предприятий всех форм собственности
и хозяйствования будет развиваться
успешно, если исполнительная и законодательная
власть на федеральном и региональном
уровнях приложит свои усилия на решение
следующих неотложных задач:
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению;
- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;
- создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;
- изменение демографической ситуации, принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села;
- повышение уровня квалификации кадров на селе
Решение этих задач обеспечит
устойчивое развитие производства в
агропромышленном комплексе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Амосов, А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2008 года/ А. Амосов.- Экономист, 2007.- № 12.
- Абалкин, Л. Аграрная трагедия России /Л. Абалкин.- Вопросы экономики.- 2009. - N 9. - 4-14 с.
- Булатов, А. О выживании агропромышленного комплекса / А. О. Булатов.- Российский экономический журнал, 2007. - N 5-6. - 69-75 с.
- Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник для вузов / Г. П. Журавлева, В. В. Громыко, М. И. Забелина; под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2008. – 934 с.
- Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
- Петриков, А. Задачи развития в аграрном секторе / А. Петриков // Экономист. - 2010 .- № 3 – C.3-5.
- Скрынник, Е. О реализации государственной программы развития сельского хозяйства в 2008 году и предварительных данных за 2009 год / Е. Скрынник // Экономист. - 2009 .- № 12 – C.17-31.
- Тарасевич Л.С, Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.:Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011.541с.
- Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист, 2007,№10
- Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11
- Ушачев, И. Научное обеспечение программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. / И. Ушачев.- Экономист. - 2008. - N 4. - 19-30 с.
- Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип развития / И. Ушачев.- Экономист. - 2007. - N 9. -18-25 с.
- Фигуровская, Н. Современное состояние сельского хозяйства требует результативных действий государства / Н. Фигуровская // Экономист. - 2009 .- № 8 – C.40-44.
- Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
- Основные показатели сельского хозяйства в России в 2009 году. Бюллетень. – М.: Росстат, 2010. – 23 с.
- Отчет о текущей ситуации в АПК в январе-декабре 2009 года // Федеральная служба государственной статистики: [http://www.gks.ru/]
- Институт экономики переходного периода (Россия)
http://www.iet. ru (дата обращения 03.05.2012)