Организационная структура АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие сущности состояния и развития агропромышленного комплекса страны.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса страны;
- охарактеризовать состояние агропромышленного комплекса страны в переходное время;
- наметить перспективы развития агропромышленного комплекса России.

Содержание

Введение 3
1. Место АПК в структуре экономики 6
2. Причины аграрного кризиса и условия его преодоления 13
3. Особенности регулирования АПК 22
Заключение 32
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая-АГП.docx

— 65.55 Кб (Скачать)

Таким образом, помимо сельского  хозяйства в АПК входят отрасли, которые либо поставляют ему средства производства и оказывают услуги, либо заготавливают, перерабатывают его  продукцию, производят готовые к  потреблению продукты питания и  непродовольственные товары из сельскохозяйственного  сырья и доводят их до потребителя.

По характеру произведенного конечного продукта агропромышленный комплекс можно подразделить на продовольственный  комплекс и комплекс непродовольственных  продуктов. В продовольственный  комплекс входят отрасли сельского  хозяйства и переработки, которые  поставляют населению продукты питания, а также предприятия, снабжающие средствами производства первые, занимающиеся заготовкой и транспортировкой продовольственных  товаров.

По отраслевому признаку в продовольственном комплексе  выделяют ряд продуктовых подкомплексов. Они представляют собой совокупность предприятий и организаций как  по производству сырья и получению  готовой продукции, так и обслуживающих  подкомплекс. В стране функционируют  такие продуктовые подкомплексы, как зерновой, свеклосахарный, картофелепродуктовый, плодоовощной, мясной, молочный, масложировой, рыбный и др. Продуктовые подкомплексы имеют свою специфику, и в то же время они тесно связаны между  собой, а иногда и взаимозависимы один от другого. Например, тесная взаимозависимость  наблюдается при производстве молока и мяса крупного рогатого скота, а  продукция этих отраслей входит в  два продуктовых подкомплекса: мясной и молочный. Наиболее крупными подкомплексами в России являются зернопродуктовый, мясной и молочный.

Совершенствование структуры  АПК должно быть направлено на обеспечение  сбалансированного развития его  сфер и отраслей с целью роста  производства конечной продукции. Для  примера и сравнения коротко  охарактеризуем агропромышленный комплекс США. АПК США ныне производит продукции  на сумму свыше 1,4 трлн. долларов. Причем сельскохозяйственная сфера в нем  не превышает 8%. Зато сфера переработки, хранения, транспортировки и реализации создает более 62% стоимости продукции. Потому-то из каждого доллара, который  потребитель платит за продукты, до фермера доходит менее 20 центов. Существует известный миф, что два  миллиона американских фермеров кормят страну. На фермах действительно трудится 2,6 млн. фермеров, членов их семей и наемных работников. Но в АПК их результативную работу и доведение продукта до прилавка обеспечивают еще около 21 млн. человек. В целом же в комплексе занято около пятой части всех трудящихся страны.

Современный уровень  научно-технического прогресса позволяет  одному человеку, непосредственно занимающемуся  сельскохозяйственным производством, производить продукцию для 60-70 человек. В России на одного среднегодового работника сельского хозяйства  приходится 15 жителей страны, это  следствие довольно низкой производительности труда в сельском хозяйстве, а  также недостаточного развития третьей  сферы и инфраструктуры АПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ПРИЧИНЫ АГРАРНОГО КРИЗИСА И УСЛОВИЯ ЕГО

                                             ПРЕОДОЛЕНИЯ

Переход от одной системы хозяйствования к другой требует относительно продолжительного времени, особенно если это касается сельского хозяйства. Такой переход должен включать, во-первых, подготовительный этап, во-вторых, период непосредственных преобразований. В течение подготовительного этапа закладываются правовые, экономические и организационные основы под будущее реформирование. В течение последующего периода происходят постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и укрепляются институты рыночной экономики, складывается новая система общественных отношений.

Безусловно, существенные изменения  в системе аграрных отношений, в структуре производства, особенно на первом этапе осуществления, обычно не проходят безболезненно для их общего состояния. Ломка их, как правило, вызывает некоторый спад производства. Поэтому оценку произошедших изменений следует давать не сразу после реализации преобразований, а некоторое время спустя.

Однако нынешний упадок производства и обращения в АПК следует связывать не только с объективно неизбежными последствиями реформирования и с недостатками прошлой аграрной политики. Нынешние кризисные явления в АПК в значительной мере оказались определены просчетами и ошибками реформ последних лет.

Аграрные преобразования 90-х годов были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической подготовки, при полном игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции реформирования, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противоречивости правовой базы и к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (Земельный кодекс, законы об аренде земли и др.), а недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях усилила стремление провести и ускорить эти изменения административным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян из колхозов и совхозов объяснялись не только противодействием руководства этих предприятий и местной администрации, но и недостаточностью материальной поддержки. Главная же причина заключалась в отсутствии у подавляющего большинства крестьян желания изменить ставший привычным уклад жизни, в исторически оправданном их консерватизме, в не учете тех, пусть и ограниченных, социальных льгот, которые им (крестьянам) предоставляли колхозы и совхозы и которых они бы лишились, выйдя из сельхозпредприятия.

Хотя попытки «протолкнуть»  реформирование сверху были в скором времени прекращены, они вызвали ухудшение экономической и социальной обстановки в деревне.

Среди других причин сложившегося неблагополучного положения в аграрном секторе необходимо отметить:

1) общую кризисную ситуацию в стране, что выразилось в значительном падении производства, поспешном и непоследовательном переходе к рыночным отношениям, инфляции, разрыве хозяйственных связей из-за распада СССР и сепаратизма отдельных регионов Российской Федерации. Например, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение до распада СССР представляло собой сложный и единый народнохозяйственный комплекс, состоящий примерно из 400 предприятий, 250 из которых находились вне территории России. Из других республик бывшего СССР поставлялось для сельхозмашиностроения 1455 наименований комплектующих агрегатов и узлов, большое количество стального, чугунного и цветного литья, горячих штамповок и т. д. То, что большинство этих предприятий оказались за пределами России, осложнило положение с производством сельскохозяйственной техники;

2) уменьшение инвестиций в сельское хозяйство и государственной поддержки аграрного сектора;

3) прекращение выполнения государством своих функций в области регулирования производства и рынка;

4) отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики;

5) усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;

6) усугубляющийся диспаритет цен;

7) односторонность аграрных преобразований, увлечение реорганизацией крупнотоварного производства, перераспределением земли и приватизацией;

8) слабую защиту отечественного товаропроизводителя, необоснованное стимулирование импорта многих видов продовольствия; недооценку роли науки при проведении реформ.

Условия преодоления аграрного кризиса:

Выход из кризисного состояния  аграрного сектора и всего агропромышленного комплекса страны требует разработки и реализации взаимоувязанной системы экономических, правовых и организационных мер. Аграрная политика должна быть, прежде всего, направлена на обеспечение следующих условий:

1) соблюдение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;

2) максимально возможный уровень инвестиций для использования достижений научно-технического прогресса;

3)   развитие кооперативных форм и связей;

4) эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

5) гибкое сочетание рыночных принципов с государственным регулированием и обеспечением их социальной направленности;

6) преодоление нарастающего движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

7) создание достаточных резервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия для обеспечения стабильности на продовольственном рынке и гарантирования снабжения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Государственное регулирование  в АПК должно осуществляться преимущественно экономическими методами и включать в себя защиту отечественного продовольственного рынка, аграрного сектора от монополизированных отраслей; сохранение и совершенствование функций государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходной экономики, содействие развитию рыночной инфраструктуры, поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и системы подготовки кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.

Переходный период в аграрной экономике требует особо рационального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на микро- и макроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

При этом должны быть приняты  во внимание специфические особенности аграрного сектора — сезонность производства, медленный оборот капитала, относительно высокий производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, а также с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

Активное воздействие  на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование-регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику, систему страхования и др.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будут в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.

В системе государственного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции.

В области ценовой политики должны действовать: принцип свободного ценообразования в сочетании с государственным регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирование цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом уровень земельного налога должен побуждать к эффективному использованию земли.

Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления в АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями на экономическое регулирование взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.

Государственное регулирование  АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление, имеющее в качестве одной из важнейших задач защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. Однако при решении этой проблемы, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо учитывать и другую сторону — потребителей, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.

Особой заботой государства  должна стать поддержка хозяйств населения (личные подсобные хозяйства, коллективное и индивидуальное садоводство граждан). Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда перед значительной частью населения стоит проблема выживания, когда производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1999 г. хозяйства населения произвели 92% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 59% мяса, в том числе 66% свинины и 75% баранины, 49% молока, 46% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.

Информация о работе Организационная структура АПК