Организационная структура АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие сущности состояния и развития агропромышленного комплекса страны.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса страны;
- охарактеризовать состояние агропромышленного комплекса страны в переходное время;
- наметить перспективы развития агропромышленного комплекса России.

Содержание

Введение 3
1. Место АПК в структуре экономики 6
2. Причины аграрного кризиса и условия его преодоления 13
3. Особенности регулирования АПК 22
Заключение 32
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая-АГП.docx

— 65.55 Кб (Скачать)

Важное значение приобретают  кооперация хозяйств населения, фермерских хозяйств в сфере снабжения и сбыта, в использовании сельскохозяйственной техники и т. д., развитие на селе кредитной кооперации.

В отношении крупных сельскохозяйственных предприятий необходимо проведение избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и при исключении практики необоснованного списания полученных ссуд.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы,  равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле.

Однако в России в использовании  земель наметились устойчивые негативные процессы. Усилились эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось состояние сенокосов и пастбищ. В этой связи государство обязано разработать эффективный механизм экономического и административного воздействия за нецелевое и неэффективное использование земель, предотвращения спекуляции землей и коррупции.

В аграрной политике важное место должно быть отведено развитию арендных отношений, лизингу, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между имеющимися земельными ресурсами, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования. Аренда способствует поддержанию высокого уровня использования сельскохозяйственных земель, интенсификации производства, если договоры аренды заключаются на длительные сроки и при относительно невысокой арендной плате.

Подчас при рассмотрении вопросов собственности на землю и ее аренды имеет место противопоставление их исходя из политических и идеологических соображений. Между тем вопрос о предпочтении той или иной формы землевладения должен решать сам землевладелец; важно, чтобы при этом ему была обеспечена свобода выбора.

Для того чтобы предотвратить  возможные негативные последствия расширения оборота земли, необходимо законодательное положение о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязующимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать и строго соблюдать право изъятия государством неиспользуемых сельхозугодий у их собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

В условиях спада сельскохозяйственного  производства и возрастающей в связи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие малого предпринимательства, как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния сельских семей. Более полному использованию местных ресурсов, возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помещений.

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

                      ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

От состояния агропромышленного  комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень  населения. В сельском хозяйстве  и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере  материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%. В сельской местности проживает 27% населения страны. Сельское хозяйство  является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы  услуг, обеспечивая занятость миллионов  трудоспособного населения.

Рассмотрим итоги функционирования агропромышленного комплекса в 2009 году и прогнозируемые на 2010 год.

По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2009 году, как и в  предыдущие годы, развитие АПК являлось одним из приоритетных направлений  социально-экономической политики государства. Реализация Государственной  программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы обеспечила рост производства ряда основных видов продукции сельского  хозяйства, осуществлялись мероприятия, направленные на социальное развитие села, в том числе на улучшение  жилищных условий, развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, а также мероприятия  по поддержанию почвенного плодородия и технической модернизации отрасли. На финансирование мероприятий Государственной  программы за счет средств федерального бюджета было выделено 165,1 млрд. рублей. Активное участие в реализации Государственной  программы принимают ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг».

В 2009 году объем производства продукции сельского хозяйства  в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2008 годом на 1,2%, в том  числе объем продукции животноводства вырос на 4,1%, растениеводства снизился на 1,4% .

С 1999 по 2009 год индекс производства продукции сельского хозяйства  России вырос на 55 % . В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года, растениеводства — примерно 130 %, животноводства — примерно 60 % .

По данным Росстата, в  хозяйствах всех категорий зерновые и зернобобовые культуры (включая  кукурузу) убраны с площади 42764,7 тыс. га (90,0% площади посева), валовой сбор зерновых и зернобобовых культур  в хозяйствах всех категорий в 2009 году составил 97 млн. тонн зерна в  весе после доработки. Это на 10,3% меньше уровня предыдущего года (на 11,143млн. тонн), но на 12,3% (на 10,6 млн. тонн) больше, чем в среднем за 2005-2008 годы. При этом урожайность зерновых с 1 га убранной площади составила 22,7 ц/га, (на 1,1 ц/га ниже уровня 2008 года).

В 2009 году уменьшился валовой  сбор основных технических культур (семян подсолнечника и сахарной свеклы), однако увеличились валовые  сборы картофеля и овощей, плодов и ягод: производство картофеля составило 31,1 млн. тонн, овощей— 13,4 млн. тонн, что  превышает уровень 2008 года соответственно на 7,9 % и 3,6 % при росте урожайности  картофеля на 4 ц/га. Рост урожайности овощей также составил 4 ц/га.

По оценке Минсельхоза  России, в 2009 году производство скота  и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 9,9 млн. т, что на 6,6 % больше, чем в 2008 году. Рост производства скота и  птицы в живом весе обеспечен  за счет продолжающегося наращивания  объемов производства свиней (на 8,7%) и мяса птицы (на 14,7%). Производство крупного рогатого скота при этом уменьшилось  на 2,0 процента. Однако тревогу вызывает ситуация в скотоводстве, продолжающееся сокращение поголовья крупного рогатого скота. В 2009 году поголовье коров  снизилось более чем на 100 тысяч  голов.

Молока в хозяйствах всех категорий в 2009 году произведено 32,6 млн. тонн, что на 0,7% больше, чем в 2008 году. Производство яиц во всех категориях хозяйств составило 39,4 млрд. штук, или на 3,4% больше уровня 2008 года.

По оперативным данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году в Российскую Федерацию ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 26579,5 млн. долл. США, или на 16,6 % меньше, чем за соответствующий период 2008 года, когда их было импортировано на 31863,0 млн. долл. США.

В товарной структуре импорта  доля продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  составила 18,4 %, увеличившись по сравнению  с соответствующим периодом 2008 года на 4,9 процентных пункта. Необходимо также  отметить, что принятые меры таможенно-тарифного  регулирования и рост отечественного производства позволили снизить  долю импортного мяса на российском мясном рынке с 31,7% в 2008 году до 28,8% в 2009 году, молока и молокопродуктов с 17,6%) в 2008 году до 16,6% в 2009 году.

Экспорт продовольственных  товаров и сельскохозяйственного сырья в отчетном году составил 9052,2 млн. долл. США, что на 7,3 % или 619,8 млн. долл. больше, чем за соответствующий период 2008 года.

Вместе с тем озабоченность  вызывает положение дел с материально-техническим  обеспечением сельского хозяйства. В 2009 году наблюдалось падение темпов приобретения машин и оборудования. Это было связано с недостаточной  платежеспособностью значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, с повышением цен на основные виды отечественной сельскохозяйственной техники. Имеется также ряд проблем  с обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой по лизингу, в том числе длительные и сложные  процедуры заключения лизинговых договоров, длительные сроки передачи техники  в лизинг, недостаточно активная работа операторов ОАО «Росагролизинг»  по передаче техники в лизинг.

По оценкам специалистов, общая потребность в финансовых средствах на 2010 год на приобретение запасных частей составляет 19,6 млрд. рублей. В настоящее время на региональных предприятиях ОАО «Росагроснаб» созданы фонды запасных частей и прочих ремонтно-эксплуатационных материалов для проведения ремонтных работ на сумму 1,5 млрд. рублей .

Финансовые проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей затрудняют приобретение ими минеральных удобрений, химических средств защиты растений, горюче-смазочных  материалов в необходимых объемах. При этом следует отметить, что  в сельском хозяйстве значительно  больше спад инвестиций, чем в среднем  по экономике страны, высока задолженность  сельскохозяйственных организаций, снизились  их прибыль и рентабельность по всей хозяйственной деятельности. Оплата труда в сельском хозяйстве в  два раза ниже по отношению к среднему размеру по всем видам деятельности. Высоким остается уровень безработицы  на селе.

Учитывая сложившуюся  ситуацию в сельском хозяйстве, достижение прогнозируемого на 2010 год роста  производства продукции сельского  хозяйства по сравнению с 2009 годом  в 102,1% требует осуществления соответствующих  мер государственной поддержки  отрасли и регулирования внутреннего  рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных  Государственной программой на 2010 год. В то же время в рамках оптимизации  расходов федерального бюджета в 2010 году сокращены объемы финансирования Государственной программы. На 2010 год  паспортом Государственной программы  объем ее финансирования за счет средств  федерального бюджета был определен  в размере 120,0 млрд. рублей, однако федеральным  бюджетом на реализацию Государственной  программы в 2010 году предусмотрено  только 107,6 млрд. рублей. При этом корректировка  целевых индикаторов реализации мероприятий Государственной программы  не производилась.

В 2010 году приоритетное значение имеет реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие молочного  и мясного скотоводства, птицеводства, первичной переработки молока и мяса, строительство и модернизацию сахарных заводов и элеваторов для хранения зерна, приобретения отечественной сельскохозяйственной техники.

Необходимо подчеркнуть, что Указом Президента Российской Федерации  от 30 января 2010 года № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Реализация положений, предусмотренных  указанной Доктриной, требует осуществления  дополнительных мер, направленных на обеспечение  продовольственной безопасности страны .

В 2009 году Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации был заключен контракт на создание трех космических аппаратов  для дистанционного зондирования Земли  с целью мониторинга сельскохозяйственных угодий на всей территории России. С  их помощью будут получены высокоточные данные о состоянии сельскохозяйственных земель, а также появится возможность  предсказывать засухи.

Министерство реализует  комплекс мероприятий, направленных на внедрение ресурсосберегающих почвозащитных  технологий возделывания сельскохозяйственных культур. В период до 2015 года значительная часть сельскохозяйственных предприятий  будет обеспечена оборудованием  для картографирования полей, определения  потребности в удобрениях и средствах  защиты сельскохозяйственных культур  от болезней, вредителей и сорняков с соответствующим программным  обеспечением.

Кроме этого Министерство реализует комплекс мер по внедрению  инновационных подходов к управлению АПК. Для этого создается Единая система государственного информационного  обеспечения, гарантирующая системный  обмен данными между федеральными, региональными властями и сельскохозяйственными  товаропроизводителями. Это позволит существенно повысить оперативность  принимаемых решений на всех уровнях.

Обеспечение развития агропромышленного  комплекса и его важнейшей составной части - сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий требует дальнейшего совершенствования соответствующей нормативной правовой базы.

К настоящему времени в  сфере аграрного законодательства принят ряд федеральных законов, направленных на регулирование аграрных отношений и имеющих важное значение для развития АПК, продовольственного обеспечения населения. Особое место  занимают федеральные законы о технических  регламентах на молоко и молочную продукцию, на масложировую, табачную, соковую продукцию. Ключевое значение в части законодательного регулирования  отрасли имеет Федеральный закон  «О развитии сельского хозяйства», который установил правовые основы реализации государственной социально-экономической  политики в сфере развития сельского  хозяйства.

Информация о работе Организационная структура АПК