Оптимальное налогообложение и налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных финансовых ресурсов государства являются налоги. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и общественное благосостояние. Это и обусловило выбор темы курсовой работы – оптимальное налогообложение и налоговая политика, которая представляется мне весьма актуальной, так как все важнейшие направления развития государства невозможны без установления грамотной и продуманной налоговой политики.

Содержание

I Теоретические аспекты налогового механизма
1.1 Понятие, виды и функции налогов, основные принципы построения налоговой системы
1.2 Сфера действия налога и проблемы, связанные с перемещением налогового бремени
1.3 Избыточное налоговое бремя и эффективность функционирования экономики
II Оптимальное налогообложение, эффективность и справедливость налоговой политики
2.1 Цели и ограничения налоговой политики. Правило и цены Рамсея
2.2 Концептуальные основы реформирования налоговой системы в Российской Федерации
2.3 Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы в России

Работа содержит 1 файл

Оптимальное налогообложение и налоговая политика 2010 год.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
 

    Как видно из представленной таблицы, наибольший вес в налоговых доходах бюджетной  системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%). Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 – до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.

     В настоящее время проблема налогообложения  является одной из главных проблем  не только для российской экономики, но и для экономики любого государства. «Оптимальное налогообложение является одним из ключевых элементов экономики общественного сектора. Теория оптимального налогообложения была достаточно успешно построена за прошедшее столетие и продолжает развиваться. Одним из способов проверки любой теории является ее применение к объяснению фактов, наблюдаемых в жизни»./7/

     Большинство отечественных и зарубежных исследователей считает, что существующая в настоящее  время налоговая система РФ не способствует стабилизации и экономическому развитию страны. Налогоплательщики считают налоговую нагрузку слишком тяжелой, а это ведет к снижению экономической активности, к ослаблению стимулов к хозяйственной деятельности, развитию практики нелегального ухода от налогов./14/

     «Состояние  налоговой системы в РФ ухудшается вследствие воздействия следующих  негативных факторов: существование крупного теневого сектора экономики в стране, что ограничивает способность власти собирать налоги; хроническая несбалансированность бюджета приводит к росту долгов страны, что, обуславливает быстрый рост налоговых неплатежей; ограниченная возможность государства собирать налоги сверх определенного уровня.

     Реформы налоговой системы России должны опираться не только на достоверные результаты анализа и прогнозов развития российской экономики, но и на передовой опыт экономически развитых стран в этой сфере. Налоговая реформа в Российской Федерации должна заключаться не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях. Одновременно реформа должна повысить уровень нейтральности российской налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей. Налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и так далее»./17/

     Переход к рыночным принципам функционирования экономики потребовал коренной перестройки  системы налогообложения в Российской Федерации. Это касается как налогов с организаций, так и налогов с физических лиц. Система налогообложения должна выполнять многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд – с другой./18/

     Президентом России в Послании Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2008-2010 годах уделяется особое внимание налогам, которые должны выступать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки для ускорения экономического роста./6/

     Минфином  России в докладе Правительству  Российской Федерации о результатах  и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы, отмечено: «…налоговая  система страны должна быть конкурентоспособная, предсказуемая и прозрачная, обеспечивающая налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в соответствии с прогнозируемыми показателями уровня цены на нефть и оптимальной налоговой нагрузки на экономику»./8/

     В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый 2011 и 2012 годов, представленных Минфином РФ рассматриваются два  варианта реформы налога на добавленную стоимость. Во-первых, введение единой ставки НДС в 12%. Во-вторых, снижение налога до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Как отмечается, оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12% в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2% ВВП. При сокращении ставки до 14% с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3% ВВП.

     В данном документе отмечено, что в  трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы./13/

     Исходя  из изложенного, можно сделать вывод, что для перехода к рыночной экономике налоговое регулирование должно опираться на экономические рычаги и исключать фискальные интересы государства и муниципальных образований. С этой целью в Российской Федерации следует сформировать налоговую идеологию, отвечающую требованиям цивилизованного общества. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В заключение хотелось бы отметить, что курсовая работа была написана с целью изучения сферы действия налогов, налоговой политики и основ реформирования налоговой системы. Исследование теоретического материала, по данному вопросу позволило еще раз убедиться в актуальности выбранной мною темы курсовой работы.

      Достижение  оптимальной величины собираемости налогов является одной из важнейших  проблем в области налогообложения. Для ее разрешения необходимо использовать теоретические разработки ведущих экономистов по вопросам оптимизации налогообложения. При этом, следует принять во внимание, что до сих пор не сформулировано идеальной налоговой теории, соответствующей общественной практики. Теория налогообложения не может однозначно ответить на многие вопросы, а постоянные налоговые реформы свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

      В настоящее время по-прежнему актуален вопрос о принципах налогообложения. В различных странах ученые и  специалисты государственных органов  обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства. Развитие принципа справедливости стремится к точному определению понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучению и разрешению таких проблем налогообложения, как эффективность налоговых ставок, переложение налогов, влияние инфляции на налогообложение, избежание налогов.

      Представляется, что одним из требований к российскому  налоговому законодательству должна быть его стабильность в течение продолжительного периода времени, в том числе и в кризисный период. Только в этих условиях хозяйствующий субъект имеет возможность прогнозировать доходы и расходы на перспективу и с учетом этого инвестировать прибыль в развитие производства и социальной инфраструктуры.

Список использованных источников 

      
  1. Ахинов  Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного  сектора: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 345с.
  2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 832с.
  3. Баязитова А. Статья: Повышение налогов принесет убытки бизнесу и государству. http://newsland.ru/News/Detail/id/510145.
  4. Богатая И. Н., Королева И. Ю., Кузнецова Л. Н., Середа Т. П. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 397с.
  5. Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 года. http://www.minfin.ru.
  6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 – 2010 годах. «Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 7, апрель, 2007.
  7. Глушаченко С.Б., Щепкин С.С. Статья: Исторические предпосылки возникновения налогов (теоретико-правовой анализ). «История государства и права», 2007, № 12.
  8. Доклад Правительству Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2010-2012 годы. http://www.minfin.ru
  9. Конституция РФ, СПб., ООО «Виктория Плюс», 2003.
  10. Манахов И.В. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. – Саратов, Издательство Лотос. 2003. – 106с.
  11. Налоговая реформа в России: проблемы и решения: (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода; № 67Р) Под ред. Н. Главацкой, К. Серьяновой. [В 2 т.]. (Т. 1) - М. : ИЭПП, 2003. - 395 с. http://www.iet.ru.
  12. Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая: официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 583с.
  13. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 (Одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. http://www.minfin.ru.
  14. Свистунов А.А. Статья: Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения. «История государства и права», 2006, № 8.
  15. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Пер, с англ. под ред. Куманина Г.М. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 720с.
  16. Современная экономика: учеб. пособие для вузов; под ред. О. Ю. Мамедова. – М.: КноРус, 2010. - 320с.
  17. Хамзина Р.Р. Статья: Налоговый процесс в системе налогового администрирования. «Финансовое право», 2009, № 6
  18. Харисов И.Ф. Статья: Налоговая политика России в кризисный период. «Финансовое право», 2009, № 9.
  19. Щекин Д.М. «Налоговые риски и тенденции развития Налогового права» под ред. Пепеляева С.Г. – М.: Статут, 2007. – 128с.
  20. Экономика: Учебник/ Под ред. д. э. н., проф. Ю. Ф. Симионова. – Изд. 2- е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 477.
  21. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. – 217с.
  22. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.

Информация о работе Оптимальное налогообложение и налоговая политика