Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:04, курсовая работа
Одним из основных финансовых ресурсов государства являются налоги. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и общественное благосостояние. Это и обусловило выбор темы курсовой работы – оптимальное налогообложение и налоговая политика, которая представляется мне весьма актуальной, так как все важнейшие направления развития государства невозможны без установления грамотной и продуманной налоговой политики.
I Теоретические аспекты налогового механизма
1.1 Понятие, виды и функции налогов, основные принципы построения налоговой системы
1.2 Сфера действия налога и проблемы, связанные с перемещением налогового бремени
1.3 Избыточное налоговое бремя и эффективность функционирования экономики
II Оптимальное налогообложение, эффективность и справедливость налоговой политики
2.1 Цели и ограничения налоговой политики. Правило и цены Рамсея
2.2 Концептуальные основы реформирования налоговой системы в Российской Федерации
2.3 Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I Теоретические
аспекты налогового механизма
II Оптимальное
налогообложение, эффективность и справедливость
налоговой
политики
2.1 Цели и ограничения налоговой политики. Правило и цены Рамсея 14
2.2 Концептуальные основы
2.3 Современное состояние,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных финансовых ресурсов государства являются налоги. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и общественное благосостояние. Это и обусловило выбор темы курсовой работы – оптимальное налогообложение и налоговая политика, которая представляется мне весьма актуальной, так как все важнейшие направления развития государства невозможны без установления грамотной и продуманной налоговой политики.
Объектом данного исследования является налоговая система. Предметом исследования является рассмотрение параметров налоговой системы. Цель исследования – изучение сферы действия налогов, налоговой политики и основ реформирования налоговой системы. Задачи работы: определить основные понятия, изучить принципы налоговой системы, сферу действия налогов, основы реформирования налоговой политики и оптимизации налогообложения.
Работа имеет следующую структуру: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации. Глава первая раскрывает общие вопросы, определяет принципы построения налоговой системы и рассматривает сферу действия налога. В главе второй определяются ограничения налоговой политики, основы реформирования налоговой системы в России, ее современное состояние, проблемы и перспективы развития.
Источниками для написания работы послужили: базовая учебная литература авторов Ахинова Г.А., Жильцова Е.Н., Якобсона Л.И., теоретические труды экономистов в рассматриваемой области, результаты исследований зарубежных авторов – Аткинсона Э. Б., Стиглица Дж. Э., статьи в периодических изданиях, материалы официального сайта Минфина РФ и другие актуальные источники.
I Теоретические
аспекты налогового механизма
1.1
Понятие, виды и функции налогов, основные
принципы построения налоговой системы
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Г.А. Ахинов и Е.Н. Жильцов определяют налоги как обязательные платежи (денежные взносы) физических и юридических лиц государству как изъятие части дохода в заранее определенном, установленном законом порядке./1, с. 232/
Аналогичное по своей сути, более конкретизированное определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»./12, с. 8/ Следует особо подчеркнуть сугубо правовой статус налогов. Ни один налог не может взиматься без соответствующего закона. Кроме того, как отмечено Г.А. Ахиновым и Е.Н. Жильцовым, уплата налогов является одной из главных обязанностей гражданина, что также закреплено в статье 57 Конституции РФ, согласно которой: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»./9/ «В демократическом, правовом государстве налоги все больше приобретают форму добровольного участия всех граждан в обеспечении доходной части бюджета всех уровней. Налогообложение все больше осуществляется с согласия граждан, выраженного через механизм прямой или представительной демократии. Это предполагает ответственность государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками». /1, с. 232/
Сформулированное выше определение налога отражает, прежде всего, традиционное фискальное предназначение данного института, являющееся одной из основных функций налогов, которая состоит в формировании государственных ресурсов. Налоговый механизм выполняет и другие функции, в том числе и распределительную. «Являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, налоги призваны гасить «сбои» в системе распределения. Причем перераспределение доходов осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают нашей платой за цивилизованность общества»./4, с. 49/
Налоги также призваны
Социально-воспитательная функция налогового механизма выражается в ограничении производства вредных товаров (например, через высокие акцизы на винно-водочные и табачные изделия) и поощрении социально полезной деятельность (товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и другое), что способствует увеличению культурного потенциала общества и укреплению его нравственности и здоровья.
Закрепление в налоговом законодательстве обязанности учета движения финансовых потоков, структуры и объемов производства, доходов и расходов налогоплательщиков определяет еще одну функцию налогов – контрольно-учетную.
«Функции налогов взаимосвязаны. Реализация фискальной функции обеспечивает создание материальных условий для регулирующего воздействия государства на народное хозяйство. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем сокращения их величины. Гипертрофия распределительной функции влечет нерациональное использование бюджетных средств, рост теневой экономики, ослабление основ эффективного налогового регулирования экономики»./4, с. 52/
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Согласно классификации, предлагаемой Юткиной Т.Ф., налоги делятся на разные группы по многим признакам: «по принадлежности к уровню власти (в зависимости от установления налогов и их поступления в бюджет), по методу взимания, по субъекту уплаты, принадлежности к звеньям бюджетной системы, по объекту обложения, по способу обложения, по применяемой ставке, по назначению, а также по принадлежности к звеньям бюджетной системы./21, с. 58/
Ахинов А.Г. и Жильцов Е.Н. выделяют пять основных группы налогов: подоходные налоги, разновидностью которых является налог на прибыль организаций; налоги на потребление товаров и услуг (акцизный налог и таможенные пошлины); налоги на имущество и собственность (транспортный, земельный налоги); специальные налоги целевого назначения (налог на добычу полезных ископаемых); налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования (платежи в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и другие). Авторы отмечают, что все налоги могут быть сгруппированы в два вида: прямые (устанавливаются на доход и собственность) и косвенные (объект обложения услуги или отдельные товары)./1, с. 236/
Прямые налоги взимаются с дохода налогоплательщика, в связи с чем, увеличение их размера связано с высокой социальной чувствительностью и сказывается на политической и социальной стабильности общества.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, и таможенные пошлины, а также налог на добавленную стоимость Косвенные налоги взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. «Динамика косвенного налогообложения отражает процессы усиления или ослабления демократизации общества, символизирует скрытые процессы бюрократизации общественного строя, отчуждения государства от налогоплательщиков»./1, ст. 237/
Все
виды налогов и сборов составляют
единую налоговую систему, основанную
на следующих принципах: простота – налогообложение
должно быть понятным и простым; гибкость
– автоматическое реагирование государства
на изменение экономических условий в
стране; гласность – доведение до общественности
целесообразности введения налога и учет
предпочтения общества; равенство – равномерное
распределение налогового бремени между
гражданами-
«Принцип эффективности в налоговой политике может быть реализован двумя способами: нейтралистический – уменьшение налоговой ставки и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот; интервенционистский – дифференциация налогов и использование различных налоговых льгот при довольно высоких общих ставках налога»./20, с. 176/
Таким образом, для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система в лице государства формирует налоговую систему. Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов. Функциональное проявление налогообложения зависит от принципов, заложенных в основу этой системы.
1.2 Сфера
действия налога и проблемы, связанные
с перемещением налогового бремени.
Налоговые обязательства, возлагаемые на налогоплательщиков, не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое они несут, что наглядно отражено на следующем примере: продавцы товара, уплачивающие акцизы, несут дополнительные издержки, что сказывается на цене товара, который предлагается покупателю. Уплата акциза не входит в обязанности покупателей, однако, при указанных обстоятельствах данный налог влияет на экономическое положение покупателей больше, чем на положение продавцов, уплата акциза для которых является законодательно закрепленной обязанностью.
«Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, то есть тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия данного налога. К сфере действия налога относятся люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на юридических лиц»./22, с. 168/ Это объясняется тем, что с изменением экономического положения предприятия изменяется благосостояние людей, в том числе – собственников и работников предприятий.
«При рассмотрении вопроса о перемещении налогового бремени, важны взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и его рыночных контрагентов, на которых он перекладывает определенную часть возложенных на него налоговых обязательств. Перемещение налогового бремени и процесс формирования частичного равновесия на одном рынке может привести к его перемещению и на другие рынки». /15, с. 491/
Рассмотрим распределение налогового бремени по специфическому и стоимостному налогам в зависимости от характера рынков: конкурентного рынка, монополии и рынка труда. В случае, когда рынок конкурентный, возможность перемещения налогового бремени определяется исключительно соотношением эластичности спроса и предложения. При абсолютно эластичном спросе повышается предложение, однако потребители не готовы платить выросшую цену и уменьшают количество потребления товара, а также заменяют товар аналогичным. Продавцы не имеют возможности включить налог в цену товара и вынуждены выплатить его за счет собственных доходов. При абсолютно эластичном предложении продавцы могут изменять объем предложения и продавать товар по цене с включением налога. В данном случае налоговое бремя ложится на покупателей, однако и продавцы могут оказаться в проигрыше, так как раньше им удавалось реализовать на том же уровне цен большее количество товаров./1, с. 251 – 257/
Информация о работе Оптимальное налогообложение и налоговая политика