Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:04, курсовая работа
Одним из основных финансовых ресурсов государства являются налоги. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и общественное благосостояние. Это и обусловило выбор темы курсовой работы – оптимальное налогообложение и налоговая политика, которая представляется мне весьма актуальной, так как все важнейшие направления развития государства невозможны без установления грамотной и продуманной налоговой политики.
I Теоретические аспекты налогового механизма
1.1 Понятие, виды и функции налогов, основные принципы построения налоговой системы
1.2 Сфера действия налога и проблемы, связанные с перемещением налогового бремени
1.3 Избыточное налоговое бремя и эффективность функционирования экономики
II Оптимальное налогообложение, эффективность и справедливость налоговой политики
2.1 Цели и ограничения налоговой политики. Правило и цены Рамсея
2.2 Концептуальные основы реформирования налоговой системы в Российской Федерации
2.3 Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы в России
Впервые
проблема оптимизации налогообложения
проанализирована в 1927 году британским
экономистом Ф.П. Рамсеем. Если оставить
в стороне проблемы перераспределения,
то правило Рамсея гласит: оптимальной
является такая структура
Правило Рамсея относится и к оптимальной структуре цен, устанавливаемых государством. Пусть имеется количество двух товаров, производимых монополией, и государство намерено контролировать цены на эти товары. В условиях естественных монополий государство может либо национализировать отрасль, либо прибегать к регулированию цен на монопольную продукцию. В обоих случаях возможно достижение объемов выпуска, при которых цены спроса равны предельным издержкам. Однако при условии, что предельные издержки станут ниже средних, естественная монополия станет убыточной. Если государство предписывает такое ценообразование, то оно вынуждено субсидировать производство за счет налогов. Тогда цены покупателей будут ниже, чем цены продавцов, которые должны как минимум покрывать средние издержки.
Следовательно, оптимальные значения цен должны быть такими, чтобы компенсированный спрос на оба товара сокращался в одинаковой пропорции по сравнению с доналоговыми ценами. Цены, отвечающие данному условию, называются ценами Рамсея. Применение данного правила к налогообложению и регулированию цен – типичный пример взаимосвязи и единства различных форм государственного вмешательства в рыночные процессы./10, с. 61/
Правило
Рамсея играет важную роль в формировании
теории оптимизации налогообложения,
однако возможность его
Если
руководствоваться в первую очередь
соображениями справедливости и
активно применять
Таким образом, одной из главнейших проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России. Правильный выбор налогового бремени определяет успех или неудачу экономической политики государства, процветание или ухудшение благосостояния граждан.
2.2 Концептуальные
основы реформирования налоговой системы
в Российской Федерации
Для
становления и развития стабильной
и эффективной экономики
В то же время следует принимать во внимание, что на практике достижение идеально нейтральной, справедливой налоговой системы невозможно, и, кроме того, всегда наблюдается конфликт между эффективностью и справедливостью. Еще одно важное обстоятельство, которое нельзя не учитывать, это связь налоговых законов с остальным законодательством и иными общественными институтами. Законодательно установленное правило, которое является, может быть, даже идеальным в одной институциональной среде, при других обстоятельствах может приносить ущерб, превышающий пользу.
Дополнительные ограничения могут накладывать представления о справедливости, принятые в обществе. Например, предложения об отмене льгот часто вызывают негативную реакцию в обществе, несмотря на то, что выигрыш от таких льгот зачастую достается совсем не тем лицам, которым по закону льготы адресованы (происходит ненамеренное перемещение выгод).
Конкретные характеристики налоговой системы определяются в рамках политического процесса, и при внесении предложений желательно учитывать политическую ситуацию. Несвоевременно внесенное предложение, отвергнутое по политическим соображениям, несмотря на его обоснованность, может в дальнейшем отвергаться автоматически»./11, с. 381 – 382/
В основе общих положений, связанных с порядком проведения налоговой реформы в Российской Федерации, безусловно, лежат принципы построения оценки налоговых систем: простота, гласность и гибкость, эффективность и справедливость. В частности, для оценки действующей налоговой системы необходимо провести анализ и дать оценку следующему положению, а именно, насколько в рамках проводимой в обществе налоговой политики существует соответствие между долей каждого из факторов (труд, земля и капитал) в создаваемом и потребляемом ВВП и долей каждого из этих факторов в налогообложении и соответствующих поступлений налогов в бюджетную систему, включающую в себя три уровня власти и управления (местный, региональный и федеральный). Подобный анализ крайне необходим, поскольку позволяет выявить сложившиеся диспропорции, однако это не означает, что они будут моментально устранены. В реально складывающейся социально-экономической ситуации существует такое понятие, как реальная собираемость тех или иных видов налогов.
Еще один важный аспект, с точки зрения которого необходимо оценить действующую налоговую систему, прежде, чем ставить вопрос о ее реформировании – это провести анализ (и сравнить) общего объема и структуры налоговых изъятий из ВВП./22, с. 256/
С учетом изложенных выше подходов, Ахиновым Г.А. и Жильцовым Е.Н. сформулированы концептуальные основы реформирования налоговой системы России, к числу которых относятся следующие направления:
-
общее сокращение налоговой
-
перераспределение налоговой
-
перераспределение налоговой
-
перераспределение налоговой
Таким образом, анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что отмеченные известными экономистами концептуальные основы построения налоговой системы в Российской Федерации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это еще раз подчеркивает огромную сложность поставленной проблемы, а также и то, что недостаточное исполнение, как и тем более отказ от исполнения отдельных положений в налоговой реформе, может привести к разрушению, а возможно, и к обвалу всей сложной конструкции, проводимой в настоящее время в России налоговой реформы и напрямую связанных с ней экономических и политических реформ.
2.3
Современное состояние, проблемы и перспективы
развития налоговой системы России
В бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года, представленной Минфином РФ отмечено, что в целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на не-нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы. Структура налоговых доходов бюджетной системы приведена в соответствующей таблице./5/
Таблица
№4 – Структура налоговых доходов бюджетной
системы (%).
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы всего | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 |
Налог на прибыль | 15.1 | 16.1 | 12.0 | 11.5 | 14.4 | 16.8 | 17.1 | 17.9 |
НДФЛ | 6.6 | 8.0 | 9.3 | 10.0 | 9.5 | 8.9 | 9.5 | 10.5 |
НДС | 17.4 | 20.1 | 19.6 | 19.3 | 17.8 | 18.6 | 15.5 | 18.7 |
Акцизы | 6.4 | 7.6 | 6.9 | 7.5 | 4.1 | 3.3 | 2.8 | 2.6 |
Таможенные пошлины | 8.8 | 10.4 | 8.4 | 9.9 | 14.3 | 20.5 | 22.9 | 19.2 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 3.0 | 4.1 | 8.6 | 8.6 | 9.6 | 11.5 | 11.9 | 9.9 |
ЕСН | 20.4 | 20.1 | 19.4 | 19.1 | 17.8 | 14.9 | 14.7 | 15.3 |
Прочие налоги | 22.4 | 13.6 | 15.9 | 14.2 | 12.5 | 5.6 | 5.6 | 5.9 |
Информация о работе Оптимальное налогообложение и налоговая политика