Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа
В рыночном хозяйственном механизме Российской Федерации одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Анализ хода и последствий уже осуществленных в последние годы преобразований естественных монополий показывает, что поставленные цели их реструктуризации олигополий, а по ряду позиций оказывают негативное воздействие на макроэкономическую сбалансированность и социально-экономическое развитие национальной экономики. Необходимость исследования роли олигополии в национальной экономике, путей и методов ее реформирования и повышения эффективности функционирования и предопределила выбор темы и её актуальность.
Введение
Сущность и понятие олигополии
Понятие олигополии и ее характеристика
Модели олигополии
Особенности олигополии в России
Олигополия в различных отраслях российской экономики
Олигополия в нефтяной отрасли России
Заключение
Таблица 4
Динамика производства легковых автомобилей в России(шт.)
Производители | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 9
мес.
2005 |
Всего | ||||||
АвтоВАЗ, г.Тольятти | 705 | 768 | 703 | 699 | 71798 | 528716 |
ИжАвто, г.Ижевск | 274 | 477 | 78 | 942 | 96494 | 42211 |
ГАЗ, г.Н. Новгород | 116 | 806 | 65 | 569 | 65686 | 33665 |
КамАЗ, г.Наб. Челны | 330 | 378 | 38 | 194 | 41207 | 22850 |
УАЗ, г.Ульяновск | 403 | 430 | 35 | 33 | 31136 | н/д |
РосЛада, г.Сызрань | 323 | 395 | 42 | 276 | 17683 | н/д |
Другие | 114 | 679 | 331 | 435 | 4813 | н/д |
По данные АСМ-Холдинга
Таблица 5
Динамика долей рынка основных отечественных производителей новых автомобилей в России (с учетом ввоза новых иномарок)1
Наименование | Страна
регистрации |
Доля на рынке (%) | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
ОАО «ИжАвто» | Россия | 2,6 | 4,2 | 7,0 | 7,1 | 6,5 | 4,6 |
ОАО «АвтоВаз» | Россия | 67,0 | 68,1 | 63,1 | 59,3 | 44,3 | 45,3 |
ОАО «ГАЗ» | Россия | 11,0 | 7Д | 5,8 | 5,7 | 4,7 | 3,3 |
Другие | Россия | 12,3 | 12,2 | 13,0 | 13,7 | 17,4 | 23,0 |
Автомобили
иностан-
ного производства, про- данные в России |
Импорт | 7,1 | 8,4 | ИД | 14,4 | 27,1 | 30,2 |
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
По данным АСМ-Холдинга
Сегодняшние цены на отечественные автомобили приблизились вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий.
Из такого положения отечественных компаний есть несколько путей выхода:
Цветная металлургия.
Цветная
металлургия - отрасль разнородная
по составу и по самой продукции. Можно
сказать, что данная отрасль наиболее
близка к монополии, так как большинство
фирм специализируются на разных видах
продукции (медь, цинк и т.д.).
Таблица 6
Крупнейшие компании цветной металлургии за 2007 год.
Место | Компания | Объем реализации в млн. руб. |
1 | ГМК «Норильский никель» | 421 430,50 |
2 | Объединенная компания «Русал» | 382 728,00 |
3 | Челябинский цинковый завод | 15 526,50 |
4 | Учалинский ГОК | 13 910,10 |
5 | КРАМЗ | 12 913,10 |
По данным «Рейтинга-400»
В
отечественной алюминиевой
Рынок операторов сотовой связи.
Одним
из примеров ценовых олигополистических
войн в период 1995 - 2004 гг. является динамично
развивающийся рынок операторов сотовой
связи. По данным Госкомстата число сотовых
телефонов в России превысило количество
жителей. На фоне этого операторы сотовой
связи проводили политику повышения числа
своих абонентов, уменьшая стоимость услуг.
Так с 1995г. Стоимость услуг сотовых операторов
уменьшилась в 30 раз. С середины 2004 года
операторы начали использовать неценовые
методы борьбы. Примером олигополии на
национальном уровне при взаимодействии
общенациональных и региональных фирм
может стать российский рынок сотовых
операторов. На диаграмме 1 мы видим, что
безусловными лидерами являются три ведущие
компании- «МТС», «Билайн» и «Мегафон».
Диаграмма 1
Источник- http://www.mforum.ru/t4/forum/
Несмотря на жесткую конкуренцию, Российский рынок сотовой связи в целом проявил себя как динамично развивающий. Сегодня " маркетинговая" война операторов перешла из сферы количества в сферу качества. Поэтому некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области в сферу дополнительных услуг и сервиса
Рассмотрев
некоторые олигополистические рынки,
можно представить целостную картину
российского рынка олигополии. Во-первых,
можно еще сказать, что он находится на
стадии становления. Ряд отечественных
компаний становятся похожи некоторыми
чертами на иностранные олигополистические
корпорации. Это и космополитизация, приобретение
активов за рубежом, появление иностранных
собственников, черты ТНК. Во-вторых, для
него присущи два абсолютно противоположных
процесса - увеличение и уменьшение доли
концентрации фирмы в отрасли. Увеличение
концентрации связано с слиянием компаний
для получения большей выгоды от масштабов
производства (черная металлургия, автопром).
Уменьшение концентрации связано с притоком
иностранных фирм на рынки в первую очередь
бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих,
российские олигополисты сильно зависят
от государства. Нередко государство является
крупнейшим акционером.
Олигополия в нефтяной отрасли России
Известно, что рынок нефти — это олигополия продавца. В России такими продавцами являются четыре крупнейшие нефтяные компании – это «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть» и «ТНК-ВР», которые являются крупнейшими по объему реализации продукции. «ЛУКойл» и «Роснефть» были основаны в 1993г., «ТНК-ВР»-2003г., «Газпром»-1989г. и за время своего существования проявили себя на российском рынке успешно.
Но в связи с мировым экономическим кризис они столкнулись с некоторыми проблемами, которые в основном связаны с упадком цен на нефть. Поэтому компании обратились с просьбой к государству выделить им кредиты на рыночных условиях для покрытия зарубежных долговых обязательств. Также до этого государство дало нефтяным компаниям немедленные налоговые льготы на сумму около 5 млрд. долларов за счет пересчета экспортной пошлины вдобавок к примерно 4 млрд. долларов льгот на 2009 год и обещание подумать о дальнейшем сокращении налогов с 2010 года. Примером ценового сговора олигополистов может послужить пример сегодняшней российской действительности. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала нефтяные компании «Роснефть» и «ЛУКойл» за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов.
Ранее комиссии ФАС признали эти нефтяные компании нарушившими положения закона «О защите конкуренции». Так, антимонопольная служба усмотрела в действиях «ЛУКойла» и «Роснефти» летом 2008 года факт злоупотребления доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов в части установления монопольно высоких цен на автомобильные бензины, дизельное топливо и авиационный керосин.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации.
До
тех пор, пока существуют труднопреодолимые
искусственные барьеры для
Информация о работе Олигополия:формы проявления и особенности в России