Олигополия:формы проявления и особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

В рыночном хозяйственном механизме Российской Федерации одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Анализ хода и последствий уже осуществленных в последние годы преобразований естественных монополий показывает, что поставленные цели их реструктуризации олигополий, а по ряду позиций оказывают негативное воздействие на макроэкономическую сбалансированность и социально-экономическое развитие национальной экономики. Необходимость исследования роли олигополии в национальной экономике, путей и методов ее реформирования и повышения эффективности функционирования и предопределила выбор темы и её актуальность.

Содержание

Введение
Сущность и понятие олигополии

Понятие олигополии и ее характеристика

Модели олигополии

Особенности олигополии в России

Олигополия в различных отраслях российской экономики

Олигополия в нефтяной отрасли России

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по эк теории.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Таблица 4

Динамика  производства легковых автомобилей в  России(шт.)

Производители 2000 2001 2002 2003 2004 9 мес.

2005

Всего            
АвтоВАЗ, г.Тольятти 705 768 703 699 71798 528716
ИжАвто, г.Ижевск 274 477 78 942 96494 42211
ГАЗ, г.Н. Новгород 116 806 65 569 65686 33665
КамАЗ, г.Наб. Челны 330 378 38 194 41207 22850
УАЗ, г.Ульяновск 403 430 35 33 31136 н/д
РосЛада, г.Сызрань 323 395 42 276 17683 н/д
Другие 114 679 331 435 4813 н/д

По данные АСМ-Холдинга 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5

Динамика  долей рынка основных отечественных производителей новых автомобилей в России (с учетом ввоза новых иномарок)1

Наименование Страна

регистрации

Доля  на рынке (%)
2000 2001 2002 2003 2004 2005
ОАО «ИжАвто» Россия 2,6 4,2 7,0 7,1 6,5 4,6
ОАО «АвтоВаз» Россия 67,0 68,1 63,1 59,3 44,3 45,3
ОАО «ГАЗ» Россия 11,0 5,8 5,7 4,7 3,3
Другие Россия 12,3 12,2 13,0 13,7 17,4 23,0
Автомобили  иностан-

ного производства, про-

данные в России

Импорт 7,1 8,4 ИД 14,4 27,1 30,2
Итого:   100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

По данным АСМ-Холдинга 

   Сегодняшние цены на отечественные автомобили приблизились вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий.

   Из  такого положения  отечественных компаний есть несколько путей выхода:

  1. комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на основе новых технологий;
  2. для увеличения финансовых ресурсов предприятия автомобильной промышленности следует продолжить политику снижения налогового бремени;
  3. для стимулирования спроса на продукцию отечественного автомобилестроения необходимо предусмотреть частичную компенсацию процентных ставок по кредиту;
  4. государство должно принимать активное участие в определении основных направлений развития внутреннего автомобильного рынка России.

   Цветная металлургия.

   Цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и т.д.). 
 
 
 

  Таблица 6

Крупнейшие  компании цветной  металлургии за 2007 год.

Место Компания Объем реализации в млн. руб.
1 ГМК «Норильский  никель» 421 430,50
2 Объединенная  компания «Русал» 382 728,00
3 Челябинский цинковый завод 15 526,50
4 Учалинский ГОК 13 910,10
5 КРАМЗ 12 913,10

По данным «Рейтинга-400» 

   В отечественной алюминиевой отрасли  сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями - "Русским Алюминием" и "Сибирско - Уральским Алюминием". АО "Русал" входит в тройку крупнейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской Alcoa и канадской Alcan. На его долю приходится более 80 % российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг " СУАЛ" производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. Т.е данные компании не вступают друг с другом в непосредственное конкурентное взаимодействие. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олигополистическим лидером является РАО "Норильский никель" - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля.

   Рынок операторов сотовой  связи.

   Одним из примеров ценовых олигополистических войн в период 1995 - 2004 гг. является динамично развивающийся рынок операторов сотовой связи. По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 1995г. Стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. С середины 2004 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Примером олигополии на национальном уровне при взаимодействии общенациональных и региональных фирм может стать российский рынок сотовых операторов. На диаграмме 1 мы видим, что безусловными лидерами являются три ведущие компании- «МТС», «Билайн» и «Мегафон». 
 
 

Диаграмма 1

Источник- http://www.mforum.ru/t4/forum/750ar9?goto=92196 

  Несмотря  на жесткую конкуренцию, Российский рынок сотовой связи в целом проявил себя как динамично развивающий. Сегодня " маркетинговая" война операторов перешла из сферы количества в сферу качества. Поэтому некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области в сферу дополнительных услуг и сервиса

  Рассмотрев  некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.  
 

   Олигополия  в нефтяной отрасли  России

   Известно, что рынок нефти  — это олигополия продавца. В России такими продавцами являются четыре крупнейшие нефтяные компании – это      «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть» и «ТНК-ВР», которые являются крупнейшими по объему реализации продукции. «ЛУКойл» и «Роснефть» были основаны в 1993г., «ТНК-ВР»-2003г., «Газпром»-1989г. и за время своего существования проявили себя на российском рынке успешно.

   Но  в связи с мировым экономическим кризис они столкнулись с некоторыми проблемами, которые в основном связаны с упадком цен на нефть.  Поэтому компании обратились с просьбой к государству выделить им кредиты на рыночных условиях для покрытия зарубежных долговых обязательств. Также до этого государство дало нефтяным компаниям немедленные налоговые льготы на сумму около 5 млрд. долларов за счет пересчета экспортной пошлины вдобавок к примерно 4 млрд. долларов льгот на 2009 год и обещание подумать о дальнейшем сокращении налогов с 2010 года. Примером ценового сговора олигополистов может послужить пример сегодняшней российской действительности. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала нефтяные компании «Роснефть» и «ЛУКойл» за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов.

   Ранее комиссии ФАС признали эти нефтяные компании нарушившими положения  закона «О защите конкуренции». Так, антимонопольная  служба усмотрела в действиях  «ЛУКойла» и «Роснефти» летом 2008 года факт злоупотребления доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов в части установления монопольно высоких цен на автомобильные бензины, дизельное топливо и авиационный керосин.

   Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные  органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).

   Обеспечивать  установление справедливых цен в  условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации.

   До  тех пор, пока существуют труднопреодолимые  искусственные барьеры для входа  на рынки, которые препятствуют появлению  новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры. В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании.

Информация о работе Олигополия:формы проявления и особенности в России