Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа
В рыночном хозяйственном механизме Российской Федерации одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Анализ хода и последствий уже осуществленных в последние годы преобразований естественных монополий показывает, что поставленные цели их реструктуризации олигополий, а по ряду позиций оказывают негативное воздействие на макроэкономическую сбалансированность и социально-экономическое развитие национальной экономики. Необходимость исследования роли олигополии в национальной экономике, путей и методов ее реформирования и повышения эффективности функционирования и предопределила выбор темы и её актуальность.
Введение
Сущность и понятие олигополии
Понятие олигополии и ее характеристика
Модели олигополии
Особенности олигополии в России
Олигополия в различных отраслях российской экономики
Олигополия в нефтяной отрасли России
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
« Олигополия: формы проявления и
особенности в России»
Направление 080100 «Экономика»
Дневное
отделение
Руководитель курсовой работы
к.э.н., доцент
Курсовую работу выполнила
Студентка 2 курса
7 группы
Воронеж-2009
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников и литература
Введение
В рыночном хозяйственном механизме Российской Федерации одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Анализ хода и последствий уже осуществленных в последние годы преобразований естественных монополий показывает, что поставленные цели их реструктуризации олигополий, а по ряду позиций оказывают негативное воздействие на макроэкономическую сбалансированность и социально-экономическое развитие национальной экономики. Необходимость исследования роли олигополии в национальной экономике, путей и методов ее реформирования и повышения эффективности функционирования и предопределила выбор темы и её актуальность.
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Целью данной курсовой работы является определение олигополии, оценить степень ее распространения и рассмотреть причины возникновения и существования, а также рассмотреть возможные направления поведения фирм на олигополистическом рынке и
особенности олигополии в России в различных отраслях экономики.
В соответствии с этой целью в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи: - исследование теоретико-методологических основ, особенностей и типов функционирования олигополии в составе национального хозяйства; - исследование позиционирования олигополистических отраслей в экономике России в экономическом пространстве страны и оценка их влияния на социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее регионов.
Предметом исследования выступают экономический механизм существования олигополии, государственная антимонопольная политика, а также методы и механизмы регулирования деятельности олигополий.
Объектом
исследования в курсовой работе являются
организационные и
Теоретико-методологической основой курсовой работы послужили принципы, методы, приемы и средства научного анализа олигополий, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.
1.Сущность
и понятие олигополии
Олигополия- это такая рыночная структура, при котором доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. «oligos»-несколько, «poleo»-продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высокая концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании ( «Дженералс Моторс», «Форд», и «Крайслер») приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США( производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.
Следует лишь отметить, что данные, как и все статистические показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо преувеличивают, либо приуменьшают степень концентрации. Преувеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвертый автомобиль -иностранного производства), а также конкуренция со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров услуг часто господствуют две-три местные компании (производство кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т. д.). К то же наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.
Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Поскольку многие предприятия производили не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если в начале ХХ в. число американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в настоящее время их можно пересчитать по пальцам.
Эффект масштаба - важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа "Ксерокс", "Кодак" , IBM и др. На протяжении всего срока действия патента (в США - 17 лет) фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.
Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.
Для объяснения олигополия необходимо также рассмотреть эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба. Другой важной причиной является рыночная власть, достижение которой может сопутствует слиянию. Фирма, которая имеет большую – и в абсолютном выражении, и относительно рынка – способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненными преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, может ей дать преимущество «крупного покупателя» и позволит фирме требовать и добиваться более низких, чем раньше, цен (издержек) от поставщиков ввозимых ресурсов.
1.2.Модели олигополии
Прежде всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.
Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.
Можно выделить несколько основных линий поведения фирмы на олигополистическом рынке: модель Курно, ценовая конкуренция и «ценовые» войны, тайный сговор и картели, лидерство в ценах, ценовая накидка, теория игр. Эти стратегии поведения олигополистов мы рассмотрим более подробно.
Модель Курно. Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838г. французским математиком, экономистом и философом Антуаном Огюстьеном Курно (1801-1877). Его модель основывалась на следующих предпосылках:
на рынке присутствуют только две фирмы;
каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y. Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.
Информация о работе Олигополия:формы проявления и особенности в России