Олигополия в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3 - 5) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

1. Олигополия-понятие, формы, характерные черты….…………………….…6

2. Олигополистические модели………………………………………..........….19

2.1. Модель Курно……………………………………………….………………19

2.2. Модель изогнутой кривой спроса......................................................….......22

2.3. Модель картели………………………………………………..…...…...…..23

2.4.Модель Штакельберга……………………………………………………....29

3.Олигополия в российской экономике……………………………………..…33

Заключение………………………………………………………………………35

Библиографический список…………………………………………….............38

Работа содержит 1 файл

Поведение фирмы в условиях олигополии.doc

— 461.00 Кб (Скачать)
 

           Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии фирма оценивает вероятные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию выберет конкурент. Предположим, что фирмы А и В контролируют основную долю продаж на рынке. Каждая из них стремится увеличить объем продаж и тем самым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей, активизацией рекламной деятельности и т. п.

    Однако  результат для каждой фирмы зависит от реакции конкурента. Если фирма А начнет снижать цены и фирма В последует за ней, то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если фирма А снизит цены, а фирма В не сделает того же, то прибыли фирмы А увеличатся. Разрабатывая свою стратегию в области цен, фирма А просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны фирмы В (табл. 3). 
 
 
 
 

    таблица 3

Влияние рыночной стратегии  на изменение прибыли  фирмы А (числитель) и фирмы В (знаменатель),  млн т.

Стратегия фирмы А Реакция фирмы В
снизить цены оставить цены без изменения
Снизить цены -1000/-1000 +1500/-1500
Оставить  цены без изменения -1500/+1500 О/О

    Если  фирма А решит снизить цены и фирма В последует за ней, прибыль фирмы А сократится на 1000 млн т. Если фирма А снизит цены, а фирма В не сделает того же, то прибыль фирмы А возрастет на 1500 млн т. Если фирма А не предпримет никаких шагов в области цен, а фирма В снизит свои цены, прибыль фирмы А сократится на 1500 млн т. Если обе фирмы оставят цены без изменений, их прибыли не изменятся.

    Какую стратегию выберет фирма A? Наилучшим вариантом для нее является снижение цен при стабильности цен фирмы В; в этом случае прибыль возрастает на 1500 млн т. Однако этот вариант является наихудшим с точки зрения фирмы В. Для обеих фирм было бы целесообразным оставить цены без изменения, при этом прибыли остались бы на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, фирмы снизят свои цены, теряя при этом по 1000 млн т. прибыли. Стратегия фирмы А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.

    Стремлением к наименьшим потерям можно объяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить значительные средства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этом увеличения доли рынка.

         Ни одна из приведенных выше  моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии [12,с.32]. 
 

 

  1. Олигополия  в Российской экономике
 

    В условиях Российской экономики в  чистом виде олигополии - это пожалуй  предприятия по производству однородного  продукта, а именно сырья - нефти, металла, угля. Получается, что все крупные предприятия в России по выше перечисленным отраслям и образуют олигополии.

    За  годы реформ сырьевая ориентация российского  экспорта не была преодолена. Напротив, в связи с разрывом многолетних  производственных связей и длительным глубоким спадом производства она многократно усилилась. Основой российского экспорта по-прежнему остаются сырье и полуфабрикаты.

    В условиях обострившегося дефицита минерального топлива и сырья на мировом  рынке Россия значительно расширила  экспорт продукции добывающих отраслей и полуфабрикатов в страны Европы.

    Так, например, Российская черная металлургия  является одной из наиболее рентабельных в мировой отрасли из-за низких издержек на оплату рабочей силы и  энергоресурсов, Это дает ей возможность  быстро продвигаться на мировых рынках чугуна на базе относительно низких цен.

[1,с. 40]

    Российская  алюминиевая промышленность, испытавшая все экономические сложности  первых лет перехода к рынку, сумела успешно интегрироваться в мировой  рынок.

    В настоящее время практически  вся алюминиевая промышленность России поделена между двумя компаниями – «Русский алюминий» («РУСАЛ») и «СУАЛ-холдинг». Главная особенность обеих компаний – вертикальная интеграция в составе производственного цикла последовательных технологических переделов по добыче и переработке сырья, выпуску первичного металла, а также полуфабрикатов и готовой продукции из алюминия и его сплавов. [2,с. 26]

    «Русский  алюминий»- базируется на крупнейших алюминиевых  заводах. Первоночально в «РУСАЛ»  входили предприятия ранее сформированной группы «Сибирский алюминий» (Саянский алюминиевый завод, Самарский металлургический завод, АО «Саянская фольга», АО «Ростар»), контролируемые владельцами компании «Сибнефть» Братский и Красноярский алюминиевые заводы и находящийся под внешним управлением Новокузнецкий алюминиевый завод. Сейчас нынешняя структура компании иная.

      В состав «СУАЛ-холдинга» входят 4 завода - Богословский, Уральский,  Кандалакшский и Иркутский.

    Одним из важнейших способов увеличить  свою  долю рынка являются  слияния  и поглощения.  Они способны  значительно поднять рыночную  концентрацию  в отрасли. Так в России происходит укрупнение структуры собственности нефтегазовых компаний. Ранее из крупных компаний «ЮКОСом» была поглощена «Восточная нефтяная компания», «ЛУКОЙЛом» – компания «КомиТЭК» и др. На данный момент крупнейшие по объемам добычи, переработки, уровню капитализации нефтянные компании – это «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Тюменская нефтяная компания», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Татнефть», «Роснефть», «Башнефть».

    Одним из главных производителей газа в  мире является ОАО «Газпром». В России, кроме «Газпрома», относительно крупные  производители газа – «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Лукойл» и др. [3,с. 144]

 

     Заключение 

      Итак, в заключении можно еще  раз отметить, что олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей.

    В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена предложения на рынке олигополии при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.

    Существование олигополий, т.е. отраслей, большая часть  продаж в которых совершается  несколькими фирмами, обусловлено  отчасти экономией от масштаба, обеспечивающей эффективность функционирования подобных отраслей только при наличии в них небольшого числа продавцов. Но уровень концентрации продавцов зачастую выше, чем требуется для реализации экономии от масштаба в производстве.

    Экономия  от масштаба порождает также барьеры, препятствующие вхождению новых  фирм в отрасль, что дает олигополистам  возможность получать прибыли. Дифференциация продукции, имеющая важное значение для многих рынков, возникает в  силу того, что продавцы находят прибыльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремления к разнообразию.

    Определяющее  воздействие на поведение олигополистов  оказывают две основные силы. Во-первых, при помощи сговора фирмы могут  удерживать цену выше ее конкурентного  уровня и в результате получать прибыли. Во-вторых, нарушая договорные соглашения, отдельные фирмы могут улучшать свое положение до тех пор, пока другие фирмы не реагируют на это. Существование противоречия между этими двумя силами иллюстрируется дилеммой олигополистов.

    Возникновение сговора наиболее вероятно при условии  его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между  фирмами или различия в продукции, изменения в издержках или  объемах спроса, а также возможность  снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора. Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаются из-за того, что фирмы обманывая соперников, нарушают соглашения.

    Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному  сотрудничеству. Зачастую это достигается  при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет  действовать в качестве лидера в  области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен. Если фирмы не могут договориться, то их поведение зависит от того, какой, по мнению каждой фирмы, будет реакция других фирм на ее собственные действия. Цены могут варьировать в пределах от монополистического до конкурентного уровня.

    Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре олигополисты могут устанавливать цену ниже монопольного уровня. Иногда для вытеснения новичков они прибегают к политике хищнического ценообразования, но такая политика широко не практикуется.

    Исходя  из  проведенного  исследования  можно  сделать  вывод  что   хотя олигополия   и   не   удовлетворяет   абстрактным   условиям    эффективного использования и распределения  ресурсов,  в  реальной  действительности  она эффективна, так как  вносит  важный  вклад  в  экономический  рост,  активно участвуя в исследованиях и  разработках  новых  продуктов  и  технологий,  а также внедряя эти изобретения в производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Библиографический список

  1. Жуковская В. М., Трофимова И. Н., Чертко Н. Т. Конкурентные позиции России на сырьевых рынках Европы: Вопросы статистики. № 5, 2006.
  2. Зандер Е. В.,Соколов В. М. Алюминиевая промышленность России на мировом и внутреннем рынках: Эко. № 12, 2003.
  3. Кржубаев А. Г. Российские нефтегазовые компании на фоне крупнейших транснациональных компаний мира: Эко. № 2, 2005.
  4. Курс экономики / Под ред. проф. Б. Рейзберга. - М.: Инфра-М., 2007.
  5. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Чепурина. - Киров, 2006.
  6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций. -М.:ТПС "Квадрат",2007.
  7. Макконелл К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 2002.
  8. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 2003.
  9. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. В. Видяпина и др. - М.: Промо-Медиа, 2005.
  10. Хорвард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая 
    теория: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2007.
  11. Чебриков Г.Г. , Сажина М.А. Основы экономической теории,- М.: Экономикс, 2006.
  12. Экономика: Учебник / Пол. ред. Л.С. Булатова. - М.,  2002

Информация о работе Олигополия в российской экономике