Олигополия в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3 - 5) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

1. Олигополия-понятие, формы, характерные черты….…………………….…6

2. Олигополистические модели………………………………………..........….19

2.1. Модель Курно……………………………………………….………………19

2.2. Модель изогнутой кривой спроса......................................................….......22

2.3. Модель картели………………………………………………..…...…...…..23

2.4.Модель Штакельберга……………………………………………………....29

3.Олигополия в российской экономике……………………………………..…33

Заключение………………………………………………………………………35

Библиографический список…………………………………………….............38

Работа содержит 1 файл

Поведение фирмы в условиях олигополии.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

сможет  продать только Q3. Это означает, что кривая спроса на его продукцию сместилась вниз. Поэтому олигополист на рынке гетерогенного блага видит перед собой постоянно смещающуюся ломаную кривую спроса (рис. 4).                                             

                                                               рис. 4

Кривая  спроса олигополии на рынке

гетерогенных  благ в длинном  периоде.

 
 
 
Таким образом, если на рынке монополистической  конкуренции   воздействие конкурентов  на рыночную позицию отдельной фирмы проявляется в виде горизонтального смещения кривой спроса на ее продукцию, то на олигопольном рынке
 

гетерогенного блага влияние конкурентов на рыночную позицию отдельного производителя  выражается в виде вертикального  сдвига кривой спроса на его выпуск. Остановимся на этом подробней [11,с.154].

    В алгебраическом виде функция спроса на продукцию олигополиста, производящего гетерогенное благо, записывается так: 

                                  a - bP + c (P’’ - P), если   P > P’’,

                      QD = a - bP,   если   P’’ >= P >= P’,      a - bP + c(P’’ - P),  если   P’ > P 

    На  олигопольном рынке гетерогенного  блага зависимость спроса на продукцию одной фирмы от цен на продукцию ее конкурентов проистекает из взаимозависимости границ монопольных участков кривых спроса, т. е. от взаимозависимости значений Pi’, Pi’’. Рассмотрим это на примере двух фирм: А и В.

    На  рис. 5 изображены кривые спроса на их продукцию.

                                                                              рис. 5

Взаимозависимость кривых спроса олигополистов  на рынке гетерогенного блага.

 
 
До  тех пор пока фирма меняет цену в своем интервале {Р’,Р’’}, объем выручки ее конкурента не изменяется. Но если, например, фирма В снизит цену до РB,1 < РB', то увеличение спроса на ее продукцию в размере, представленном отрезком h,
 

произойдет за счет части бывших клиентов фирмы А. Поэтому при системе цен РА,О, РB,1 объем продаж фирмы А сократится на величину h. На рис. 5 это отображается тем, что фирма А “соскочила” со своего монопольного участка кривой спроса. Чтобы возвратить покинувших ее покупателей (возвратиться на монопольный участок кривой спроса), фирме А нужно снизить цену на свою продукцию. Так объясняется смещение кривой спроса на продукцию фирмы вниз (da,o —> da,1).

    Поскольку приращение объема спроса за счет “чужих”  покупателей у одной фирмы равно сокращению объема спроса у другой, то выход за пределы монополистического участка кривой спроса одной фирмы сопровождается аналогичным выходом другой. По мере того как цена на продукцию одной фирмы приближается к своему нижнему значению Р’, кривая спроса второй фирмы смещается так, что исходная цена на ее продукцию приближается к своему верхнему значению Р’’. Но если при установлении равенства РB = РB’ одновременно достигается и равенство РA = РA’’, то границы монопольных участков кривых спроса на продукцию фирм находятся в следующем соотношении:

    (PA’’ - PA) / (PA - PA’) = (PB - PB’) / (PB’’ - PB)

    Это соотношение определяет расстояние сдвига кривой спроса на продукцию  одного производителя гетерогенного  блага при изменении цены на продукцию его конкурента.

    Смещение  кривых спроса на продукцию олигополистов  отражает тот факт, что в ходе “войны цен” фирмам удается сохранить свой контингент покупателей. В результате смещения кривых спроса цена равновесия на олигопольном рынке гетерогенного блага всегда оказывается внутри интервала {Р’,Р’’}, т. е. на монопольном участке кривых спроса.

    При такой рыночной структуре нет  постоянного лидера, доминирующего  над остальными конкурентами по объему  производства или средним затратам. Лидером выступает та фирма, которая лучше других ориентируется в конъюнктуре рынка и предлагает цену, наиболее выгодную для производителей в данный момент. Такое лидерство, в отличие от доминирующего, называется барометрическим. Барометрический лидер не приобретает долговременных преимуществ перед другими фирмами, функционирующими в отрасли [11,с.147]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Олигополитические  модели

    Не  существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд  моделей, на которых кратко остановимся. 

    2.1. Модель Курно

    Впервые попытка объяснить поведение  олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

    —   на рынке присутствуют только две фирмы;

    — каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

    Допустим, что на рынке действуют две  фирмы: Х и Y. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

    Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рис. 6 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу.  
 
 
 
 

                                                                рис. 6

Модель  Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки

 
 
 
Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X. Объединив
 

оба графика, получим кривые реакции обеих  фирм на поведение друг друга. На рис. 7 кривая Х отражает реакцию фирмы Х на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y — соответственно наоборот.

                                                                  рис. 7

Кривые  реакции фирм Х и Y на поведение друг друга.

 
 
Равновесие  наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

    В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты

 

отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы Х часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы Х не охватываются моделью Курно.

    “Ценовая  война” снижает прибыли обеих  сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, то фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказаться.

    Так как ценовая конкуренция не выгодна  никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.

    Наиболее  известный пример некооперативной  игры с нулевой суммой — модель Курно, а с ненулевой суммой — "дилемма заключенного".

    Рассмотрим  последний случай. С поличным поймали  двух воров, которым предъявлено  обвинение в ряде краж. Перед каждым из них встает дилемма — признаваться ли в старых (недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения (1 год), а его нераскаявшийся товарищ — максимальный (10 лет). Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое снисхождение (по 6 лет заключения); если оба будут упорствовать, то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года). Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом. Перед нами — некооперативная (несогласованная) игра с ненулевой (в данном случае отрицательной) суммой. Характерной чертой этой игры является невыгодность для обоих участников руководствоваться своими частными (корыстными) интересами.

    2.2. Модель изогнутой  кривой спроса 

    Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии. Эта модель была предложена 1939 г. американцами Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи на рис. 8

                                                                   рис. 8

Модель  изогнутой кривой спроса: D1, MR1 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Ро; D2, MR2 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Ро изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы Х (выделены жирной линией).

 
 
 
 
Если фирма поднимет цену выше ро, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше Ро очень эластичен. Если же фирма Х
 

установит цену ниже Ро, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже Ро спрос будет менее эластичным.

    Резкое  различие в эластичности спроса при  ценах выше Ро и ниже Ро приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж. Модель изогнутой кривой спроса дает ответ на вопрос, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область. [12,с.125] 
 
 
 

    2.3.Модель  картели

      Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

      Картель — это объединение  фирм, согласующих свои решения  по поводу цен и объемов  продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

    Классическим  примером международного картелирования является соглашение стран ОПЕК, которым дважды удавалось резко повышать цены на нефть (в 1973—1974 гг. и в 1979—1980 гг.) посредством относительно небольшого ограничения выпуска. Такую схему можно удачно применять только на рынке товаров с очень низкой эластичностью по цене, особенно в период роста спроса на них. Рассмотрим график спроса на продукцию картеля (рис. 9).

                                                         рис. 9

Картель (случай тайного сговора)

 
Из  графика видно, что незначительное снижение предложения участниками сговора привело к резкому повышению цены на нефть. Это объясняется очень высокой эластичностью совместного спроса стран — импортеров нефти. Так участники картеля получают сверхприбыль. [5,с.147].

Информация о работе Олигополия в российской экономике