Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:31, курсовая работа
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3 - 5) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Олигополия-понятие, формы, характерные черты….…………………….…6
2. Олигополистические модели………………………………………..........….19
2.1. Модель Курно……………………………………………….………………19
2.2. Модель изогнутой кривой спроса......................................................….......22
2.3. Модель картели………………………………………………..…...…...…..23
2.4.Модель Штакельберга……………………………………………………....29
3.Олигополия в российской экономике……………………………………..…33
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………….............38
Олигопольный рынок гетерогенного блага.
Поскольку на рынке гомогенного блага все фирмы вынуждены продавать продукцию по единой цене, то основным инструментом конкуренции олигополистов на этом рынке является изменение объемов предложения. На рынке гетерогенного блага продукция каждой фирмы имеет отличительные признаки и конкуренция преимущественно ведется посредством “ценовых войн”. Рассмотрим некоторые варианты поведения дуополистов на таком рынке.
Каждый
из дуополистов может предлагать
свою продукцию по высокой (РB), средней
(Рс) и низкой (РH) цене. Ожидаемые
при этом размеры прибыли каждого из конкурентов
при трех перечисленных вариантах установления
цен представлены в табл. 1.
таблица 1Размеры прибыли каждого из конкурентов при высокой, средней и низкой цене. |
Когда обе фирмы установят на свою продукцию низкие цены, тогда они получат одинаковую прибыль в размере 5 ден. ед. Если при низкой цене на продукцию первой фирмы вторая фирма | |||||||
Р2 | Р2,н | Р2,с | Р2,в | |||||
Р1 | ||||||||
5 | 3 | 0 | ||||||
Р1,н | 5 | 10 | 15 | |||||
10 | 8 | 5 | ||||||
Р1,с | 3 | 8 | 13 | |||||
15 | 13 | 10 | ||||||
Р1,в | 0 | 5 | 10 |
установит среднюю при P2,B и Р1,H прибыль первой фирмы составит 15, a y второй фирмы прибыли не будет. Второй столбец табл. 1 показывает, как меняются размеры прибыли у каждой из фирм, когда при фиксированной низкой цене на продукцию второй фирмы цена на продукцию первой принимает различные значения. Прибыли дуополистов при других сочетаниях цен представлены в остальных клетках табл. 1.
Если, как и в модели Курно, предположить, что при определении своей цены один конкурент принимает цену другого как данную и неизменную величину, то комбинация P1,H, P2,H обеспечит устойчивое равновесие, так как прибыль каждого продавца сокращается по мере повышения цены на его продукцию при неизменной цене другого.
Но при разработке ценовой политики конкуренты могут исходить из того, что в ответ на изменение цены одним из них цену изменит и другой. Тогда равновесие на рынке установится при иных ценах. Рассмотрим, какие соображения могут заставить дуополистов придерживаться средних цен на свою продукцию [9,с.156].
Первая фирма может исходить из следующих рассуждений. Если она снизит цену, то ее прибыль возрастет с 8 до 10, а прибыль ее конкурента снизится до 3. Однако разумно предположить, что и вторая фирма в этом случае снизит цену, чтобы повысить свою прибыль до 5. Таким образом, ожидая в ответ на понижение цены на свою продукцию того же от конкурента, дуополист не будет переходить от средней цены к низкой.
Перейти от средней цены к высокой первой фирме есть смысл только в том случае, если вторая последует за ней. Последует ли она? При сохранении средней цены на свою продукцию вторая фирма получит 13 ден. ед. прибыли, а при переходе к высокой — только 10. Следовательно, первая фирма ожидает, что при переходе от средней цены к высокой ее конкурент сохранит среднюю цену. Результаты проведенного первой фирмой анализа в области ценовой политики таковы: если она снизит цену на свою продукцию, то же сделает и конкурент, и прибыли уменьшатся; если она повысит цену, то конкурент не последует за ней, и ее прибыль сократится в еще большей мере.
К такому же выводу на основе аналогичных рассуждений может прийти вторая фирма, и на рынке установится равновесие при средних ценах.
Вывод, к которому пришли конкуренты на основе проведенных рассуждений, можно представить графически в виде ломаной кривой спроса на их продукцию (рис. 1).
Кривая спроса олигополиста |
Придерживаясь средней цены Рс, фирма реализует Qc ед. продукции. Поскольку при повышении цены на ее продукцию конкурент не станет повышать цену на свою, то объем продаж данной фирмы сократится не до Qв, а до QB’ вследствие ухода части покупателей к конкуренту. Если фирма перейдет от средней |
|
цены к низкой, то конкурент тоже снизит цену на свою продукцию, и в результате каждая фирма сохранит свой контингент покупателей. Изгибу кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки, и когда точка Курно оказывается в этом разрыве, тогда изменение предельных затрат производства не вызывает изменения цены. Этим объясняется устойчивость цен на олигопольном рынке.
Хотя в рассматриваемом
Вернемся к вопросу о том, последует ли вторая фирма за первой, когда последняя повысит цену. Если вторая фирма примет во внимание, что конкурент в случае сохранения ее цены на среднем уровне может вернуться к средней цене, то она скорей всего тоже поднимет цену на свою продукцию, так как при совместном повышении цен у обеих фирм прибыль возрастет с 8 до 10.
Таким образом, на рынке олигополии без явного сговора между конкурентами равновесие может установиться при цене, соответствующей монопольной. Однако такой результат тем менее вероятен, чем больше конкурентов действует в отрасли. С ростом числа конкурентов увеличивается вероятность того, что кто-то ради достижения временных выгод снизит цену на свою продукцию, подрывая сложившееся рыночное равновесие.
Ценообразование за лидером.
Одной из форм неявного соглашения конкурентов придерживаться единой цены на рынке гомогенного блага является ценообразование за лидером. В отличие от модели Штакельберга в данном случае лидер устанавливает не объем своего выпуска, а цену на свою продукцию. В качестве лидера выступает доминирующая по объему производства фирма, имеющая, как правило, более низкие средние затраты, чем аутсайдеры. Лидер устанавливает цену, максимизирующую его прибыль, а все другие фирмы — аутсайдеры воспринимают цену лидера в качестве экзогенного параметра. Аутсайдеры тем самым оказываются в положении конкурентной фирмы, кривая предложения которой совпадает с восходящим участком кривой предельных. Поэтому лидер, выбирая цену, знает, какой объем продукции предложат аутсайдеры по установленной им цене. Следовательно, для определения спроса на свою продукцию лидеру нужно из рыночного спроса вычесть предложение аутсайдеров. В графическом виде лидер изображен на рис.2.
Ценообразование за лидером на рынке гомогенного блага |
Кривая спроса, которая предстает перед лидером, образуется в результате горизонтального вычитания кривой совокупного предложения аутсайдеров Sa из кривой отраслевого спроса D: при Р >= P1 аутсайдеры удовлетворят рыночный спрос без лидера, при Р >= P1 аутсайдеры удовлетворят рыночный спрос без лидера, |
а при
Р < Р0 аутсайдеры уйдут с рынка,
оставляя весь спрос лидеру. Точка пересечения
кривых предельной выручки и предельных
затрат лидера определяет цену P1,
которая установится на данном рынке.
По этой цене аутсайдеры предложат Qa,
а лидер —ql ед. продукции. По построению
qa + qb = Qå , т.е. P1
является равновесной ценой.
Для алгебраического представления ценообразования за лидером примем, что отраслевой спрос характеризуется формулой QD = а - bР, функция общих затрат всех аутсайдеров имеет вид ТСA = 0.25QA2, а лидера — ТСl = k + l QL, где QA, QL соответственно выпуск аутсайдеров и лидера.
Аутсайдеры определяют объем своего предложения из равенства Р = МСa, т.е. Р = 0.5QA. Следовательно, их функция предложения имеет вид QAS = 2Р. Тогда функция спроса на продукцию лидера представляется формулой QLD = QD -QAS = a - bP - 2D = a - P(b + 2). Соответственно функция цены спроса на продукцию лидера имеет вид Р = (a - QL)/(b + 2). Следовательно, общая выручка лидера определяется по формуле TRL = (аQL - QL2)/(b+2), а предельная выручка — MRL = (a - 2QL)/(b + 2). Из равенства MRL = МСL определяется объем выпуска лидера:
(a - 2QL) / (b + 2) = l Þ QL = (a - (b + 2)l) / 2.
Подставив этот объем выпуска в уравнение цены спроса на продукцию лидера, найдем равновесную цену:
P* = (a + (b + 2) l) / (2(b + 2)) = a / (4 + 2b) + l / 2.
Иной характер приобретает лидерство на олигопольном рынке гетерогенного блага. Дифференциация продукта ослабляет взаимозависимость олигополистов. Специфическое положение олигополиста на рынке гетерогенного блага связано, в частности, с двумя обстоятельствами. Во-первых, спрос на его продукцию представляется ломаной линией, показанной на рис.3.
рис.
3
Кривая спроса олигополии на рынке гетерогенных благ в коротком периоде. |
|
При изменении цены в интервале {Р’, Р’’} монополистический конкурент находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию выше Р’’, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, |
т. е. будет покупать другую разновидность данного блага. Поэтому по цене P2 у него купят не Q2, a Q1. Соответственно, если цена будет ниже Р’, например P1, то за счет привлечения части покупателей своих конкурентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q3, а Q4. Во-вторых, конкуренция между олигополистами, производящими дифференцированные блага, сопровождается вертикальным смещением кривой спроса на их продукцию. Обнаружив уменьшение спроса на свою продукцию, олигополисты в отличие от монополистических конкурентов снижают не объем выпуска, а цену. Когда одна из фирм опускает цену ниже Р, тогда ее конкуренты, обнаружив отток покупателей, тоже снизят цену и вернут потерянных покупателей. В результате инициатор снижения цены по цене Р1