Олигополия и монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности конкурентной структуры рынка, а так же закономерностей путей и форм ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены различные способы классификации структур рынка и выявлены их характерные черты;
проанализированы исторические формы концентрации производства и их роль в экономике на различных этапах ее развития;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Основные типы рыночных структур ………………………………………...4
Сущность олигополии как модели рынка………………………………..4
Сущность и особенности монополистической конкуренции как экономической структуры………………………………………………..13
Тенденции и проблемы рынка при данных структурах экономики……….15
Особенности и противоречия рыночного хозяйства при олигополии...15
Антимонопольное регулирование рыночного хозяйства при рынке несовершенной конкуренции…………………………………………….18
Прогноз перспективы развития олигополии и монополистической конкуренции……………………………………………………………………21
Мировой опыт развития олигополии……………………………………..21
Перспективы развития монополистической конкуренции……………...24
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

       Выделяют  так же естественные монополии, по причине  наибольшей эффективности в некоторых  сферах рынка единственной фирмы  производителя товара или услуги. По причине незаменимости товара и, следовательно, большой власти фирмы - естественного монополиста над  ценообразованием, государство вынуждено  контролировать деятельность этих фирм на рынке.

       По  нашему мнению данная тема является очень  актуальной в настоящее время, так  как никакая современная рыночная структура не может обходится  без конкуренции. Монополистическая  конкуренция же и естественные монополии  являются одним из значимых элементов  экономики развитых стран. Из всего вышесказанного можно сделать следующий ряд выводов и заключений:

1. Существование  олигополий, т.е. отраслей, большая  часть продаж в которых совершается  несколькими фирмами, обусловлено  отчасти экономией от масштаба, обеспечивающей эффективность функционирования  подобных отраслей только при  наличии в них небольшого числа  продавцов. Но уровень концентрации  продавцов зачастую выше, чем  требуется для реализации экономии  от масштаба в производстве.

2. Экономия от  масштаба порождает также барьеры,  препятствующие вхождению новых  фирм в отрасль, что дает  олигополистам возможность получать  прибыли. 

3. Дифференциация  продукции, имеющая важное значение  для многих рынков, возникает  в силу того, что продавцы находят  прибыльным удовлетворение различных  вкусов покупателей и их стремления  к разнообразию. Дифференциация  продукции обычно связана с  рекламой и другими торговыми  издержками.

4. Определяющее  воздействие на поведение олигополистов  оказывают две основные силы. Во-первых, при помощи сговора  фирмы могут удерживать цену  выше ее конкурентного уровня  и в результате получать прибыли.  Во-вторых, нарушая договорные соглашения, от дельные фирмы могут улучшать  свое положение до тех пор,  пока другие фирмы не реагируют  на это. Существование противоречия  между этими двумя силами иллюстрируется  дилеммой олигополистов. 

5. Возникновение  сговора наиболее вероятно при  условии его законности и наличии  небольшого числа продавцов. Различия  между фирмами или различия  в продукции, изменения в издержках  или объемах спроса, а также  возможность снижать цены втайне  от других затрудняют процесс  сговора. 

6. Когда сговор  носит законный характер, олигополисты  в целях установления фиксированных  цен и ограничения объема выпуска  часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаются  из-за того, что фирм” обманывая  соперников, нарушают соглашения. Долго  летняя успешная деятельность  картеля ОПЕК была по большей  части следствием готовности  Саудовской Аравии ограничить  свой выпуск и позволить другим  поставщикам продавать столько,  сколько они хотели, по цене, установленной  картелем.

7. Когда явный  сговор является противозаконным,  фирмы иногда ищут пути к  тайному сотрудничеству. Зачастую  это достигается при помощи  молчаливой договоренности о  том, что одна фирма будет  действовать в качестве лидера  в области цен, а остальные  будут следовать за ее изменениями  цен. 

8. Если фирмы  не могут договориться, то их  поведение зависит от того, какой,  по мнению каждой фирмы, будет  реакция других фирм на ее  собственные действия. Цены могут  варьировать в пределах от  монополистического до конкурентного  уровня.

9. Чтобы не  допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре олигополисты  могут устанавливать цену ниже  монопольного уровня. Иногда для  вытеснения новичков они прибегают  к политике хищнического ценообразования,  но такая политика широко не  практикуется.

10. Монополистическая  конкуренция существует тогда,  когда имеется много фирм, продающих  схожие продукты, каждая из которых  сталкивается с убывающей кривой  спроса на свою продукцию. Приток  новых фирм, продающих близкие,  взаимозаменяемые продукты, приводит  к снижению цены и прибыли.  Состояние долгосрочного равновесия  достигается в точке, в которой  фирмы имеют нулевые прибыли,  как в условиях совершенной  конкуренции, однако цена превышает  величину предельных издержек.

11. В силу существования  экономии от масштаба было  бы расточительным производить  все возможные виды благ. Нет  ясности в том, обеспечивает  ли монополистическая конкуренция  слишком малое или слишком  большое разнообразие.

12. Более 2% ВНП  расходуется на различные виды  рекламы. Последствия влияния  рекламы, по-видимому, весьма различны, и не существует убедительных  доказательств того, что рекламы  слишком много или, наоборот, слишком  мало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. The Wealth of Nations. //Адам Смит. //New York: Modern Library. Inc. (Первоначально издана в 1776 )
  2. Курс экономической теории // Чепурин М. Н. //Учебник. - 5-е изд.// 2006. //832c.
  3. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.// Доллан Э.Дж. Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. //М.Ленинград, 1991.// 352c.
  4. Маршалл А. //Принципы экономической науки.//Прогресс, 1993.// В 3-х т.
  5. Основы экономической теории // Гос. унив. Высшая школа экономики;// Под ред. С.И. Иванова.// 3-е изд.В. 2-х книгах. Книга 2.- М.: Вита – Пресс, 2000.//296 с.: ил.
  6. Робинсон Дж.// Экономическая теория несовершенной конкуренции: Перевод с английского// Москва,1986.// 472 с.
  7. Хайек Ф.Конкуренция как процедура открытия.//МЭиМО, 1989. //№12
  8. Чемберлин Э. //Теория монополистической конкуренции. //Москва, 1996. //338с.
  9. http://economics.wideworld.ru/
  10. http://www.finansy.ru/
  11. http://infoteka.economicus.ru/
  12. http://www.government.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение

    Таблица 1

Типы  рыночных структур Количество  фирм Характер  продукции Существо-

вание рыночных барьеров

Доступность экономии-ческой

информации

Контроль  над  ценами
Совершенная конкуренция Очень большое Стандартная Отсутствуют Полная доступность Отсутствуют
Монополисти-ческая конкуренция Большое Дифференци-рованная Низкие Некоторые ограничения Частичный
Олигополия Небольшое Стандарт- ная  или дифференци-рованная Высокие Существенные  ограничения Частичный
Монополия Одна Уникальная Непреодо-лимые Недоступна Полный

Информация о работе Олигополия и монополистическая конкуренция