Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности конкурентной структуры рынка, а так же закономерностей путей и форм ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены различные способы классификации структур рынка и выявлены их характерные черты;
проанализированы исторические формы концентрации производства и их роль в экономике на различных этапах ее развития;
Введение………………………………………………………………………………3
Основные типы рыночных структур ………………………………………...4
Сущность олигополии как модели рынка………………………………..4
Сущность и особенности монополистической конкуренции как экономической структуры………………………………………………..13
Тенденции и проблемы рынка при данных структурах экономики……….15
Особенности и противоречия рыночного хозяйства при олигополии...15
Антимонопольное регулирование рыночного хозяйства при рынке несовершенной конкуренции…………………………………………….18
Прогноз перспективы развития олигополии и монополистической конкуренции……………………………………………………………………21
Мировой опыт развития олигополии……………………………………..21
Перспективы развития монополистической конкуренции……………...24
Заключение…………………………………………
4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода
При монополистической
конкуренции легко основать фирму
или покинуть рынок. Выгодная коньюктура
на рынке с монополистической
конкуренцией привлечет новых продавцов.
Однако вход на рынок не настолько
легок, как он был при совершенной конкуренции,
поскольку новые продавцы часто испытывают
трудности со своими новыми для покупателей
торговыми марками и услугами. Следовательно,
уже существующие фирмы с устоявшейся
репутацией могут сохранять свое преимущество
над новыми производителями. Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию монополии,
поскольку отдельные фирмы обладают способностью
контролировать цену своих товаров. Она
также похожа на совершенную конкуренцию,
т.к. каждый товар продается многими
фирмами, и на рынке существует свободный
вход и выход.
2. Тенденции
и проблемы рынка при данных структурах
экономики.
2.1 Особенности
и противоречия рыночного хозяйства при
олигополии
Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.
Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах” . Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн” . Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен” .
Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами.
Сговор и соперничество в олигополии.
Поведение олигополии
всегда определяется двумя силами,
действующими в противоположных
направлениях. Первая сила — это
простая заинтересованность фирм в
максимизации совокупной прибыли отрасли
посредством сговора и
Сговор — это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливей сговор основывается на взаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий. В Соединенных Штатах явный сговор почти всегда является противозаконным, тогда как молчаливый сговор, как правило, законом не преследуется.
Вторая сила,
влияющая на поведение олигополиста,
— это эгоистическая
Однако если все фирмы, соперничая друг с другом будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, и общество в целом от этого только выиграют. Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли, приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.
При олигополии
и монополистической
1. Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.
Это означает,
что у фирм-участников
стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю за рынком.
2. Сговор и ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара; быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.
3. Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее.
Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные
высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.
4. Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой
выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного
периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.
5. Искусственное ограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода.
Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и растущая
конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка,
принадлежащей участникам олигополии.
Монополистическая
конкуренция так же является довольно
перспективной структурой рынка
при дальнейшем развитии.
2.2 Антимонопольное
регулирование рыночного хозяйства при
рынке несовершенной конкуренции
Обобщая обзор
истории законодательства Российской
Федерации, регулирующего развитие
конкуренции, предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции, следует
констатировать, что к середине 1999
г. его формирование в основном завершилось.
Сегодня можно с полным основанием
утверждать, что в стране складывается
новая комплексная отрасль
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:
-введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
-установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;
-выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;
-предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.
В течении последних
лет сохраняется тенденция
Практика показывает,
что в различных субъектах
Российской Федерации имеют место
несколько видов нарушений
Во многих регионах
Российской Федерации сохраняется
практика необоснованного
Также значимой
группой нарушений Закона о конкуренции
является необоснованное предоставление
льгот отдельным хозяйственным
субъектам. Например, признано противоречащим
антимонопольному законодательству и
отменено решение МПС России, которое
обязывало собственников
В Томске оживленно
ведется дискуссия о
Антимонопольные
органы работают по контролю за реализацией
федерального закона «О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной
продукции». При этом выявлены многочисленные
нарушения не только производителей,
незаконно сбывающих
Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства являются указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении договоров по поставке товаров и оказании услуг.
Так, в большинстве
сельскохозяйственных регионов периодически
принимаются решения, запрещающие
производить отгрузку зерна иным
потребителям до окончания поставок
в региональные фонды. Эти акты не
только ограничивают установленную
законодательством свободу
3 .Прогноз перспективы
развития олигополии и монополистической
конкуренции
Информация о работе Олигополия и монополистическая конкуренция