Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности конкурентной структуры рынка, а так же закономерностей путей и форм ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены различные способы классификации структур рынка и выявлены их характерные черты;
проанализированы исторические формы концентрации производства и их роль в экономике на различных этапах ее развития;
Введение………………………………………………………………………………3
Основные типы рыночных структур ………………………………………...4
Сущность олигополии как модели рынка………………………………..4
Сущность и особенности монополистической конкуренции как экономической структуры………………………………………………..13
Тенденции и проблемы рынка при данных структурах экономики……….15
Особенности и противоречия рыночного хозяйства при олигополии...15
Антимонопольное регулирование рыночного хозяйства при рынке несовершенной конкуренции…………………………………………….18
Прогноз перспективы развития олигополии и монополистической конкуренции……………………………………………………………………21
Мировой опыт развития олигополии……………………………………..21
Перспективы развития монополистической конкуренции……………...24
Заключение…………………………………………
3.1 Мировой опыт развития олигополии
Мировой опыт показывает, что в экономике большинства развитых стран сформировалась отраслевая монополистическая конкуренция или олигополия. Процесс монополизации обычно происходит естественным путем. Однако в сфере сервисного обслуживания, например высокотехнологичных услуг связи или финансово-банковских услуг, может существовать довольно высокая степень конкуренции. Выстраивание в России ситуации, соответствующей лучшему мировому опыту, безусловно, будет способствовать росту эффективности экономики. Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Каковы же последствия олигополии для хозяйственного развития?
Рассмотрим конкретный пример - раздел и контроль нефтяного рынка странами
ОПЕК. Он позволит нам не только проиллюстрировать важнейшие аспекты
деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о последствиях
любого вида группового контроля над отраслью.
В 1960 году
крупнейшие нефтедобывающие
отменяться. В 1973 году в связи с арабо-израильской войной члены ОПЕК на несколько месяцев ввели эмбарго (запрет) на экспорт ближневосточной нефти в США и другие симпатизировавшие Израилю страны, что привело к росту нефтяных цен.
После окончания срока эмбарго члены ОПЕК ограничили общий объем
производства нефти, введя квоты на выпуск нефти для каждого участника. В
результате этих действий ОПЕК произошел громадный скачок цен на нефть: с 2
долларов США за баррель накануне введения эмбарго до 11,25 долларов после
него. Повышение цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерах нефти.
Вместе с тем оно вызвало к жизни и долгосрочные факторы, препятствующие
дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли,
полученные картелем ОПЕК, привели к быстрому росту предложения нефти со
стороны стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК
приходилось более 70% мирового производства нефти, то в 1979 году его доля
была уже меньше 60%, а в 1985 году составляла всего 30%. Нефтяные
поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады
постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения
производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку
многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала
возрастать.
Одновременно
с ростом предложения
нефтепродукты. Первоначально это выражалось в простой экономии
энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии стало весьма
ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее энергоемкое
оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды
энергоносителей.
Потребители также стали
более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на
более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались
исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.
Снижение
спроса и увеличение
взвинчивать цену. Более того, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля.
Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.
Дальнейшее падение спроса и рост предложения нефти другими странами
заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего
существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В декабре 1985
года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о
квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно
принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему
падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за
баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех
других товаров)
находилась на уровне начала 70-х годов.
Модель монополистической конкуренции предполагает, что каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находится в существенной зависимости от действий других. Продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых конкурентами. Поэтому каждая фирма может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом своих покупателей. Дело в том, что некоторые потребители придают большее значение, чем другие, хорошему стилю и другим рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой. В этом случае фирма будет получать прибыль несколько большую. Однако это происходит недолго, так как доходы привлекают новые фирмы. В результате появления на рынке новых фирм происходит следующее:
во-первых, спрос на товары ранее существовавших фирм падает, поскольку товары новых фирм, несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами.
во-вторых, приспосабливаясь
к новой конкуренции, фирмы, уже
действующие на рынке, могут увеличить
расходы на рекламу, улучшить свои товары
или предпринять другие усилия по
возвращению своих
Монополистическая конкуренция аналогична свободной конкуренции, но является ли она эффективной рыночной структурой подобно совершенно конкурентным рынкам?
По ряду причин рыночный механизм в отрасли с монополистической конкуренцией является неэффективным.
Во-первых, в
отличие от цен на совершенно конкурентном
рынке равновесная цена рынка
монопольной конкуренции
Во-вторых, фирмы
на рынке монополистической
Подобная неэффективность
уменьшает благосостояние потребителей.
И вместе с тем, вряд ли следует
относить монополистическую конкуренцию
к социально нежелательным
Вместе с тем
следует отметить, что существует
и обратная точка зрения, согласно
которой монополистическая
В целом же следует отметить, что подобно монополии и в отличие от совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, как правило, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов. И вместе с тем в отличие от каждой из крайних моделей конкуренции, монополистическая конкуренция широко распространена в современной экономике.
Хотя олигополия
и не удовлетворяет абстрактным
условиям эффективного использования
и распределения ресурсов, в реальной
действительности она эффективна, так
как вносит важный вклад в экономический
рост, активно участвуя в исследованиях
и разработках новых продуктах
и технологий, а также внедряя
эти изобретения в
Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.
К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.
Подобные утверждения
подкреплены многочисленными
Лидирующие американские,
японские, европейские фирмы, оперирующие
в высококонцентрированных
Выводы:
1. монополистическая
конкуренция составляет
2. Монопольное
накопление является
Заключение
Существуют различные рыночные модели: чистая конкуренция, чистая монополия, мон6ополистическая конкуренция, олигополия. К ним можно отнести с достаточной степенью точности большинство отраслей.
В
чисто конкурентной экономике действия
стремящихся к прибыли
Информация о работе Олигополия и монополистическая конкуренция