Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word).docx

— 56.31 Кб (Скачать)

      P                                                                                        

                                                                                                         

                                                                                                           

          G=MEB                               S                                                    

                                                                                                            

                                                                                                         

                                                                                                        

                                                                                                        

                                                                                                        

                                                     Dg                                        

                                                                                                        

                                          D1                                                   

                                                                                                          

                            Qs     Qg                             Q                                  Рисунок 12                                      

                                                                                                                                       

Однако практические проблемы установления корректирующих налогов и субсидий также значительны. Это тоже связано с высокими административными  и трансакционными издержками сбора  необходимой информации, в том  числе установления конкретных субъектов  и объектов налогообложения и  субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль играет и противоречие интересов вовлеченных в такие  проблемы сторон - производителей и  потребителей продукции и получателей  внешних эффектов. Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полнос­тью проблемы, возникающие благодаря  существованию внешних

эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических  и политических дискус­сий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители  благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели. Все  это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки  нахождения принципиально новых  путей ре­шения проблемы. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в практике отдельных  стран.

 Одним из самых  распространенных отрицательных  внешних эффектов является загрязнение  окружающей среды. В основном  загрязнения связаны с производственной  деятельностью фирм и предприятий.  Оно возникает потому, что ядовитые  газы, токсичные элементы и груды  твердого вещества являются побочными  продуктами многих производственных  и технологических процессов.  Здесь важную роль играет формирование  рынка прав на побочные эффекты:

Один из самых  новых подходов, предложенных для  ликвидации негативных побочных эффектов, связан с теоремой Коуза. Суть этого  подхода заключается в формировании рынка прав на побочные эффекты. Давайте  ограничим наши рассуждения проблемой  загрязнения окружающей среды, хотя такой подход применим и к другим побочным результатам. Основная причина  для формирования рынка прав на загрязнение  окружающей среды состоит в том, что воздух, реки, озера, океаны и  гocyдарственные земельные участки, такие, как парки и улицы, являются первичными объектами загрязнения, поскольку права пользования  этими ресурсами либо принадлежат  всему обществу, либо не регулируются законом. В результате ни у частных  лиц, ни у ведомств нет стимулов ограничивать использование этих ресурсов, сохранять  их чистоту или качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов на подобную деятельность. Мы сохраняем свою собственность - периодически красим и ремонтируем свой дом  отчасти потому, что получим назад  стоимость этих улучшений, когда  будем ее продавать. Но пока "права" на воздух, воду и некоторые земельные  ресурсы принадлежат всем, и все  ими свободно пользуются, не будет  стимулов, чтобы их сохранять или  ограничивать их использование. Вследствие этого природные ресурсы "чрезмерно  потребляются" и тем самым загрязняются. Поэтому вносится предложение, чтобы  соответствующее ведомство, контролирующее загрязнение окружающей среды, определяло количество загрязняющих веществ, которое  может быть выброшено в воду или  в воздух в данном районе в течение  года при сохранении качества воды или воздуха на определенном приемлемом уровне. Загрязнение окружающей среды  должно контролироваться государственным органом, устанавливающим количество загрязняющих веществ, которое атмосфера или водоем могут «переработать», и подающим это ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель этой меры состоит в том, чтобы превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определенную цену.

 В будущем с  развитием экономики и ростом  населения спрос на права загрязнения  возрастет, но это приведет  не к увеличению загрязнения,  а повышению цен на права  загрязнения. Например, ведомство  определяет, что 500 т загрязняющих  веществ может быть сброшено  в столичное озеро и "переработано" природой. Следовательно, 500 прав на  загрязнение, каждое из которых  позволяет их владельцу в данном  году сбрасывать в озеро 1 т  загрязнителей, ежегодно предлагаются  для продажи. Суммарное предложение  прав на загрязнение не изменяется, поэтому оно абсолютно неэластично,  как показано на рисунке 13.

                                                                                                      

      P                                                                                         

                                                                                                         

                    D(2000)      S                                                                      

              D(1990)                                                                                   

                                                                                                           

    200                                                                                            

                                                                                                        

                                                                                                        

                                                                                                        

                                                                                                         

    100                                                                                         

                                                                                                        

                                                                                                          

                                                                                                   

                                500        750            100   Q                       

                                                                                              Рисунок 13                        

Кривая спроса на права загрязнения будет нисходящей, как и кривая спроса на любые другие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняют окружающую среду, либо перестанут ее загрязнять, либо будут  загрязнять ее меньше, приобретя очистное оборудование. Таким образом, устанавливается  равновесная рыночная цена на права  загрязнения - в данном случае 100 дол., по которой права на загрязнение  в количестве, позволяющем сохранить  окружающую среду, выдаются тем, кто  ее загрязняет. Заметим, что без такого рынка, то есть если бы использование  озера для сбросов было бесплатным, в него было бы сброшено 750 т загрязнителей и оно подверглось бы "избыточному потреблению" или загрязнению в объеме 250 т.

И со временем, по мере увеличения численности населения  и предпринимателей, спрос увеличится с D(1990) до D(2000). Без рынка прав на загрязнение  к 2000 г. загрязнение на 500 т превысило  бы тот уровень, который может  быть усвоен природой. При наличии  рынка прав на загрязнение их цена повысится со 100 до 200 дол., а объем  загрязняющих веществ останется  прежним, а именно 500 т - объем, который  может "переработать" озеро.

Такой план имеет  ряд преимуществ. Потенциальные "загрязнители" получают явный материальный стимул для охраны окружающей среды: в противном  случае они вынуждены покупать права  на загрязнение. Сторонники охраны окружающей среды могут бороться с загрязнением, скупая права и удерживая их в  своих руках. а тем самым уменьшая фактическое загрязнение по сравнению  с нормами, установленными правительством. По мере увеличения спроса на права  загрязнения растущие доходы от продажи  данного количества прав могут быть использованы для природоохранных  мероприятий. В итоге растущие с  течением времени цены на права загрязнения  будут стимулировать поиск усовершенствованных  методов контроля за загрязнением.

Информация о работе Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование