Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:59, реферат
Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий
3. Экономические функции правительства.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения тех задач, с которыми рыночный механизм успешно справиться не может. Это касается правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство разрабатывает законы:
· по защите прав собственности, в том числе и интеллектуальной ;
· по деятельности банковской системы и других форм предпринимательства;
· по организации в стране денежного обращения;
· по ограничению в стране монопольной власти;
· по защите прав потребителей на приобретение ими качественной продукции и т.д.
Механизм рынка нацелен только на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах. Рынок пройдет мимо таких потребностей (оборона и охрана общественного порядка; государственное управление; единая экономическая система; дороги; дорожная разметка и знаки; социальная сфера и т.д.).
Напомним, что исключаемые
общественные блага одновременно являются
и исключаемыми. В отличие от чистых
общественных благ, доступ к ним
легко ограничить. Следовательно,
несмотря на то, что их потребление
происходит коллективно, проблема "безбилетника"
в таких случаях не возникает.
Это означает, что исключаемые общественные
блага могут производиться и
нередко действительно произ
Существует достаточно
много благ, имеющих некоторые
характеристики общественных. Степень
неконкурентности их потребления может
быть различной в разных условиях,
это же относится и к степени
их исключаемое™. Многое здесь зависит
от характера рыночных условий, в
том числе от развития рыночной инфраструктуры,
и от уровня развития соответствующих
технологий. Такие блага называют
условными общественными
Например, некоторые
из условных общественных благ становятся
конкурентными в потреблении при
достижении определенного уровня объема
таких благ, приходящегося на одного
потребителя, или, что то же самое, при
превышении количеством
Еще одним интересным
способом подключения рыночного
механизма к производству условных
и исключаемых общественных благ
является объединение потребителей таких
благ в специально создаваемые для
этого организации - клубы. Они выступают
во внешнем вполне "рыночном" мире
как обычные покупатели подобных
благ, а во внутренней сфере ограничивают
доступ потенциальных
В определенных случаях
даже обладающие крайне низкой исключаемостью
чистые общественные блага могут
производиться и продаваться
в частном секторе экономики.
Для этого .применяется прием, называемый
пакетированием (увязыванием). Суть его
заключается в объединении
Во всех остальных
случаях, и прежде всего, когда степень
исключаемости общественных благ недостаточно
высока для их производства в частном
секторе экономики, они могут
производиться в
Однако далеко не
все производимые (или обеспечиваемые)
государством блага являются чистыми
общественными благами. Многие из них
обладают уровнем исключаемости, достаточно
высоким для того, чтобы их производство
(и последующая продажа) стало
возможным и в частном секторе,
а некоторые и вовсе
Вместе с тем важно подчеркнуть, что производство благ в государственном секторе вовсе не означает автоматического достижения выпускаемым их количеством экономически эффективного объема, хотя и является часто наиболее целесообразным способом обеспечения ими потребителей.
Итак, на практике видно,
что неизбежны как некоторые
ограничения в допуске, так и
издержки потребителя, в том числе
и трансакционные. Более точно, видимо,
вслед за рядом авторов определять
общественные товары через неограниченность
их использования. Тогда можно сказать,
что общественными являются товары,
имеющие два основных свойства: 1)
их использование невозможно ограничить;
2) такое ограничение для
Многие экстерналии
существуют в экономике длительное
время. Это означает, что трансакционные
издержки на выяснение и перераспределение
прав собственности существенны, и
ими нельзя пренебречь. Если такие
издержки превышают выгоду от переговоров,
то экстерналии не будут устранены.
К такому же результату ведет слишком
большое число вовлеченных в
проблему экстерналий субъектов, трудности
в определении конкретных источников
внешних эффектов, асимметричная
информация относительно издержек и
выгод участников переговоров. Когда
экстерналии устойчиво
Наиболее распространенным
методом является административное
регулирование, которое заключается
в прямых запретах или, наоборот, требованиях
выполнения вовлеченными экономическими
субъектами определенных действий, что
подкрепляется мощью
Конечно, регулирующие
деятельность продуцирующих внешние
эффекты экономических
2) Название «чисто
общественный товар» вряд ли
вполне корректно – хотя бы
по тому, что явно небезупречен
тезис о бесплатности
Каждый производитель
негативной экстерналии обязан
платить корректирующие налоги
и субсидии. Корректирующий налог
(налог Пигу) устанавливается в
размере, равном предельным
Т = МЕС,
где Т - размер корректирующего налога.
Тогда MPC + T = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня Qt = Qs (рис. 11).
P
PT
PS
QT QS
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями :
G = MEB,
где G - размер корректирующей субсидии.
Тогда MPB + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня Qg = Qs (рис. 12).
Информация о работе Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование