Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:35, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. Concurrere – сталкиваться, состязаться ).
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ 5
Предельная полезность. 5
Взаимозаменяемость и взамодополнительность. 6
Проблема равновесия. 7
Уравнения общего равновесия. 9
Закон Вальраса 10
Значение закона Вальраса и что он дает. 11
ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ 15
Сущность конкуренции, условия её существования 15
Совершенная конкуренция 16
Несовершенная конкуренция 16
Демпинг (продажа ниже издержек) 19
Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция. 20
Монопольные цены и поведение монополистов 22
Особенности российского монополизма 24
Методы антимонопольной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
А) Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтоб поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объём продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.
Б) Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объёма производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счёт уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества:
во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам;
во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам;
в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по более низким ценам.
Различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция
происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:
первое – совершенствование технических характеристик товаров;
второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Неценовая
конкуренция путём сбыта
Сущность и особенности всех монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.
Поведение монополистических объединений отличается от того, что нам известно о совершенной конкуренции, принципиально другим подходом к ценообразованию. Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средних уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.
Как
известно, участники свободной
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли.
Механизм монополистического ценообразования: «Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения».
Однако надо заметить, что когда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, поэтому не образуется равновесная цена.
Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут своё «ценопроизводство»:
В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырьё, чем нанесло большой ущерб экономике сёл. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.
Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб производственным возможностям страны. Подсчитано, что в США чистые убытки от нерационального использованья ресурсов в 80-е гг. составили 0,5-2% валового национального продукта. Но в правовом и демократическом государстве на негативные действия монополистов не могут не возникать и возникают противодействия.
Конкуренция
стимулирует технический
Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно - два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие - лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.
Информация о работе Общее равновесие и эффекимвность настоящей конкуренции